Ник Перумов Семь Зверей


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Halstein» > Ник Перумов "Семь Зверей Райлега"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ник Перумов «Семь Зверей Райлега»

Статья написана 4 апреля 2012 г. 11:25

     Перед нами новый цикл Перумова, вроде бы никак не связанный с его монструозной мега-эпопеей про Упорядоченное. Ну то есть помимо авторства и прилагающихся к нему особенностей. Потому как уберите фамилию автора — по прочтении всё равно все-все поймут, что написано Перумовым. Структура совершенно типична для него:

*) Интригующее начало, где Ник манит красотами нового мира, его своебразным устройством, непознанными тайнами и угрозами («Терн»)

*) Относительно бодрый, но постепенно буксующий «миттельшпиль», когда все вроде наполнено экшеном, но основной сюжет и ключевые интриги так и стоят на месте («Алиедора»)

*) Предфинальное затишье, отличающееся откровенной нудностью, когда финальный «большой бум» вроде уже вот-вот случится, но все как-то не случается. А пока исчезает даже интересный «будничный экшн»: все только и занимаются, что бесконечными путешествиями по зигзагообразному (иногда даже спиральному) маршруту, повторяющимися бессодержательными разговорами и туманными намеками\угрозами «а вот я что-то такое знаю\не тот, кем кажусь», которые у читателя (из-за числа итераций) уже в печенках («Имя Зверя. Том первый»)

*) Умеренно интересный всплеск активности в финале, когда автор наконец всерьез вернулся к проблемам, показанный в начале цикла (Имя Зверя. Том второй»)

*) Скомканная стремительная мега-эпическая развязка, когда за 50 страниц до конца цикла еще непонятно, как автор успеет все завершить в такие сжатые сроки, а потом трам-бам-бам и проблема всемирной угрозы успешно решена, всем сестрам роздано по серьгам и можно недоуменно чесать в затылке «и стоило ради этого в нескольких томах толочь воду в ступе»? (Последние 2-3 главы «Имя Зверя. Том второй»)

    На месте и более локальные атрибуты: могущественные надмировые Силы С Большой Буквы, герои с таинственным прошлым или подозрительными планами в настоящем, пророчества о конце света и непонятый всеми главный герой, который может всех спасти. Те же и моральные проблемы о «меньшем зле», «тьма это только цвет» и прочая. Перумов порой пытается оригинальничать («мол, у меня теперь совсем другой герой»), но получается все тот же Фесс, только в профиль.

В общем, многие справедливо критиковали приключения Фесса за излишние объемы. Перумов это вроде бы учел и сократил количество томов в три раза. Вот только при этом соотношение воды\самоповторов и интересных моментов осталось практически тем же (просто всего стало в три раза меньше). Резюмируя: «Хранитель мечей» в миниатюре и как следствие — постоянное ощущение, что все это где-то уже читал. В остальном — типичный «поздний» Перумов со всеми его достоинствами и недостатками.

    Начала у Перумова всегда получаются лучше всего: он отлично умеет придумывать разнообразные миры, проблемы им угрожающие, и раздоры, их, соответственно, раздирающие. В воображении Николаю Даниловичу не откажешь. Так и «Терн» тоже симпатичнее всего в этом цикле. Вот только, к сожалению, «Терн» — далеко не лучшее из его начал. Если в том же «Рождении мага» Фесс изрядно поколесил по Эвиалу, закончил Академию Волшебства, поработал некромантом и пережил вторжение Клешней, то Терн с командой в основном скитаются по скучноватым захолустьям. И что куда хуже: заметно подурнели персонажи. Герои «Терна» куда скучнее и эмоции их наигранные. Роман буквально увязает в бесконечных взаимных пререканиях и неожиданно многочисленной велеречивости (ну зачем???). Беспрестанные «достопочтенные многомудрые мэтры», «гордо задрала нос», «неистово замахал руками» делают диалоги совершенно неубедительными, фальшивыми, а потому откровенно раздражают.

    «Терн» и «Алиедора» задуманы как теза и антитеза. Вроде как противоборство взглядов с «темной» и «светлой» стороны. Вот только странно получается: «светлый» Терн до боли напоминает номинально «темного» Фесса, а местная «темная» — Алиедора — по сути просто взбалмошная капризная девчонка и остается ею на протяжении всего романа. Детские обиды и эгоизм вместо циничного прагматизма. Какой-то неубедительный получается разговор. Сюжетно «Алиедора» лишь чуть-чуть расширяет границы мира, показанного в «Терне». В основном это просто «прокачка» очередной героини «с трудной судьбой», которая внезапно оказалось избранной непонятно кем. Читается легко, но по прочтении как-то ничего не остается. Может поэтому Перумов в последующих томах постоянно и использует фразочки типа «но не зря она сидела в кубе кора Дарбе» — убедить читателя в сюжетной необходимости «Алиедоры»? А то как-то сам факт прочтения не очень убеждает.

   Концовка, увы, как всегда подкачала. Перумов сначала ее слишком долго оттягивает, отвлекаясь на всякие мелочи, а затем так спешно сворачивает все сюжетные линии, будто у него за спиной стоит неумолимый кредитор и только новый роман поможет погасить долги. Столкновения характеров героев двух первых книг также не получилось: так, поворчали немного почти по-семейному, подулись, повздыхали и все само собой утряслось как-то, в едином порыве мир спасать стали. Ну а как иначе, если и сами герои не слишком-то убедительны? Неожиданно возникли проблемы «с балансом», чего раньше за автором так явно не водилось: то подручные таинственных Мудрых играючи спеленывают всю команду Терна, то этих мудрых не лупит только ленивый. Да, фирменный Перумовский размах частично выправляет дело, но по прочтении остаются смешанные впечатления: вроде и читал не через силу, но и особого удовольствия тоже не получил.

Оценка: 6 (7-6-6)



Тэги: Перумов


259
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 апреля 2012 г. 18:12
Толковая рецензия, все по полкам разложили.
В свое время прочитал всего Хранителя. Не нравилось многое, но больше всего конечно «многозначные разговоры ни о чем». Создавалось стойкое ощущение, что автор сам порой не понимает, что движет персонажами и силами, которых он направляет. И финал эпопеи это ощущение никуда не дел. Сейчас спустя годы, я бы наверно и не стал дочитывать.
Но когда вышел Терн, купил его по инерции, и начав читать, так и не закончил. Ибо, то, что творилось на страницах книги иначе как убожеством, назвать было сложно. Все равно, что описывать происходящие в ролевой игре, и выпускать под видом романа.
Прочитав вашу рецензию, просто в очередной раз убеждаюсь, что сделал правельный выбор.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2012 г. 07:54

цитата Вареный

«многозначные разговоры ни о чем»

Увы, их полно и темы постоянно повторяются. Первый том «Имени Зверя» в этой дисциплине и вовсе на рекорд претендует

цитата Вареный

Ибо, то, что творилось на страницах книги иначе как убожеством, назвать было сложно.

Для меня было очень неприятным сюрпризом все, что связано с персонажами. Конечно, Перумов и раньше не был тут идеалом, но все же некий уровень держал. Тут же все фразы, эмоции, характеры настолько неубедительные и деревянные, что создается впечатления, будто разговаривают не то какие-то марионетки, не то андроиды. А учитывая сколько этому отводится места... Когда я первый раз читал «Терна» в 2007-м вообще с трудом продрался. Сейчас, освежая память перед остальными томами (я их читал затем все разом), я уже был готов и читал эти места по диагонали. Так вот, «Терн» еще более-менее держит интригу (Гниль там, чужаки с другого плана), так что я даже повысил оценку до семерки (хоть и с большой натяжкой). Но потом Перумов начинает откровенно «тянуть резину», как и в «Хранителе». Честно говоря, не понимаю, почему после «Рождения Мага» Николай Данилович так полюбил сврехрастянутые тексты.


⇑ Наверх