Я вот что скажу, коллеги: прочёл недавно одну книжку и понял, что все форумные тролли и в подмётки не годятся её автору (известному всем нам ещё со школьной скамьи!). Вот где уровень владения художественным словом! Вот где лихость кавалеристского наскока!
Ну вот, к примеру: «Есть счасливые прирождённые таланты, у которых никакое почтенное знание не пропадает /.../ У этих Н. /автор пишет о себе в третьем лице/ пользовался, пользуется и будет пользоваться одобрением и любовью. Они -- благороднейшие умы, способные слушать его и диспутировать с ним. Потому что в действительности никто не достоин противостоять ему в этих вопросах и должен или фактически удовлетвориться согласием с ним, не будучи столь способным, или же, по меньшей мере, должен подписаться под многим, более важным и главным, и согласиться, что если оно не может быть признано самым верным, то, во всяком случае, наиболее вероятным». -- С.63.
«Болтайте, пожалуйста, маэстро, про себя, тогда ваша манера декламации вполне удовлетворит меня». -- С.73.
«Действительно, существует ещё много джентльменов лишь по своему происхождению, которых к большому их и нашему удовольствию лучше было бы не слышать и не видеть». -- С.93.
«Н-й /противник автора/ подобен тому, кто говорит вследствие веры и привычки и отрицает какое-либо явление вследствие его необычности и новизны, что обычно для тех, кто мало соображает и не стоит выше своих поступков как рассудочного, так и природного порядка. Н-й стоит глупый и поражённый, как тот, перед кем вдруг появился неожиданный кошмар». -- С. 108.
«Но вернёмся ненадолго к речам доктора Т., который, я уверен, не может быть настолько невежественнее Н-ия, насколько он самонадеяннее, дерзновеннее и наглее». -- С.125.
И наконец один из весьма распространённых приёмов: после дискуссии уйти к себе в ЖЖ и описать там (в данном случае -- в собственном сочинении) случившееся:
«А если не верите, поезжайте в О. и попросите рассказать, что случилось с Н. /автором/, когда он публично спорил /.../ Пусть вам расскажут, как умело отвечал он на их доводы, как пятнадцатью силлогизмами посадил он 15 раз, как цыплёнка в паклю, одного бедного доктора, которого в качестве корифея выдвинула академия в этом затруднительном случае. Пусть вам расскажут, как культурно и невежливо выступала эта свинья доктор и с каким терпением и воспитанностью держался его диспутант, который на деле показал, что он природный /национальность автора/, воспитанный под самым благословенным небом. Справьтесь, как его заставили прекратить публичные лекции /.../» -- С.130-131.
Ну и напоследок пара фраз, обращённых к одному и тому же (это важно!) спорщику, некоему Т.
1. «Н. сказал, что доктор Т. не дурак, так как носит на шее цепь; но если бы он не имел её, то, конечно, доктор Т. стоил бы не больше, чем его одежда, цена которой, однако, очень мала; разве только при помощи палок из него выбью что-нибудь». -- С.130.
2. «Н. /автор/, считавший своей обязанностью побеждать вежливостью тех, кто легко мог превзойти его в обратном, смягчился и, как если бы всё было им забыто, дружелюбно сказал Т.: «Не думайте, собрат, что я могу или хочу быть вашим врагом из-за ваших мнений; напротив, я расположен к вам так же дружественно, как и вы ко мне. Поэтому я хочу сообщить вам, что я, раньше чем стал считать нынешнюю свою позицию самою правильною, за несколько лет до того считал её просто правильной; когда был моложе и менее разумным -- считал её правдоподобной; когда же был новичком в вопросах умозрения, считал её настолько фальшивой, что /... в общем, пропускаем длинный пасаж снисхождения по возрастным ступеням -- и/ Так что по этой причине я смогу ненавидеть вас так же мало, как и самого себя, когда я был моложе, более ребячливым, менее разумным и меньше разбиравшимся. Таким образом, вместо того, чтобы гневаться на вас, я вас жалею и прошу Бога, чтобы как Он дал мне понимание этого, так (если Ему не угодно будет сделать вас способным прозреть) по меньшей мере дал бы вам возможность поверить в свою слепоту. Уже и этого будет немало, если вы станете более цивилизованным и вежливым, менее невежественным и менее дерзким. И ещё вы должны меня любить если не за то, что я в настоящее время благоразумнее и старше, то по крайней мере за то, что я был невежественнее и менее зрелым в своём нежном возрасте, чем вы теперь в вашей старости. Я хочу сказать, что, хотя, разговаривая и диспутируя с вами, никогда не был грубым, невоспитанным, невежливым, я, однако, был когда-то столь же невежественным, как и вы. Так что, взирая на ваше нынешнее состояние, соответствующее моему прошлому, я буду вас любить, а вы -- на моё прошедшее, соответствующее вашему теперешнему, -- не будете меня ненавидеть». -- С.131-132.
Не правда ли, автор жжёт?
Кстати, а вот под катом и он сам.
Все цитаты из диалога «Пир на пепле», изд. 1949 г., перевод Я.Г.Емельянова.