1985


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» > 1985
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

1985

Статья написана 8 апреля 2012 г. 15:38


Бразилия (1985, Brazil)

ВБ, продолжительность — 94 мин (edited version) / 132 мин / 142 мин (director's cut) / 143 мин (Blu-Ray edition)
       жанр — пророческая фантазия о мрачном прошлом, однообразном настоящем и туманном будущем.
       слоган: «We're all in it together»



сценарий                             Терри Гиллиам, Том Стоппард и Чарльз МакКеон
режиссер                             Терри Гиллиам
оператор                              Роджер Прэтт
композитор                           Майкл Кэймен
продюсеры                           Арнон Милчэн, Патрик Кассаветти

в ролях: Джонатан Прайс (Сэм Лоури), Ким Грайст (Джил Лейтон), Кэтрин Хелмонд (миссис Ида Лоури), Иэн Холм (мистер Курцман), Роберт Де Ниро (Арчибальд «Гарри» Таттл), Боб Хоскинс (Спур), Иэн Ричардсон (мистер Уоррен), Майкл Пэлин (Джек Линт), Питер Вон (мистер Хелпман), Джим Бродбент (доктор Джеф), Брайан Миллер (мистер Баттл), Кэтрин Погсон (Ширли).


                                                                                  Чиновники- одни из самых неприятнейших существ во всей Галактике, самые странные создания во Вселенной.
                                                                                                                      Они не думают, у них нет фантазии, многие неграмотные. Они только… руководят.
                                                                                                                                                         Дуглас Адамс «Автостопом по Галактике»

Ровные подшивки из справок, заявок, бюллетеней и протоколов возвышаются вокруг Вас стройными полками армии бумажного Наполеона. Иногда они смотрятся почти невинно, но я умоляю: не допускайте той же ошибки, что и Ваши предшественники -никогда не расслабляйтесь и не вздумайте даже на мгновение посчитать этих прожорливых до человеческих жизней монстров обычными бумажками! Дайте им шанс, хоть одну крошечную возможность из миллиона, и в час Судного рабочего аврала они незаметно окружат со всех сторон, сомкнут ряды, коварно забросают заверенными ксерокопиями, требуя разборчивых подписей и круглых печатей, после чего обязательно дотянуться до Вашего горла своими острыми скоросшивателями и....... Нет, не подумайте, что таким образом я пытаюсь Вас запугать, но тело Вашего последнего предшественника из-под этой груды бумаг извлекали целых 3 дня, уж слишком глубоко оно было закопано под весом 677877677 различных извещений, 777799 выписок и 123455543443 справок о получении\выдаче на руки предыдущих выписок и извещений. И ведь никто даже не поинтересуется, сколько всего наших собратьев полегло в этой неравной битве с массивными стеллажами, слипающимися файлами и неисправными степлерами! Но выход всего один: пока ОНИ еще только наблюдают за нами из своего темного угла, постепенно накапливая силы и наращивая страницы, выступить против них единым фронтом — с горящим взором, засученными рукавами и всегда готовым к работе пресс-папье: без жалости собирая и тут же систематизируя, отчаянно скрепляя и немедленно каталогизируя, скрупулезно выделяя лишь главное и с удовлетворением взирая, как все ненужное навсегда исчезает в голодной пасти шредера. Ведь, в сущности, что на свете может быть важнее работы, которая всему и всея определяет его место под солнцем, описывает цвет, измеряет вес и после всего этого присваивает личный инвентаризационный номер? Если задуматься, то это именно мы обеспечиваем весь порядок во Вселенной, где каждой карточке соответствует особая папочка, каждой папочке полагается отдельный ярлычок — и так далее, вплоть до рек, впадающих в моря и звезд, образующих целые созвездия! И может быть, этот мир в своем первозданном хаосе действительно был сотворен всемогущим Богом, но кто смог придать его работе подлинный смысл, кто довел до совершенства структуру, аккуратно распихав все им созданное по нужным полочкам с соответствующими этикетками, как не МЫ- почти не заметные стороннему глазу, такие же заурядные, сколь и необходимые, героические работники невидимого фронта, отважные рыцари скоросшивателя и пресс-папье — обыкновенные скрупулезные бюрократы?


А началось все с невинного сочетания двух диковинных английских слов — «Monty Python». В конце 60-х годов, эта группа «британских сумасшедших парней» раз и навсегда изменила представление о природе юмора, перевернула все, что только можно было перевернуть, раздвинула вширь, вглубь и поперек рамки телевизионной дозволенности и попутно взорвала не только почти все существовавшие на телевидении стереотипы смешного, но и мозги отдельных несчастных зрителей. В определенном смысле, для телевизионной индустрии 70-х «Монти Пайтон» сыграли ту же роль, что и небезызвестная ливерпульская четверка — для музыкальной индустрии прошлого десятилетия: их новые скетчи мигом разлетались на цитаты, которые в любой момент могли выскочить в самом неожиданном месте: от серьезной аналитической телепрограммы до речи напыщенного британского политика. Казалось, что мир окончательно сошел с ума: все вокруг не просто хотели шутить как шутят в «Монти Пайтон», петь так же, как поют в «Монти Пайтон», весело валять дурака как его валяют в «Монти Пайтон», в определенном смысле весь мир вдруг сам захотел превратиться в один сплошной «Монти Пайтон«! Как и следовало ожидать, участники труппы быстро приобрели статус знаменитостей, которых узнают на улице и потом бегут вслед по 2-3 квартала в надежде заполучить заветный автограф — все, кроме одного, самого тихого, скромного и незаметного. Американец Терри Гиллиам поначалу играл в этой чисто британской труппе роль «самой непримечательной личности»- он практически не участвовал в сочинении скетчей и редко появлялся в кадре, обычно довольствуясь ролями второго или третьего плана, в которых наличие слов считалось непозволительной роскошью. Что и неудивительно, ведь основная часть работы Гиллиама всегда оставалась за кадром: будучи отличным художником, он отвечал за создание странных мультипликационных вставок откровенно сюрреалистического содержания — тех самых, которые заставляли телезрителей отчаянно скрести свои котелки в поисках связующей нити несуществующего повествования, и в результате подняли «Монти Пайтон» на некий совершенно абстрактный уровень, сделав из них не просто очередное собрание телевизионных скетчей, а действительно, «нечто совершенно иное». В 1975 году, когда «Монти Пайтон» перешагнул с маленьких голубых экранов на большой, по сути ничего не изменилось: пока остальные участники труппы самозабвенно примеряли на себя рыцарские доспехи и женские платья, куражились и выделывали перед камерой уже привычные номера, Гиллиам большую часть времени, по-прежнему держался за кадром:  анимируя все, что невозможно было снять вживую (ввиду острой нехватки бюджетных средств)  и демонстрируя богатую режиссерскую фантазию во всем, начиная с самих вступительных титров. В 1983 году, «пайтоновцы» выпускают последнюю полнометражку «Смысл жизни по Монти Пайтону», после чего принимают решение на время прервать совместную деятельность и сосредоточиться на самостоятельных творческих проектах. Недолго постояв на распутье, каждый из них двинулся дальше своей дорогой: одних больше привлекала стезя актерского лицедейства (Джон Клиз, Эрик Айдл, Майкл Пэлин), другие же не желали плясать по указке других режиссеров, предпочитая самостоятельно дергать за ниточки (Терри Джонс). Тогда никто из них не мог даже предположить, что это творческое расставание станет концом славной легенды о «Монти Пайтоне», и каждый из них, сколь бы не тужился, как не старался — так и не сумеет выбраться за ее пределы и создать новую, носящую его собственное имя. Никто — кроме одного. Если бы, в те годы «пайтоновцам» вдруг сказали, что из всех «британских сумасшедших парней» самым сумасшедшим окажется наиболее тихий и наименее приметный, да вдобавок еще и единственный американец, они скорее всего сочли это остротой, достойной целого скетча, в конце которого на экране непременно появился суровый британский Полковник с лицом нестареющего Грэма Чэпмана и посредством своей коронной фразы «Так, хватит! Это глупо», прекрасно проиллюстрировал отношение всей группы к кажущейся нелепости данного изречения. И тем не менее, так все и получилось.

К 1984 году в режиссерском багаже Гиллиама уже числились две самостоятельные работы — «Бармаглот»(1977) и «Бандиты во времени» (1981) — смелые, весьма эксцентричные, буквально фонтанирующие свежими находками и оригинальными творческими решениями, но пока еще полностью соответствовавшие духу «британских сумасшедших парней» и идеально помещающиеся на дне тесной коробки с несмываемым клеймом «Сделано в Монти Пайтон». Нет, не подумайте ничего плохого — режиссерский стиль Гиллиама постоянно эволюционировал, от картины к картине он становился все более узнаваемым и под жирным слоем эксцентрики «Бандитов» уже вполне можно было разглядеть ту самую руку, которая несколько лет спустя подарит зрителям собственную интерпретацию «Приключений барона Мюнгхаузена», однако структура фильмов, по-прежнему напоминала пайтоновские капустники,«, в которых сюжеты играли роли шашлычных шампуров для нанизывания на них гэгов со скетчами и представляли собой лишь очередной повод побалагурить. По большому счету, первой по-настоящему «гиллиамовской» работой стало участие режиссера в постановке картины «Смысл жизни по Монти-Пайтону»: написанная и поставленная им для этого альманаха 16-минутная новелла «Страховая компания «Кримсон Перманент»" настолько не вписывалась в рамки «группового стиля», что ее даже пришлось отделить от остального фильма и демонстрировать в кинотеатрах как предваряющую основное действие, самостоятельную короткометражку. Именно в этой истории о страховых клерках, бунтующих против своего тоскливого настоящего, Гиллиам-эксцентрик, Гиллиам-сюрреалист, и в конечном счете — Гиллиам — «пайтоновец», впервые уступили место Гиллиаму- главному Мюнгхаузену современного кино, Гиллиаму- Дон Кихоту, который и по сей день без устали сражается с ветряными мельницами унылой повседневной реальности, и в конечном итоге — настоящему Художнику, в чьем личном мольберте имеются самые невообразимые оттенки всех цветов, кроме скучно серого. По большому счету, «Летающий цирк» перестал существовать в тот самый момент, когда остававшийся постоянно в тени, самый эксцентричный из клоунов вдруг понял, что устал веселить почтенную публику и решил предстать перед ней без привычного красно-белого грима и смешного парика, с намерением не рассмешить до слез, а просто поведать историю. Но сама история пока не особо торопилась на встречу с публикой и являлась режиссеру лишь посредством одиноких разрозненных образов: то гигантской неповоротливой Системы, готовой без остатка слопать любого случайного человечка, то- совсем еще зеленого юноши, постоянно витающего в облаках собственных фантазий, то- не менее юной девушки, которую страх перед Системой и подсознательная тяга к свободе приводят к освоению чисто мужской профессии. Стараясь развить эти образы в нечто большее, Гиллиам принялся придумывать других персонажей, выстраивать на бумаге отдельные сцены, и в результате, к началу 1983 года описание концепции нового фильма без названия уже занимало более 100 страниц машинописного текста, но за этим хаотичным нагромождением колоритных образов и разрозненных эпизодов, по-прежнему отсутствовал обязательный стержень любого драматического произведения — связная история, которая сможет последовательно взять за руки и героев, и зрителя и не спеша провести их от начальной точки повествования до самого финала. По словам самого Гиллиама, главная трудность, с которой он столкнулся в работе над сценарием было сочинение диалогов. «Я не умею писать диалоги, зато у меня прекрасно получается их переписывать. Именно поэтому я всегда работаю с соавторами.*" — со смехом признавался режиссер в своем интервью британскому кинокритику Иэну Кристи. И тогда, блуждавший в потемках собственной фантазии, Гиллиам вдруг подумал о Томе Стоппарде — известнейшем британском драматурге, чье мастерство в оттачивании остроумных диалогов уже помогло превратить одну из наиболее мрачных трагедий Шекспира в забавную постмодернистскую комедию под названием «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Стоппард согласился поработать над гиллиамовскими набросками, решительными движениями отсек все лишнее от бесформенной 100-страничной глыбы, умелой рукой прорезал четкие контуры и наметил необходимую глубину, в результате чего, сквозь грубый неотесанный камень, на свет начали проступать еще пока не вполне ясные очертания по-настоящему удивительного творческого синтеза, в котором лишь один крошечный миллиметр отделял страшное от смешного и яркую фантазию — от самой, что ни на есть суровой реальности. «Бразилия»!

  

Впоследствии, Гиллиам признавался, что самым популярным вопросом, который ему когда-либо задавали по поводу этого фильма, так и остался сокровенный: «А почему...... именно «Бразилия»?» Первоначальный вариант сценария Гиллиама и Стоппарда назывался «1984 1\2» — в честь сильно повлиявших на его создание, культового романа Джорджа Оруэлла и кинематографического шедевра Федерико Феллини, но отвечающим за производство картины, чиновникам со студии «Universal» данное название показалось чересчур вычурным и излишне заумным. Нужно было срочно придумать новое название, которое бы отражало всю суть готовящегося проекта, и здесь Гиллиаму сказочно повезло: он просто сидел в небольшом кафетерии и размышлял над тем, какой вариант мог бы устроить бюрократических упырей из отдела маркетинга, в этот момент кто-то из посетителей сделал погромче радио, чтобы послушать любимую песню — и то самое вожделенное название само влетело в уши режиссера посредством радио динамиков! Песня представляла собой англоязычный перепев старой бразильской самбы «Aquarela do Brazil» и повествовала о чудесном райском месте, в котором все мы, непременно когда-нибудь окажемся. Текст песни показался Гиллиаму настолько нелепым:

Brazil!
When hearts were entertained in June
We stood beneath an amber moon
And softly whispered 'some day soon
,

что в его зашкаливающей наивности он увидел идеальное воплощение бытового эскапизма: когда суровая реальность подступает со всех сторон, угрожая окончательно сомкнуть тиски вокруг твоего несчастного бренного тела, достаточно лишь хорошенько зажмуриться, во весь оставшийся голос судорожно пропеть «Bra-a-a-zi-i-il!» — как окружающая тьма тотчас рассеется, и все будет хорошо. Девственное голубое небо, украшенное забавными кудряшками облаков, «Bra-a-a-zi-i-il» — это само воплощение беззаботной жизни, которая выглядит настолько прекрасной, что буквально манит на поиски новых наслаждений. Серое небо, здания, увитые бесконечными трубами, серые под стать небу люди, вершащие самые черные дела,  «Bra-a-a-zi-i-il» — это разновидность ментального барьера между миром внешним и внутренним; встроенный внутрь черепной коробки голографический проектор, демонстрирующий Вам коктейли с зонтиками в самый разгар пира во время чумы и сладкий голос, который успокаивает, внушая веру во все лучшее посреди длинной очереди в газовую камеру. «Bra-a-a-zi-i-il» — это особое состояние души, волшебная эйфория сбывшейся мечты и человеческой фантазии, полностью освобожденной от холодных оков рассудка; аварийный тумблер, который срабатывает в голове, когда окружающая действительность уже перестает кусаться и начинает с аппетитом пережевывать Вашу руку. Серая и яркая, сказочная и пугающе достоверная — в той самой немыслимой точке, где волшебный реализм главного голливудского утописта 40-60-х годов, американского кинорежиссера Фрэнка Капры пересекается с мрачными кошмарами своего полного антагониста, австрийского писателя Франца Кафки, подобно мифической Атлантиде, из пены кинематографического постмодернизма на поверхность всплывает гиллиамовская «Бразилия».

«Бразилия» — это мир, застывший вне конкретного времени, за пределами каких-либо определенных географических координат. Сам Гиллиам считает, что не взирая на притчевую условность, действие фильма могло происходить «в любое десятилетие двадцатого века, где угодно — на пространстве от Лос-Анджелеса до Белфаста». Не случайно, демонстрируя фильм более чем в 80 странах, режиссер всегда начинал презентацию картины с единственной фразы: «Знаете, а в нашем фильме есть частичка и вашей страны», а в самый разгар кровопролитной «Битвы за Бразилию», всемирно известный писатель Салман Рушди в своей рецензии на фильм написал, что «мы все — бразильцы, пришельцы в земле чужой». Изящно балансируя между антитоталитарно направленным оруэлловским «1984» и абстрактно-философским «Процессом» Кафки, Гиллиам создает на экране образчик самой правдоподобной антиутопии, для полного погружения в которую не нужно ни ужасов третьей мировой войны, ни прихода к власти нового Большого Брата, достаточно лишь посидеть пару часов в тесной чиновничьей приемной, заполняя четыре варианта прошения для получения трех экземпляров очередной справки, и вуаля — Вы уже внутри! «Бразилия» — это идиллический рай бумагомарак и крючкотворов, царство всеобщего бюрократического идиотизма и мир, построенный внутри гигантского шредера, в котором наряду с ненужными протоколами и справками, зачастую уничтожают и ненужных людей. Заглянув в самый корень проблемы, Гиллиам первым осознал, что внутри гигантской системы государственного принуждения, самым страшным человеком является отнюдь не брызжущий слюной коротышка-диктатор с нелепой челкой и комично топорщащимися усиками, а обыкновенный чиновник-бюрократ, который в повседневной жизни вполне может оказаться веселым человеком, замечательным другом и прекрасным семьянином, и весь его изъян состоит лишь в том, что по долгу службы он обязан следовать букве Инструкции, а Инструкция, в свою очередь предписывает ему пожирать других людей. По словам Гиллиама, первый толчок к созданию «Бразилии» он получил, когда копаясь в исторических документах ХVII века, вдруг случайно наткнулся на прейскурант пыток времен средневековой «охоты на ведьм. Читая этот документ, составленный со всей бюрократической сухостью и скрупулезностью, режиссер вдруг попытался представить себе его автора — о чем может думать человек, работа которого сводится к тому, чтобы 9 часов подряд, с перерывом на обед, аккуратно протоколировать чужую боль, как он получает свою зарплату и что отвечает жене и детям, интересующимся о том, как прошел его рабочий день? Именно на этих вопросах и предполагаемых ответах, он впоследствии выстроит фундамент своей «Бразилии», в которой такие слова, как «мерзавец» и «негодяй» обозначают отнюдь не состояния души человека, а всего-лишь профессии с хорошим недельным заработком. Ни центральный антигерой Джек Линт (Майкл Пэлин), играющий со своей дочкой в кубики на расстоянии всего пары метров от того места, где он самолично пытает людей, ни секретарша, с жизнерадостной улыбкой конспектирующая на бумаге вскрики умирающих в пыточных камерах не являются злодеями в традиционном понимании этого слова, они — не законченные садисты, питающиеся человеческими страданиями и не люди, мутировавшие в монстров под воздействием людоедской идеологии наподобие оруэлловского О’Брайена. По мысли Гиллиама, они, как и все общество поражены гораздо более сильным недугом, нежели социопатия или маниакальная жажда крови — им просто все равно. Изведя под корень любые формы мышления, которые не укладывались в Инструкцию, они разучились радоваться жизни и утратили способность переживать яркие эмоции. Без идеологического обоснования, без принуждения и стороннего вмешательства Большого Брата — быстро, безболезненно и абсолютно добровольно, слившись в единую массу и навсегда перекрасив мир вокруг себя в единственный, мертвенно-серый оттенок. Эта система функционирует как огромные часы, где каждая шестеренка вращается там, где ей нужно, и каждый болтик находится в нужном гнезде. Однако, иногда случается и такое, что мелкий невзрачный шурупчик выпадает из своего паза, падает вниз и тем самым нарушает идеальную работу всего механизма в целом. Этот шурупчик бережно извлекают из корпуса, дабы случайно не задеть другие болтики, гаечки и шестеренки и тут же разносят в мелкую крошку — показательно и очень быстро, что бы успеть до того момента, пока часовая и минутная стрелка замрут в строгом перпендикуляре, объявив по всему офису начало обеденного перерыва. Работоспособность механизма вновь восстановлена, стрелки двигаются, не потеряв прежнего ритма, шестеренки вращаются, болтики слегка подрагивают от случайной вибрации — и лишь на месте падения невзрачного шурупчика, по поверхности растекается что-то бурое и маслянистое, но как это обычно и бывает, всем все равно.


Как и все прочие фильмы Гиллиама, «Бразилия» напоминает необыкновенно одаренного ребенка-вундеркинда, который на каком-то этапе перестает подчиняться указаниям папы-режиссера и начинает развиваться абсолютно самостоятельно. Первоначальный сценарий Гиллиама и Стоппарда, его более поздний вариант, переработанный при посильном участии Чарльза МакКеона и получившийся, в результате фильм с тем же названием — это фактически, три совершенно самостоятельных произведения с разными персонажами, иным порядком сцен и совершенно различной моралью. В первоначальном варианте, который Гиллиам сочинял stand alone, Сэм Лоури был 20-летним юношей с наивным взором, который открывает свою первую дверь, ведущую в большой мир и находит там совсем не то, что ожидал. Однако, в ходе изнурительного кастинга, режиссеру так и не удалось подобрать подходящего молодого актера, зато в роль Сэма идеально вписался его старинный приятель, 38-летний британец Джонатан Прайс. В результате такого решения, изменился не только возраст персонажа, но и вся его личность: из невинного агнца герой мутировал в безвольного и совершенно бесхребетного человечка, эдакую смесь кафкианского Йозефа К с персонажами русской классической литературы — гоголевским Акакием Акакиевичем и Мишей Бальзаминовым, а его фирменные «полеты во сне и наяву», из наивных юношеских мечтаний превратились в болезненную форму эскапизма от повседневной реальности, с помощью которой герой пытается подсознательно компенсировать свою трусость и полную никчемность. По мнению Гиллиама, прайсовский Лоури, который «всю жизнь избегал ответственности, почти ничего из данного ему в жизни не реализовал» полностью заслуживает своей финальной участи, и в конце концов, кто мы такие, что бы оспаривать режиссерское видение? Второе серьезное отличие сценария от фильма заключается в проработке образа Джилл Лейтон: согласно первоначальному гиллиамовскому замыслу, в этой истории она должна была играть роль второго ключевого персонажа. Однако, если в случае с Лоури-Прайсом, удачный кастинг позволил Гиллиаму поднять героя на новый смысловой уровень, то с выбором актрисы на главную женскую роль все получилось строго наоборот. Перепробовав великое множество американских исполнительниц различного уровня (в приблизительном диапазоне — от Мадонны до Кэтлин Тернер), режиссер остановил свой выбор на никому неизвестной актрисе Ким Грайст, потому что у нее «получилась потрясающей силы видеопроба, которая понравилась абсолютно всем». Однако, на съемочной площадке фильма все обстояло совсем по-другому- попав в кадр, молодая актриса не смогла убедительно изобразить ни одной простейшей эмоции! Режиссер был в ярости, но к тому моменту съемки картины уже шли полным ходом, и о новом кастинге не могло быть и речи. И тогда Гиллиам сделал единственное, что ему оставалось —  и все сцены с участием Джилл, которые он не успел отснять к данному моменту, полетели из сценария прямиком в мусорное ведро. Практически полностью удалив из тела произведения, ткани второго по величине персонажа и оставив ее в картине лишь на правах «девушки его мечты», режиссер прекрасно осознавал, что тем самым нарушает хрупкий сценарный баланс, идеально выверенный Томом Стоппардом и Чарльзом МакКеоном. Даже 20 лет спустя, в уже упоминавшемся мной цикле интервью британскому критику Иэну Кристи, Гиллиам не может скрыть своего разочарования от неудачного выбора исполнительницы главной роли. Эта ситуация поразительно напоминает поведение самого Альфреда Хичкока на съемках фильма «Головокружение», когда Великий Мастер оказался настолько разочарован игрой молодой актрисы Ким Новак, что пустил под нож почти все сцены с ее участием, кроме наиболее ключевых эпизодов. Не по этой ли причине, свой следующий фильм, снятый им в жанре антиутопии («Двенадцать обезьян»), Гиллиам украсит отрывком именно из этого хичкоковского шедевра? Или у всемогущей Музы Кино просто настолько специфическое чувство юмора?

Интересно, работая над сценарием о чиновниках с атрофировавшимся воображением и полностью ампутированной фантазией, мог ли Гиллиам предположить, что принимать его фильм для выпуска в мировой прокат будут реальные аналоги выдуманных им персонажей мистера Курцмана и мистера Хелпмана? Впоследствии, Гиллиам так описывал свои впечатления от первого показа картины перед ответственными за приемку чиновниками студии «Юниверсал»: » Мне удалось рассмотреть только гневные красные шеи с напряженными лицами; все упрятали головы в плечи, никто не двигался. Я понял, что фильм им отвратителен, но, когда они выходили из зала, они, конечно, врали сквозь зубы, что получилось «интересно» и что «нужно поговорить», — готовы были сказать что угодно, лишь бы поскорее уйти». Эту сцену режиссер с присущим ему остроумием спародировал в своем следующем фильме, когда ограниченный и полностью лишенный фантазии чиновник-бюрократ в исполнении все того же Джонатана Прайса, с плохо скрываемым отвращением смотрит театральную постановку из жизни легендарного барона Мюнгхаузена и произносит сакраментальную фразу: «Мы не можем летать на луну. Мы не можем попрать смерть. Нужно смотреть в лицо фактам». Чиновники из «Юниверсала» тоже предпочитали красивым фантазиям сухие цифры и факты, и поэтому явившись на обсуждение своей картины, Гиллиам получил очень жесткий ультиматум: хронометраж фильма должен быть сокращен до продолжительности в 120 минут, концовку нужно полностью переделать на гораздо более оптимистичную — пусть в финале победит любовь. И напрасно Гиллиам срывал голос, пытаясь доказать, что хэппи-энд противоречит всем постулатам данного жанра и сведет весь антиутопический заряд фильма к досадному недоразумению — как бы он не старался, какие бы весомые аргументы не приводил, во всех случаях ответ был абсолютно одинаков: «хронометраж.....120 минут......концовку...... оптимистичную..... любовь». И тогда Гиллиам, для которого «Бразилия» стала не только первым крупнобюджетным фильмом, но и дебютным опытом сотрудничества с Голливудом, сделал то, на что не осмеливаются десятки (если не сотни) гораздо более опытных режиссеров из всех стран мира — стоя с поднятым забралом напротив кворума высокопоставленных чиновников, от которых зависело не только его личное будущее в киноиндустрии, но и материальное благополучие всей семьи, он просто нашел в себе силы им отказать. Впоследствии, Гиллиам объяснит свое решение личным шоком, в который его поверг предложенный студийными чиновниками, прокатный вариант финала культовой фантастической ленты Ридли Скотта: «Счастливая концовка Бегущего по лезвию привела меня в такой неописуемый ужас, что я окончательно утвердился в мысли закончить Бразилию так, как мы ее в итоге и закончили». Однако, неисповедимая чиновничья логика не собиралась пасовать под нажимом самоуверенного выскочки-режиссера, и таким образом фильм, живописующий все прелести бюрократического идиотизма обзавелся соответствующим эпилогом и в реальной жизни: картина была описана аккуратным почерком, педантично пронумерована, снабжена соответствующим ярлыком и после всех этих процедур, определена на бессрочное хранение в самом упорядоченном хранилище чужих грез и фантазий в недрах студийного комплекса кинокомпании «Юниверсал». Началась беспощадная схватка между режиссером, который с каждым днем битвы все больше ощущал себя экранным Сэмом Лоури, сражающимся против древнего мифологического чудовища и всей огромной киностудией, топ-менеджеры которой никем себя не ощущали, по причине полного отсутствия творческого воображения. Заручившись поддержкой такой влиятельной фигуры как Роберт Де Ниро, Гиллиам посетил все ток-шоу, какие только показывали в тот год на американском телевидении, где с типичным для бывшего «пайтоновца» грубоватым юмором, довольно жестко проехался по собственным цензорам из «Юниверсал». В начале 1985 года, американский критик Кеннет Туран, которому посчастливилось увидеть картину на одном из закрытых кинопоказов, назвал «Бразилию» «шедевром, который вы никогда не увидите», а еще несколько месяцев спустя, Гиллиам на собственные деньги арендовал рекламную полосу в освещающем события шоу-бизнеса, американском еженедельнике Variety, чтобы разместить на ней открытое письмо к тогдашнему президенту студии Universal Сиду Шайнбергу, которое состояло из одной единственной фразы: «Дорогой Сид Шайнберг, когда Вы планируете выпустить на экраны мой фильм «Бразилия»? Терри Гиллиам». Планируя боевые действия в собственной «Войне за «Бразилию**», Гиллиам ориентировался на свои познания в психологии заурядных среднестатистических бюрократов: они очень любят тишину и плохо переносят, когда им по несколько раз в день суют в лицо различные фотоаппараты, микрофоны и кинокамеры с просьбой прокомментрировать очередные выходки этого великовозрастного enfant terrible. И соломинка, все-таки сломала хребет огромному слону: в середине 1985 года руководство студии пошло на попятную и объявило о выпуске в прокат сразу двух версий картины — американской (которая начинается с кружащих по экрану кудрявых облаков) и европейской (первый кадр — черный экран с указанием времени и места). Так закончилась история о создании фильма и началась легенда о его создателе — тихом, неприметном человечке с богатым воображением и огромным творческим потенциалом, которому при помощи своего остроумия и необыкновенной изобретательности удалось свалить на колени исполинского корпоративного монстра.

  

Жена Гиллиама в разговоре с мужем, как-то заметила, что фактически он постоянно переснимает один и тот же фильм, в котором год от года меняются лишь костюмы и декорации. И для того, чтобы убедиться в этом, достаточно лишь быстро пробежаться по галерее типично «гиллиамовских» персонажей, внимательно поглядывая по сторонам: самый знаменитый фантазер в мире, барон Мюнгхаузен, одержимый поисками «Святого Грааля» чудак Перри из «Короля-рыбака», по-прежнему верящий в благородство человеческой природы, доктор Парнас — все они, прежде всего мечтатели, пересекающиеся с реальным миром лишь в случаях крайней надобности и в остальное время, полностью обитающие в измерении собственных грез. Социально незащищенные, даже презираемые обществом, которое предпочитает всегда «смотреть в лицо фактам» — они получают право на победу в поединке с суровой реальностью лишь внутри гигантского «воображариума», полностью сотканного из таких же безграничных фантазий, в котором чужие мечты наделяются силой настоящего магического Экскалибура. Один рапид — и пред могуществом их творческого начала падают на колени армады турецких завоевателей, следующий уверенный взмах — и ломаются несокрушимые преграды самой Судьбы, позволяя безумцу вновь обрести разум, разбить огромного монстра или, что еще сложнее — стройные ряды зрительского равнодушия, надменного критиканства и циничного подхода к искусству как к кинобизнесу, ведь все эти чудаковатые безумцы и фантазеры, на поверку оказываются всего лишь аватарами самого Терри Гиллиама — единственного и неповторимого. И «Бразилия» — не исключение, ведь именно в этом фильме впервые зазвучала тема слегка безумного фантазера, бросающего вызов огромному и неповоротливому Обществу, которая впоследствии станет лейтмотивом для всего его творчества в целом. И в разрезе всей последующих гиллиамовских картин о маленьких победах больших чудаков, тот самый финал, который в далеком 1984 году заставил исходить испариной чугунные лбы тогдашнего руководства «Universal studios», сегодня уже воспринимается не столь однозначно. Человека можно заковать в цепи, переодеть в серое, пытать электричеством, жечь каленым железом, вытатуировать на руке личный номер и заставить на него откликаться. У него можно отнять дом, семью, любовь и друзей, в судорожной попытке сделать его «таким как все» можно украсть его разум, но не воображение, фантазию, способность к проецированию той самой крохотной уютной реальности, где в небе всегда кружатся веселые кудрявые облака, где самое синее море и самая зеленая трава, а у шезлонга на берегу всегда поджидает прохладный коктейль с зонтиком. Если присмотреться поближе, в финале «Бразилии» ломка и полное крушение человеческой воли («я такой как все, я ХОЧУ быть таким, как все») оборачивается триумфом человеческой же фантазии. Верхом на сказочном драконе или волшебном розовом единороге, человеческая страсть к творчеству улетает в такие неведомые горизонты, откуда ее не достать никакими тактическими бомбардировщиками и силами ПВО.  И тотчас снимаются беспощадные электроды, убираются вглубь хитроумных устройств зловещие буры, предназначенные для препарирования человеческого разума, ведь по большому счету, проиграв свою никчемную серую жизнь, Сэм Лоури выиграл нечто гораздо более ценное — Мечту! И в тот самый момент, когда главный герой навсегда застывает в неподвижной позе — сломанный, но не сломленный, где-то между строк финальных титров, проявляется зашифрованное 25 кадром как мотиватор к немедленному действию, главное послание Режиссера: Мечтайте! Фантазируйте! Ведь в этом нет ничего сложного. Достаточно лишь на мгновение закрыть глаза — и вот ты уже капитан космического звездолета, исследующего таинственную галактику. Или героический асс в кабине самолета времен Первой Мировой. Или сказочный Илья-Муромец, побеждающий не менее сказочного Змея-Горыныча. Или..... впрочем, не буду подсказывать: уверен что Вы и сами что-нибудь придумаете. Не слушайте тех, кто говорит, что мечтать глупо, ведь на самом деле это так здорово — просто закрыть глаза, представить перед собой веселые кудрявые облачка, услышать шелест морского прибоя и старую, давно забытую песню, которая является в самых потаенных снах и словно манит на поиски новых ощущений. Как там бишь она называется?



«Bra-a-a-zi-i-il«!

--------------------------------------------
* — При написании данной статьи был использован фактологический материал из книги «Терри Гиллиам: Интервью: Беседы с И. Кристи" (М, 2010, «Азбука»)
** — Так называлась опубликованная в 1987 году книга американского журналиста Джека Мэтьюза, полностью посвященная истории создания «Бразилии» и последующего за ним конфликта между Гиллиамом и руководством кинокомпании Universal.




1171
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение8 апреля 2012 г. 22:07
Смотрел году в 2005.Версию по каналу «Культура».Помню что вроде неплохо,но в деталях фильм забыл.
Соответственно ничего существенного сказать не могу.Надо бы также посмотреть «12 обязьян»,ибо ВЫ 10 кое-где поставили.Не факт что я поставлю тоже,но посмотреть можно.
Хотя Триер мне по нраву больше,ибо допустим«Страх и ненависть в Лас Вегасе» я даже не досмотрел.В отличие от «Антихриста».:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2012 г. 22:23

цитата alexsei111

«Страх и ненависть в Лас Вегасе» я даже не досмотрел

При просмотре «Страха и ненависти» следует помнить, что в его основе лежит весьма своеобразный роман Хантера С. Томпсона, который почти 20 лет пытались экранизировать разные режиссеры, и в резульате этих попыток каждый из них посчитал, что эта книга в принципе не поддается экранизации. А Гиллиам все-таки экранизировал, причем близко к тексту, и в результате получился не вполне типичный для него фильм о людях, которые с окончанием эпохи хиппи, внезапно утратили всякий смысл существования. ;-)
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2012 г. 22:31

цитата fox_mulder

«Страха и ненависти»
Я это помнил,но я очень далек от контекста эпохи хиппи.
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2012 г. 22:37

цитата alexsei111

Я это помнил,но я очень далек от контекста эпохи хиппи.

Я правильно понимаю, что «Антихрист» Вам по-человечески гораздо ближе? :-)))
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2012 г. 23:54

цитата fox_mulder

Я правильно понимаю, что «Антихрист» Вам по-человечески гораздо ближе?
Он мне более понятен, но например «Меланхолия» по-человечески гораздо ближе.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2012 г. 00:10

цитата alexsei111

Он мне более понятен

На самом деле, в сравнении с «Антихристом», «Страх и ненависть» — это очень простой и доступный фильм. Потому что, в СиН лишь одно смысловое дно, в то время как символика, которой усеян «Антихрист» настолько заковыриста, что фильм Триера можно трактовать с позиции доброго десятка самых разнообразных теорий. Я об этом еще писал в своей рецензии.;-)


Ссылка на сообщение8 апреля 2012 г. 22:56

цитата fox_mulder

При написании данной статьи был использован фактологический материал из книги «Терри Гиллиам: Интервью: Беседы с И. Кристи»
Настольная книга! Уже 2 года как собираюсь сделать про «Мюнхгаузена» статью на её основе, но лень-матушка, да и прагматичные соображения — кому это будет надо — не дают закончить.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2012 г. 23:01

цитата V-a-s-u-a

Настольная книга!

А у меня — одна из пяти.
Четыре остальных — это выпущенные в той же серии подборки интервью Линча, Триера, Бартона и братьев Коэн. ;-)

цитата V-a-s-u-a

кому это будет надо —
Мне. Лично я с удовольствием почитаю. И полагаю, что все остальные лаборанты, отписавшиеся в комментариях к этой статье и кто просто неравнодушен к творчеству Гиллиама, охотно составят мне компанию. :cool!:
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2012 г. 11:10

цитата fox_mulder

братьев Коэн

Вот чего как раз ждем не дождемся от тебя ;-):-)))
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2012 г. 12:42

цитата Paf

Вот чего как раз ждем не дождемся от тебя

Кстати, ты заметил, как их «Подручный Хадсакера» местами поразительно похож на «Бразилию»? ;-)
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2012 г. 13:02
Не добрался до него еще 8:-0
Хотя твой экземпляр книжки Коэнов уж точно натерпелся «бразильского» абсурда ;-):-D
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2012 г. 13:15

цитата Paf

Хотя твой экземпляр книжки Коэнов уж точно натерпелся «бразильского» абсурда

Если смотреть в глобальном масштабе, то это сущая ерунда. Тут один мой приятель решил зарегистрировать себя как ИП, так от количества необходимых для заполнения заявлений, справок и извещений и прочих бумаг, бумажек и бумаженций, ему чуть плохо не стало. Бразилия смотрит на тебя :-D


Ссылка на сообщение9 апреля 2012 г. 08:40
С возрастом меня всё более ужасает не то, что мир вокруг меня до неразличимости похож на царство мистера Курцмана, а то, что я всё больше похож на Сэма Лаури.

Спасибо за статью.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2012 г. 12:45

цитата Barros

С возрастом меня всё более ужасает не то, что мир вокруг меня до неразличимости похож на царство мистера Курцмана, а то, что я всё больше похож на Сэма Лаури.

Как верно подметил Рушди: «Все мы бразильцы, инопланетяне в чужой земле». Думаю, каждый человек на Земле, хотя бы одну минуту своей жизни, обязательно ощущал себя Сэмом Лоури. :beer:


Ссылка на сообщение9 апреля 2012 г. 09:11
Один из любимейших фильмов. Пришел вот на работу, отложил в сторону ворох бумаг :-) и прочитал. Спасибо! На днях пересмотрю, а то уж года три не пересматривал...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2012 г. 12:46

цитата Андрэ

Спасибо!

Не за что :beer:


Ссылка на сообщение10 апреля 2012 г. 16:24
Очевидный титанический труд, восхищен :beer:

Гиллиама не очень люблю, но уважаю, «Бразилия» — едва ли не любимое у него, хотя местами сатира уж больно навязчива. Впрочем, определенная навязчивость всегда была отличительной чертой Монти Пайтона))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 апреля 2012 г. 17:15

цитата armitura

Очевидный титанический труд, восхищен

Спасибо :beer:

цитата armitura

едва ли не любимое у него, хотя местами сатира уж больно навязчива. Впрочем, определенная навязчивость всегда была отличительной чертой Монти Пайтона))

В том числе, за это мы их и любим. ;-)


Ссылка на сообщение11 апреля 2012 г. 22:37
Не ругайтесь на меня, но, смотрела лет пять назад — увы, не понравилось. Фильм чудовищно затянут, хотя пара замечательных моментов было. Я ожидала на такой плодотворной почве (будущее, бюрократическая машина, тд.) чего-то большего... вот иногда плохо после прочтения рецензий задавать планку перед просмотром =)
А понравилось разве что:
1) История с ремонтниками у него в квартире (и страшной-странщой справкой)
2) Как при виде начальника все на работе изображали деятельность, а потом сразу к просмотру какого-то спорта :-)))

Больше ничего и не вспоминается.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2012 г. 23:05
Как признавался сам Гиллиам, после выпуска в прокат, фильм вызывал у людей всего два противоположных типа реакции: либо безумно восторженную, либо сугубо отрицательную, промежуточных высказываний типа «средне» или «покатит» среди откликов почти не встречалось. Да, фильм довольно специфический, очевидно просто не Ваш. ;-)


Ссылка на сообщение12 апреля 2012 г. 11:35
Спасибо за статью :beer:
Это пожалуй самый долголежащий фильм на харде, который у меня есть. Уже года четыре все хочу его посмотреть, но никак не соберусь с духом. Останавливает желание предварительно почитать Оруэлла и Кафку, и тот факт, что в свое время те же 12 Обезьян я не понял, а на Короле-Рыбаке вообще уснул.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2012 г. 13:18

цитата iRbos

Это пожалуй самый долголежащий фильм на харде, который у меня есть. Уже года четыре все хочу его посмотреть, но никак не соберусь с духом. Останавливает желание предварительно почитать Оруэлла и Кафку, и тот факт, что в свое время те же 12 Обезьян я не понял, а на Короле-Рыбаке вообще уснул.

На мой взгляд, «Бразилия» относится к разряду тех фильмов, которые хотя бы раз в жизни должен посмотреть каждый человек, неравнодушный к кино. Понравится или нет — это уже другой вопрос, но смотреть надо обязательно. ;-)
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2012 г. 13:20
Вы не первый, кто мне об этом говорит, поэтому наверное я так долго и мучительно собираюсь с духом.
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2012 г. 13:22

цитата iRbos

Вы не первый, кто мне об этом говорит, поэтому наверное я так долго и мучительно собираюсь с духом.

Тогда Вас несомненно должно порадовать то обстоятельство, что выстраивая визуальный ряд «Бразилии», Гиллиам вдохновлялся различными комиксами :-))) Может это Вас вдохновит на просмотр? ;-)
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2012 г. 17:11

цитата fox_mulder

Тогда Вас несомненно должно порадовать то обстоятельство, что выстраивая визуальный ряд «Бразилии», Гиллиам вдохновлялся различными комиксами Может это Вас вдохновит на просмотр?

Да я уже вдохновлен. Вопрос не в «быть или не быть», а «когда». Кстати, какую версию смотреть надо? Самую максимальную?
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2012 г. 17:16

цитата iRbos

Да я уже вдохновлен. Вопрос не в «быть или не быть», а «когда». Кстати, какую версию смотреть надо? Самую максимальную?

Режиссерскую, которая на 143 минуты. Blu-ray версия идет на минуту длиннее, но по монтажу они совершенно идентичны. ;-)
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2012 г. 17:19

цитата fox_mulder

Режиссерскую, которая на 143 минуты. Blu-ray версия идет на минуту длиннее, но по монтажу они совершенно идентичны.

Не понял в чем прикол тогда. В шапке указанна режиссерка 142, блюрей 143. За счет чего одно длиннее другого?
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2012 г. 17:28

цитата iRbos

Не понял в чем прикол тогда. В шапке указанна режиссерка 142, блюрей 143. За счет чего одно длиннее другого?

Полагаю, что все дело в кодировке или частоте кадров. ;-)
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2012 г. 17:33
Я тоже об этом подумал, но вдруг. В любом случае, спасибо.
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2012 г. 17:46

цитата iRbos

В любом случае, спасибо.

Всегда пожалуйста :beer:


Ссылка на сообщение25 ноября 2012 г. 02:41
Какой ты оптимист! А я восприняла конец совершенно иначе. Вот вам, зрители, то, что вы любите в кино. Грозди героев на канатах, любовь в грузовике, хэппи энд... Нет, деточки! Рано обрадовались. Ничего этого не бывает в жизни. Есть вот он — замученный пытками человек. И единственный способ убежать из этого блевотного мира и от его населения, — сойти с ума.
Фильм страшный. Поэтому и не пересматриваю.
Хорошо пишешь, молодец. Язык хороший.
Страницы: 12

⇑ Наверх