UPD 07.09.2012 В июне Сидорович и Сазонов ушли из ЛИ (Ленинградского издательства) обещавшись теперь вести дела иначе. Новое издательство «ИД Ленинград» переоформило старые договоры на новые. От себя скажу, что переоформил я договор на «Мертвую пехоту» исключительно из моральных обязательств перед Димой Самохиным, так как доверия к «новому издательству» у меня не было. Вчера я получил остатки гонорара (задержка на неделю не критичная). Таким образом можно сказать, что ИД Ленинград денежные вопросы решает не так, как решал Лениздат и мне заплатил в срок. Надеюсь, так будет и впредь и с другими авторами.
Старое сообщение оставлю для памяти.
Писал в жж у себя. Решил что можно и тут перепостить.
История о моем «сотрудничестве» с Лениздатом, оно же ЛИ, оно же Ленинградское издательство, оно же вотчина редактора Сидоровича и директора Сазонова. Пусть это будет некий информационный пост, для авторов ищущих информацию о ЛИ и подводных камнях в общении с ним.
Выбить гонорар из этого издателя — это целое приключение. Если вам нечем заняться, и вы можете позволить себе регулярные звонки на номер редактора (ну раза три в неделю, например) — то может быть когда-нибудь вам удача и улыбнется. Я с декабря прошлого года сидел на телефоне (о как я ненавижу это средство связи) и слушал переносы по выплатам (обычно говорят «ой слушай, сегодня не получится, позвони в среду», а в среду «ой, тут пришельцы из космоса высадились, до понедельника ничего не будет известно). Возможно, у Лениздата действительно столько проблем, что они не могут найти те копейки, что должны авторами. Но слушая «точно в течении недели! Ну двух!» в течении трех-четырех месяцев я пришел к мысли, что мне надоело. У меня нет желания вводить в привычку звонок с «просьбами дать денег». Поначалу действительно веришь в причины переноса, понимаешь, что да, проблемы. Относишься по-человечески, с пониманием чужих трудностей. Потом приходит осознание, что это немного односторонне. Что твои проблемы их точно не касаются, не колышат, и (может быть) болезнь твоя или близких, возможно, подарит шанс хотя бы на частичное погашение задолжности (не факт). Собственно, работает шарманка с заготовленной историей для каждого из десятков авторов сидящих на телефоне и «мешающих работать». Эдакая безликая масса не дающая спокойной жизни. Видимо редактор научился ее игнорировать. Может у него работа такая, стрелки переводить, не знаю. Факт есть факт.
На этом фоне есть исключения. Кому-то деньги находят быстро. Кого-то могут динамить годами, приговаривая «да куда он денется» или же «да кому он еще нужен». Я оказался из вторых :) Но, думаю, таких у ЛИ большинство. Неплохой бизнес, портфель заполнен, тиражи уходят, денежка в кармашек издателю капает. А авторы... Взбрыкнут — «всегда найдутся другие писатели» (с) Дивов.
Я сотрудничал с рядом наших издательств. И привык к тому, что есть договор, есть срок, есть перевод на счет. Все четко, без задержек (что Альфа, что Эксмо). Была накладка в АСТ, но там просто накладка. Деньги перевели не на счет, а на сберкнижку. Но ни у кого из них (кроме Лениздата) не нужно месяцами «вымаливать» гонорар и слушать, как ты отвлекаешь от дел столь занятых людей своими ничтожными просьбами.
Я подписал с Лениздатом три договора на три романа (единовременно, по глупости). По двум из них (вышедшим) мне задерживают выплаты (собственно, потому я и вынужден тратить свое время и деньги на юристов, и дело не в жадности, а в принципах). Висит третий договор, скоро уже год. Расторгать его они не хотят, выпускать... Причина задержки выхода романа, по словам редактора Сидоровича — недобросовестная работа художника. Год, понимаете? Художник целый год не может нарисовать обложку. И это нормально в организации ЛИ. Но это уже не важно. Важно то, что если роман и выйдет — то опять начнется песня с выплатами. Тупик.
Как итог, к чему нужно быть готовым автору, решившему отдать свой роман в Лениздат:
1. Даже если ваш роман и одобрен, и вам предложили заключить договор — будьте готовы, что свою копию договора вы будете выпрашивать годами, и скорее всего вообще не получите (у меня ушло несколько недель постоянного назвона и личное посещение редакции).
2. Даже если с вами заключили договор — будьте готовы, что роман может раствориться в издательстве. Вы будете тщетно вопрошать, когда же тот выйдет, а вам месяц за месяцем будут отвечать «как только так сразу». Может быть, спустя год-два вам удастся получить через третье лицо заверение, что можно отдать роман в другое издательство. Под честное слово Сидоровича, что проблем не будет. Та еще гарантия.
3. Даже если те два пункта вас не коснулись, или же вы их успешно прошли — наступает пора гонораров. Тут опять как повезет. Сделаете себе продажи, за вас будут держаться. Не сделаете — окажетесь «не в той ситуации» чтобы качать права. Однако мне кажется, это не самый порядочный подход.
Ну и напоследок. Я рад, что мне удалось издать Братство чародеев. С ним цикл завершен и читатель больше не будет «обманут». Может быть, я даже не поднимал бы шумиху. Но меня в ЛИ обманули не только с выплатой гонорара, и потому все смешалось до кучи. А последний разговор со мною вели так и вовсе резко, мол, достал. Потому дальше общаться с ними буду через юристов (как только разгребусь с финансовыми трудностями).
А вы говорите «борьба с пиратством».