Пара слов об Аллегории


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «stogsena» > Пара слов об «Аллегории». Сеанс разоблачения
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Пара слов об «Аллегории». Сеанс разоблачения

Статья написана 25 февраля 2012 г. 01:14

Поскольку по рассказу внеконкурса ФЛР-4 «Аллегория Элис» возникло много разночтений, попытаюсь удовлетворить любопытство, как обещал.

Жанр

Захотелось что-то написать в хардкор-НФ. В последнее время на Руси ее редко вспоминают, еще реже пишут. Где, блин, наши Уоттсы и Райяниеми? Дай, думаю, восполню.:-)))

Мир

Далекое будущее. Человечество колонизирует галактику. Миры Ствола – старейшие в Древе. Сверхсветовых полетов и ансиблей нет, поэтому процесс распространения утомительный. Собственно, для его ускорения и изучают чревоточину.

Человечество

Сознание оцифровано, так что люди как личности технически бессмертны. Рождается человек «шаблоном», его личность оцифровывается (как в хранилище в «Слепоте»), генетический код копируется. На его основе по необходимости создаются тела «болванов» (от «болванка» – пустой CD), что-то вроде Гоголей из «Квантового вора». По сути, это резервные тела, в которые после смерти очередного носителя закачивается из архива сознание. Почти по Лукьяненке, только без сверхсветовой лабуды. Естественно, личность человека может существовать и без тела, в памяти компьютеров, сети, например. Но таких немного.

Персонажи

ГГ Боб. Человеческая личность, живущая в информационном пространстве Эдема. Должность – казуальный аналитик. Почему многие не видели в Бобе человека? Герой, выбравший цифровую жизнь, в некоторой степени отказывается от «родимых пятен» человековости. В этой форме существования стирается грань между человеческой и искусственной личностью. Но становятся заметными их общие недостатки.

Сократ. Синтетический интеллект. Создан людьми. При этом видит свой потолок как конечного автомата. Ищет выход в эвристике и т.п.

Ева. Внеземной сверхинтеллект. Вероятно, создан какой-то древней ВЦ. Уходит, попутно тестируя человечество на разумность.

Элис. Личность, придуманная, но не созданная Сократом для того, чтобы обмануть Еву. Каким-то образом возникает в конце.

Сюжет

Простой. Сократ хочет отправить Еву подальше. Для этого он отсылает Элис в кротовину, оставляет Бобу ключики и самоуничтожается. Ева перехватывает управление, подчиняет своей воле людей и направляет Эдем в кротовину. Боб пытается спасти Эдем с его населением, включая себя. Для этого ему надо решить несколько загадок. Весь рассказ — разоблачение процесса их решения.

Тема (про врагов)

Слой 1. Ева и Сократ, Ева и ГГ.

Слой 2. Болваны, превращение людей в автоматы, бессмертие как тупик. Раскрытие механизмов озарения, последний «дар» Евы – выход. Однако за него, вероятно, придется платить.



Теперь готов ответить на вопросы.




254
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 01:25
Дочитала «Сеанс разоблачения» до «где же наши Уоттсы и Райяниеми» — дальше не буду, уж простите: я хочу всё это понимать из текста рассказа :-) Райяниеми не читала, а вот Ложную слепоту — с превеликим удовольствием.
Вопрос первый: Вас не очень задели мои излияния в Пивнушке и 4 ФЛР? (от этого зависит — возможен ли диалог в дружественной обстановке 8-))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 01:38
Напротив, с удовольствием почитал «Как я читала...» и т.п. :-)
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 02:04
Это радует. Тогда — вопрос второй: Вы этот рассказ специально для конкурса написали или работали над ним раньше, а на внеконкурс выставили просто потому, что подходила тематика?
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 09:25
Было так. Рассказ начал писаться под конкурс после объявления темы. Где-то через неделю стало ясно, что в объем не уложиться. Быстренько написал на основной другой, и вернулся к этому. Еле успел. Поэтому и говорю: сырой, не вычитан толком.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 13:44
Вы осознавали, отправляя рассказ на конкурс, что это — такой неформат (!?!)... всем неформатам неформат 8-)? Или Вы считали, что написали достаточно доступно для чтения широкой и разномастной аудитории? Или же Вы решили, мол, кому надо и кто в теме — поймут (пусть даже это окажется очень узкий круг читателей), а кто не понял — их проблема (они меня меньше всего волнуют)?
Хотели бы Вы, чтобы Ваш рассказ поняли и оценили как можно больше читателей вообще, не только фантлабовских?
Очень жаль, что Вы, видимо, разложили по полочкам героев и идею рассказа в «Сеансе разоблачения». Мне бы было очень интересно, какие вопросы будут задавать прочитавшие «Аллегорию» без Ваших пояснений ;-)
И вопросик исключительно из любопытства: ваш род деятельности, или профессия, или образование (ну, Вы понимаете, о чем я).
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 14:40
Неформат до тех пор, пока не стал форматом. И не станет, если такого не писать. А НФ должна смотреть в будущее. Переносить из него... и т.д. Вы ведь стали рыться, даже в специальную литературу углублялись. Хотя для понимания проблем не нужны уравнения. Все, что нужно знать, мне показалось, я старался объяснять почти популярным языком, не считаясь с объемом. Хотелось бы, чтобы читали все и каждый. Как-то так.:-)
А по любопытству: нынешнияя сфера деятельности — телекоммуникации, образование — инженер-физик, но это было еще в другой стране.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 15:14

цитата stogsena

я старался объяснять почти популярным языком, не считаясь с объемом. Хотелось бы, чтобы читали все и каждый. Как-то так.
Замечательно. Тогда считаю нужным принести Вам свои извинения по поводу подозрения в снобизме.
Да, я рылась и углублялась, потому что люблю НФ, и мне очень хотелось понять не только общий замысел рассказа, но и логические цепочки в умопостроениях Боба, покопаться в механизме, так сказать. И мне бы тоже хотелось, чтобы рассказ был доступен именно широкой читательской массе. Сейчас я рискую вызвать на свою голову волну негодования, но тем не менее скажу: восторженные отзывы на внеконкурсе тех, кто получил удовольствие от художественной части рассказа (идея, язык, оригинальность), больше похоже на «ну надо же, до чего автор додумался, на что посягнул?! такого на нашем ФантЛабе ещё не было! — это круто — надо поддержать», чем на осмысленное понимание НФ части. Для заплыва по волнам аллегорий и метафор существуют другие жанры. Вы согласны?
Ведь тот же Уоттс при том, что достаточно насыщает текст наукой, делает его и читаемым, и захватывающим. Вы обратили внимание — как?
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 16:47
По снобизму: на ФЛР1 меня, помнится, в антинаучности обвинили, увлечении Петриком-Малаховым. Понял — зря упрощал.:-)))

цитата maribass

логические цепочки в умопостроениях Боба, покопаться в механизме
Так я это блюдо для многих, таких как вы, и готовил. Чтобы интересно было почувствовать себя внутри этих лабиринтов. Еще одна наживка. Когда вкусно, неособенно важна рецептура. Многим было просто приятно погулять. С другой стороны, хотелось показать именно символьное мышление героя. Так что ответ на вопрос,

цитата maribass

Вы согласны?
скорее, нет, нежели да. Хотя особенных аллегорий и метафор там нет, по крайней мере, необъясненных тем или иным образом.
Да, Уоттс дает больше внешней интриги, делает атмосферу, хотя такого уж количества событий у него тоже нет. Впрочем, возможно, вы увидели у него что-то, чего хотите посоветовать для улучшения рассказа. Поделитесь — буду признателен.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 17:27

цитата stogsena

Многим было просто приятно погулять.
Ну допустим.

цитата stogsena

Да, Уоттс дает больше внешней интриги, делает атмосферу,
В Ложной слепоте ГГ — та ещё загадка (интригу, связанную с самим Роршахом оставим пока в стороне). Понять, что же из себя представляет ГГ, помогают его воспоминания о событиях, связанных с родителями, подругой, приятелями. Разрозненные воспоминания, но пропущенные через его мировосприятие, шаг за шагом помогают понимать, что из себя представляет ГГ и в чем заключается его конфликт с командой, а также и то, что из себя представляет человечество на момент повествования. У Вас же в рассказе чем дальше, тем запутанней в смысле понимания, кто такой или что такое ГГ сотоварищи. Текст превращается в сплошную головоломку.
Я понимаю, что Ваш ГГ дальше от человека, чем ГГ в ЛС, а учитывая рамки рассказа, задача усложняется в несколько раз. Возможно для лучшего восприятия (а также отдыха от символов) нужна параллельная человеческая линия. К чему я, собственно, веду: идеи Вашего рассказа хватит на целый роман, а также Ваших знаний, писательских навыков и амбиций, мне кажется. Вот это вот «где же наши Уоттсы?!» мне очень нравится: всё правильно — чем выше ставишь планку, тем больше вероятность чего-либо достичь. Я всеми руками ЗА интеллектуальную литературу.
Можно провести эксперимент :-) (если хотите): я читаю «Аллегорию», по ходу комментируя направление моих мыслей. Это может указать Вам тонкие или труднодоступные места в тексте (то, что очевидно Вам, может быть совсем не очевидно читателю). Или выявить логические построения, которые уводят мысль в ложном направлении. Конечно, это будет субъективно, но, может быть, не бесполезно.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 17:48
Ради чего-то такого я и переносил обсуждение в колонку. Милости прошу:-) И спасибо заранее.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 17:56
Ок. Правда, это будет долго и не за один раз — а мы куда-то спешим?
И напоминаю, что Ваших пояснений я не читала, так что всё по-честному, без замутнённого глаза :-)))
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 18:05
Тоже ОК. Точу карандаш.:-)))
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 19:41
Ну, давайте попробуем. Всё, что курсивом, не означает, что требует пояснений: просто ход моих мыслей :-)

Цикл 1.
Элис здесь больше не живет. Попалась на удочку слепого Talpa ater (латынь, что-то знакомое… или нет – то «альма-матер» …сносочку бы), и теперь-потом-раньше (стиль автора, будет что-то психоделическое) беспечно скользит по геодезическим кротовины (это что-то из области черных дыр, странное словосочетание – надо глянуть по теме. Глянула – не странное словосочетание), недоступная чужому взгляду. Вперед ли, назад, вкруг – пока не разберешь. (Кто такая Элис, и как она оказалась в кротовине? Явно — не человек)
Я другой (не такой, как Элис). Тысячи и тысячи лет назад меня учили не спешить, поэтому я еще тут (что-то случилось, отчего Элис в кротовине, а он ещё тут. Тоже явно — не человек). Для дальних, знакомых звезд меня вот-вот размажет по антрацитовой черни горловины, вослед суетной Элис (суетной? – значит Элис не робот, но и не биологический объект). Мне это нипочем (тоже не живой биообъект), но наблюдать, как все они, голубые, зеленые, желтые, красные, одна за другой сходят с главной последовательности и гаснут… Разве так коротают досуг? (не робот, раз задаётся такими вопросами)
Сейчас трудно представить, но Эдем встречал нас в белых одеждах. Замершую планету-океан посчитали удачной находкой. Дай нам точку опоры, и мы сдвинем мир. Излучатели растопят лед, клэй-атомы программируемой материи соберутся в конструкты, микроорганика поведет синтез биомассы, армия выращенных в купелях инженеров спланирует сборку преобразователей Пенроуза прямо в эргосфере объекта. Насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке. (интересная отсылка — герой прочно связан с Землёй, знаком с историей, но не человек)
Еву создали из ребра, подтвердит любой болван («болван» — переносный смысл?). Не анатомического, на основе фосфорнокислого кальция или кварцевого волокна, а геометрического, как у плоских многоугольников и Платоновых тел (Ева искусственного происхождения). Цади-ламед-айн (сносочку бы – для кого-то это прозвучит как заклинание «Крэкс-пэкс-фэкс»). Сторона. На символ от тени (????). Создали давно. Другие, непохожие на нас. (тут всё понятно, остается выяснить, к кому причисляет себя Г )
Когда мы (мы-это кто? пока непонятно) пришли, она спала. Один болван (второй раз болван, значит так именует ГГ кого-то, кто ниже его по уровню интеллекта), к (опечатка) догадался подсветить микроволнами фрактальную структуру на южной стене плато Менгера-младшего, второй – разобраться с изменениями поляризации отраженного излучения. (оживили Еву). Дерни за веревочку – дверца и откроется. (Вот опять. Кто же такой ГГ, если не человек?)
Элис можно завидовать (ГГ – не машина. Что-то бестелесное, что не боится попасть в ЧД?). Она всегда узнаёт ответ прежде меня. В порядке причин и следствий, ее номер был-будет-есть перед моим (Логика машины. ИскИн? Интересно, не излишни ли для ИскИна такие категории как «зависть»? И зачем ему эта дверца-верёвочка?). Нет разницы, раньше, позже ли меня пионерка приходит к ответу – кого здесь интересует время? (почему никого здесь не интересует время? имеется в виду – в данной ситуации героя не интересует время?) Форма куда важней. Окажись нора простой – вход-выход – задачу решил бы и Колумб. Жаль, Элис не имеет права бить яйца.(Колумбово яйцо, ага. Герой хочет получить от Элис какой-то ответ, связанный с её попаданием в кротовину )
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 20:37
По горячим следам: сноска по латыни Talpa ater = крот черный. Иврит, видимо, вообще лишний, хотя фишка с непроизносимым айн, который (или его отсутствие во втором случае) делает сходство стороны с тенью почти абсолютным. Подумаю. Пассаж со временем, скорее всего, уберу. «Дерни за веревочку» заменю на китайскую пословицу.
По остальному — посмотрим, как будет развиваться процесс. Одно могу сказать: польза определенно есть.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 20:56

цитата stogsena

Talpa ater = крот черный. Иврит, видимо, вообще лишний, хотя фишка с непроизносимым айн, который (или его отсутствие во втором случае) делает сходство стороны с тенью почти абсолютным.
Talpa ater красиво звучит, только в голову бы не пришло, что на иврите. Сноску с пояснениями. Ну а уж про айн Вы вообще замудрили (знакома с арабским) — кто ж этот айн услышит.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 21:25
Нет, Talpa — действительно латынь. Сторона це-ла на иврите, ну, и тень почти.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 21:45
Ааа, запутали Вы меня совсем :-))) Ну, понятно.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 20:42

Цикл 2.
Я всю жизнь откликался на Боба.
В утробе юной нуклеохимички с Титана, чья отпускная интрижка на лунном море Спокойствия обернулась забытым (как это? — забытым), наподобие variola vera (тоже сноска не помешает с пояснением «имеется в виду», раз уж с зачатием сравнение), непробирочным зачатием. (ГГ зачат вполне по-человечески – человек?!?)
На мостике «фон Брауна», тридцатилетним шаблоном в компании будущих поселенцев системы Вольф 562. (новое понятие «шаблон»…что бы это значило?)
В теле болвана (Так. Болван – это оболочка, а ГГ – оцифрованное сознание, как у Моргана в «Видоизменённом углероде?», только без сохранения личности?), уже восьмого в череде живи-умри-воскесни личностного бессмертия (с сохранением личности? Тогда почему такое нечеловеческое мышление?); не помню, чем я-он думал, когда упрямо выуживал в массивах данных следы коллапсара в центре скопления? (не помнит… значит, неполное восстановлении и личности, и памяти. Возможно, потому так и мыслит – полумашина/получеловек)
На старте проекта «Эдем», разложенный в ориентированные графы когнитивных алгоритмов, те самые, что прячутся в кубитах квантовой памяти. (это продолжение предыдущего предложения или просто не дописано это? Впрочем, неважно)
Такой я и сейчас. Cogito, ergo sum. (ну, автор, не ленитесь делать сноски. Однако, становится понятно, что сейчас герой без оболочки-болвана, но в каком виде-носителе, на каком объекте – Эдем? космическая станция?-находится?)


Видели панораму «небо Эдема»? Мириады звезд скопления сияют так, что ночами светло, как днем на Ганимеде. Из-за гравитационного смещения красные гиганты горят зеленоватой, больной бирюзой, желтые карлики сверкают ланкийскими сапфирами, а от солнц класса А остается лишь фиолетовый обрывок видимого спектра. Не верьте: это симуляция. Эдем не висит на месте, он движется по орбите, поэтому одни звезды синеют, другие краснеют. Чистый Доплер. Смертные болваны, залитые цифровыми слепками уснувших в прекрасном далёко личностей (болваны – это люди? Чем принципиально отличается сознание/личность ГГ от людей? Оно претерпело какие-то качественные изменения во время чего-то?), обожали (людей уже нет на Эдеме?) здешние белые, без теней, ночи. Потому что днем над головами висел циклопический черный глаз в васильковом гало каустических лучей. (Великолепный в своей поэтичности абзац!)
Ева умеет решать задачи. Быстрее квантовых вычислителей, лучше вероятностных и прочих Тьюринговых машин. В чем там дело, толком уже не разобраться. Едва научившись общаться, мы задавали не те вопросы. Обычные вопросы прикладному ИИ. Радовались скорым ответам. Сократ, правда, накручивал мне своими кубитами что-то про Геделевы автоматы и гипервычисления. (Сократ и Боб общаются, как коллеги. Еву не раскусили, и это было ошибкой)
Где ты сегодня, главный мозг проекта? Мне не хватает твоего вечного «HOWDY BOB». Ау!
Элис не слыхала о Платоне. Он выдумал аллегорию. Скованные шаблоны с рождения видят лишь проекции на стене пещеры и оттого мыслят категориями плоского мира. (притча Платона, значит Сократ неслучайное имя? Элис – шаблон? Что такое шаблон?) Помнится, впечатанный в армокаркас спас-модуля перед откосом ударного кратера, я тоже сутками напролет смотрел на переменчивые тени напротив. Так меня дождался мой первый болван. (Звучит устрашающе. Значит, на момент какой-то аварии, произошедшей когда-то где-то Боб был шаблоном? Его сознание самостоятельно переместилось в болвана – человеческую оболочку? Боб как-то так стал независимым интеллектом? А в каком же внешнем носителе находится шаблон? Или это просто программа? Но ведь Боб стоял на мостике тридцатилетним шаблоном! Ничего не понимаю.)
Элис некому рассказать о пещере: Сократ мертв, а теней на Эдеме не бывает. (Элис, как я поняла, вообще не знакома с платонизмом – к чему эта фраза?)
Мне нравилось играть с Сократом. Мы одной крови, он и я (Крови – это в переносном смысле, видимо). Вспоминая о нем, я вспоминаю о партнере, а не об утерянном инструменте (всё-таки Боб ставит себя ступнькой выше Сократа). Пусть я появился в зародыше шаблона (а я думала, что в зародыше человека. Чем отличается шаблон от болвана???), а его складывали, словно мозаику, из кусков программных кодов, все одно: мы оба – клеточные автоматы. По Конвею, со своими ружьями, паровозами, рыболовными крючками. Игра и жизнь для нас тождественны. (Так. Сократ – программа, или ИскИн. Боб им пользовался для решения задач, пока Сократа кто-то не уничтожил. Боб не шаблон, не болван и не ИскИн. КТО??)
Сократ жил остро. В го не держался за камни, жертвовал и сжимал (Хм. Странная интерпретация, если Сократ – это ИскИн). Дату его смерти я никогда не забуду и не спутаю с другой, потому что в этот день Эдем отмечал годовщину первого шага.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 21:23
По сноскам уже договорились. С перечислением в первом куске(1 — в утробе, 2 — на мостике, 3 — в теле, 4 — на старте), как я вижу, не все ясно. По-видимому, все же придется ставить тире или циферки перед предложениями.
Пока вопросы не выходят за рамки.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 21:52

цитата stogsena

Пока вопросы не выходят за рамки.
Ничего себе! У меня уже на этот момент вся фантазия иссякла по поводу Боба :-))) и про автора: «Издевается он что ли?» А про сноски я всё равно буду напоминать из вредности.
Ну, ладно. Может ещё сегодня напишу.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 21:56
И, кстати, с перечислением всё понятно — просто на тот момент непонятно, чем отличаются друг от друга — человек, шаблон, болван и то последнее состояние Боба.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 22:54
Я понял. Возможно, сентенцию «о шаблонах...» из цикла 4 стоит прописать раньше. Ладно, пока не будем делать резких движений. Кстати, ответный вопрос о профессии-роде деятельности-образовании: как-чего у вас?
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 23:03
Ленинградский политехнический институт имени Калинина (тоже ещё в той стране), мех-маш факультет, специальность «АСУ в машиностроении и пром. роботы». Работаю совсем-совсем не по специальности, а по увлечению (своя фирма, производим одежду).
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2012 г. 01:11
Стоп. Что-то мне не нравятся Ваши комментарии: этак мы договоримся до того, что с текстом всё в порядке. :-))) Не забывайте, что это Вам понятно — кто есть кто и где, а у меня полная неразбериха. Я уже раза два сбегала к началу рассказа в поисках момента, где я упустила указание на люди-болваны-шаблоны-прог раммы-БОБ, но никакой подсказки не нашла. Поэтому приходится держать в голове все возможные варианты, а это утомительно. Я только-только построила в голове какую-то иерархию во взаимоотношениях действующих лиц (а Элис пока вообще в неопределённом состоянии пребывает), а Вы уже в следующем цикле рушите мои построения до основания.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2012 г. 02:38
Цикл 3.
По земному счету с момента высадки миновало ровно четверть века, и празднества на Эдеме получились особенно пышными. Океан успокоился, так что паутина звездных дорожек почти не рвалась. К полуночи дюжину платформ-гидрополисов собрали воедино, и ряженые болваны пели друг дружке хвалебные гимны и дарили игрушки.
Сократ принял решение, как это делал всегда, не советуясь ни с кем (Ну приехали к началу: что это за ИскИн или программа такая, что самостоятельно принимает решения?). Мир родил системщиков, системщики родили Сократа, Сократ родил Элис (Это и было решением Сократа – родить Элис? Что такое Элис? Подпрограмма? Неведомый шаблон?). Когда ряженые опомнились, модуль Элис (в каком смысле – модуль?? ну хотя бы намёк какой дайте) расплывался по горизонту событий (Вообще говоря, обычно в таких случаях автор НФ делает вводную для обывателя на каком-нибудь простеньком примерчике, для которого можно получить визуальную картинку. И начинается она со слов: «Представьте себе….» Раз уж пошла речь о пространстве-времени, геодезических линиях, гиперповерхности и прочей релятивистской физике) , а на все попытки состыковаться с главным мозгом следовало сообщение о фатальной ошибке. (Что я из этого поняла: Сократ принял почему-то самостоятельно решение – родил Элис незнамо зачем. В тот же самый момент Сократа кто-то уничтожает, а Элис оказывается где-то (возможно в ЧД) Сократа уничтожают из-за того, что родил Элис, и она попадает в область горизанта событий? Болваны пытаются связаться с Сократом, значит он всё-таки изначально должен быть подконтролен болванам?)
Теперь Ева играет со мной (Боб знает, что всё произошедшее – дело рук Евы, в том числе и убийство Сократа). Окружает мои группы своими черными камнями. Пунктов в ее гобане больше 361. Полное адресное пространство Эдема. Она давно бы захватила все, когда не была бы занята (Боб знает, чем занята Ева? Значит у него есть с нею связь.). Ева собирает Сократову мозаику заново. Свидетельствует ли это в ее пользу? По крайней мере, не она убила Сократа (Боб знает, что не Ева убила Сократа). Тот, кто его убил, сделал это хорошо, но Ева вставит шплинт А в гнездо Б (Аллюзия на Азимова. Сносочка. Кстати, почему Боб уверен, что Ева соберёт именно Сократа?).
Надеюсь, Элис знает о Еве (поскольку я до сих пор не поняла связи Боб-Элис, то мне эта фраза ни о чем не говорит). Мне некого об этом спросить: сфероидальная граница воронки поглотила Сократову дочку. Ни один болван точно не скажет, каково ей там, за горизонтом. И шаблоны не скажут, и машины. Станут рассуждать, что происходящее внутри закодировано на оболочке подобно тому, как интерференционные полосы на пленке таят 3d-объекты. Или тому, как тени на стене пещеры симулируют реальный мир. Что толку – мне эти коды не прочесть.
Могло ли случиться, что на болванов я обратил бы внимание сразу? (Кстати, да: куда Боб-то смотрел, пока рожали Элис, убивали Сократа, отправляли модуль (?) Элис к чертовой бабушке горизонту событий, а Ева уже во всю действовала?) Заметил неладное прежде, чем их действия обрели когерентность на уровне индивидов, несвойственную диссипативным самоорганизующимся системам? Пара дополнительных управляющих входов в поведенческих алгоритмах (сознанием болванов можно управлять? Каким образом?) – et voila, Урфин обретает деревянную армию (Какая прелесть – Боб читал Волкова. Но сравнение хорошее, образное – Урфин и его деревянная армия). Из моих знакомых на него походит одна Ева (Из его знакомых, вроде бы, уже никого не осталось, и Боб отслеживает её действия). Она пишет команды и жмет клавишу «ввод».
Конечные автоматы рано или поздно делаются фаталистами (Это сейчас Боб о ком? О себе? Конечный автомат....ЧТО ТАКОЕ БОБ???). Теперь, когда новая траектория Эдема упирается в горизонт событий, я вижу это особенно ясно. Кто-то убивает Сократа, и будущее становится детерминированным. Множество путей стягивается в трубку. Ева жмет ввод, когерентные болваны меняют режим преобразователей, происходит коррекция орбиты – короче, Эдем летит в дыру. (Ева каким-то образом воздействует на сознание болванов, болваны подчиняются и Эдем направляется в тар-тарары) Пошаговый анализ событий – все, что мне остается помимо защиты групп на гобане (анализ – это правильно, но как он собирается себя защищать, если не знает кто враг?).
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2012 г. 11:08
Понятно. Видимо, стоит четче указать где-то, что ИИ уровня Сократа вполне способны принимать самостоятельные решения, а он по роду деятельности и обязан некоторые оперативные решния принимать самостоятельно. Подумаю, как.
То, что Ева собирает Сократа, Боб способен усмотреть: она восстанавливает определенные сектора, подбирает рассеянные кусочки его памяти/алгоритмов в информационном пространстве. Следует упомянуть об этом, чтобы было яснее? Пока не уверен.
По управлению болванами намек есть в цикле 7. Ева дописывает им утилитку, создает управляющие входы. Возможность апгрейда собственного ПО (когнитивных алгоритмов) у болванов есть (см. конец цикла 6). Пока уточнять рано, но, возможно в цикле 7 следут выразиться точнее.
По защите. Мне казалось, должно быть ясно, что сейчас речь идет конкретно о защите от экспансии Евы, которая атакует группы камней Боба(читай — подконтрольные Бобу сектора информационного пространства).
По Волкову. Самому не нравится эта прелесть. Подумывал заменить на терракотовых воинов Цинь Ши-хуана... Пока не решил.
И, как я уже писал, сентенцию о шаблонах, болванах etc. из цикла 4 перенесу в этот цикл и несколько расширю. Чуть нарушу структуру циклов, зато упрощу понимание ху из кто, заодно подразгружу цикл 4. После обсуждения ц.4 дам подправленный кусочек ц.1-4.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2012 г. 16:22
Ну что — продолжаем или как? Чтой-то мне взгрустнулось...
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2012 г. 16:41
А я уже правлю потихоньку с учетом замечаний. Так что это я в первую очередь заинтересован. Как обещал: после редакции 4-го цикла выдам отредактированный вариант.
А чтоб не грустилось вот:
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2012 г. 16:59
:-) Кстати, если обнаружите в моих комментариях орфрграфические/пунктуаци онные ошибки — не обращайте внимания: это у меня дефект такой. Подозреваю, что приобретённый (побочный эффект пребывания на должности).
По подчинённости Сократа — решайте сами.

цитата stogsena

То, что Ева собирает Сократа, Боб способен усмотреть: она восстанавливает определенные сектора, подбирает рассеянные кусочки его памяти/алгоритмов в информационном пространстве. Следует упомянуть об этом, чтобы было яснее? Пока не уверен.
Мне кажется, что совсем не понятна связь Боба с Евой, а не то, как Ева собирает Сократа.

цитата stogsena

По управлению болванами намек есть в цикле 7.
Возможно. На данный момент повествования это не так уж важно.

цитата stogsena

Мне казалось, должно быть ясно, что сейчас речь идет конкретно о защите от экспансии Евы, которая атакует группы камней Боба(читай — подконтрольные Бобу сектора информационного пространства).
Да, но Боб склоняется к тому, что не Ева убила Сократа, так что её действия по захвату пока неоднозначны. Опять же не хватает понимания, как Боб связан с Евой.

цитата stogsena

По Волкову. Самому не нравится эта прелесть.
Сама по себе мне нравится эта прелесть, но она указывает на то, что у Боба было какое-то человеческое детство с детскими же произведениями, и он об этом помнит. И это единственное указание на промежуток от рождения до 30-летнего шаблона.

Сейчас пробежимся по циклу 4 (там почти всё просто), и я нарисую общую картинку, которая у меня складывается по сюжету. Только давайте переместимся на другой уровень диалога — неудобно читать в столбик.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2012 г. 17:29
Цикл 4.
Допустим, я – Ева.
У меня есть цель, которой не достигнуть в одиночку. Я дожидаюсь партнеров и вхожу в коалицию. Они получают очки, я получаю (Что?). Матричная игра, вроде охоты на оленя. Все дружно стоят на номерах, ждут крупную дичь. Пока вблизи не мелькнет заяц, и один из охотников не бросится за ним. Одно равновесие разрушается, но находится другое, в котором все бегают за зайцами, чтобы не помереть с голоду.
«Стоп! – говорю себе я-Боб. – Кто первым погнался за зайцем?» Ответив на этот вопрос, я найду убийцу. (Хоть убейте, три раза перечитала – не поняла, как Боб пришёл к такому выводу по аналогии с игрой. Может, это я туплю?)


Шлет ли Элис мне письма? Сократ оставил ей набор квантовых точек, состояния которых запутаны с моей решеткой.
Для нас это в порядке вещей, а задумаешься – за двести лет до моего зачатия шаблоны не знали квантовой телепортации. Всего-то делов: одну из пары перепутанных частиц отдай абоненту, приготовь третью с данными для передачи и измерь состояние своей пары запутанная+приготовленная. Померил = получил на абонентском конце отданную частицу в редуцированном состоянии, которое уже хранит твои данные.
Споров меж шаблонами было – не счесть. Вроде как, нельзя быстрей света информацию передать.
Дело в сущей мелочи. Чтобы абонент мог считать сообщение, нужно получить результат твоих измерений классическим способом, к примеру, с почтовыми голубями. Кто-то назвал две части переданной информации квантовой и классической, хотя вторая, скорее, сродни инструкции по проявлению симпатических чернил на энной странице дневника. Без этой второй абонент ведать не ведает, что там вообще что-то написано. На том и сошлись.
Одна тонкость: Элис нет в моем мире. Кто верит, что сцепленность не теряется, несмотря на отсутствие отправителя – подымите руки! Тогда я бы получал послания из-за горизонта. В таком случае в точках моей решетки уже таится что-то важное. Это плюс.
Минус – чтобы я распознал это что-то, Элис должна послать мне сигнал классическим каналом. До тех пор у меня нет ни шплинта, ни гнезда, куда его вставить. Телепортировали, телепортировали, да не телевыпортировали. (Никаких претензий)


О шаблонах, болванах и друзьях. (Ну, слава тебе, Господи!)
Что бы кто ни говорил, болваны просто сохраняют биологическую жизнь отдельным личностям. (отдельным, не всем – это надо запомнить) Пока мало кто, как я, предпочтет ячейки памяти живым клеткам, спиновые поля – грубой физиологии. Получаемые путем пробирочного оплодотворения шаблоны нужны обществу в целом, дабы не дать ему исчезнуть в пучине самоповторения. (то есть ?! – не поняла про пучину самоповторения)
Аксиома болвана гласит: кто не способен помочь ни одной коалиции, остается с носом. На первый взгляд, у меня два пути. Первый – дружить с Урфином. Второй – с убийцей. Не вилка, рогатина! Епископу Мортону пришлась бы по душе.
ELSE Боб = болван. (Ну, вот так сходу не поняла, в чем фишка этого уравнения)
Укрытый плотной атмосферой, Эдем издали напоминает мне родной Титан. Это не значит, что он не пролезет в горловину. С летящую Барнарда размером, коллапсар великоват даже для крупного скопления – проглотит мошку и не подавится. Жаль, болванам не доведется поприсутствовать: за несколько часов до этого приливные силы слижут водную оболочку Эдема, как корова языком. Когда бы болваны не стали деревянными, они бы все поняли: полярные платформы, повинуясь уходящей воде, уже движутся вниз подобно кабинам древних гидравлических лифтов.
Если так пойдет дальше, Ева останется без армии.
Она не может об этом не догадываться, но мне трудно считать за Еву. Не столько оттого, что она сверхтьюринговая, сколько потому, что я не знаю того, что знает она. Не люблю игр с неполной информацией. А значит, Бобу придется пройти тест, чтобы представить приоритеты Евы.
Вопрос 1. К чему Ева на Эдеме? Варианты ответа:
1) ее здесь бросили создатели;
2) она их оставила сама;
3) расставание произошло по согласию/необходимости.
Бу джи дао, мастер Кун! Чем более пристально я всматриваюсь в пространство сценариев, которые приводят к предложенным вариантам, тем более мощным (другой эпитет подобрать) оно мне представляется. К примеру, ее оставили следить за состоянием кротовины. Или ловить непрошеных гостей.

Все замечательно, за исключением заявленного «О шаблонах, болванах» (про друзей достаточно на данном этапе)
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2012 г. 18:06
Вот как мне всё это представляется:
Боб — родился на Титане вполне по-человечески. До 30 лет — пробел в биографии, и даже непонятно, кем он в тот период времени себя считает. Я предполагаю, что оцифровка сознания/личности ещё не произошла, и вот это состояние есть — человек (не болван и не шаблон). В 30 лет он летит на «Фон Брауне» уже шаблоном — видимо какое-то качественное изменение личности/сознания произошло (оцифровка?). Затем он попадает в аварию, теряет своё первоначальное тело, сознание переносится в другое тело — болван. И так — 8 раз: из-за травмоопасной деятельности или по старости — неизвестно. В настоящее время он в состоянии шаблона без телесного носителя находится где-то в космосе, скорее всего на орбите Эдема, т.к. участвует в проекте вместе с Сократом и Элис по исследованию ЧД. И всё-таки какой-нибудь носитель для ячеек памяти должен быть. Непонятно также его превосходство над болванами — разница пока рисуется только в наличии или отсутствии тела, ни по каким другим параметрам сравнение не проводилось. К тому же орбитальная станция как-то да зависит от всего прочего человечества (существование самого проекта, обслуживание, в конце концов.... если конечно Боб, Сократ и Элис не какие-нибудь кванты/волны/импульсы, т.е. совсем нематериальны. Неужели ????)
Элис — по ней очень разрозненная информация. Её создал Сократ для проекта, решила я, но события на Эдеме всё путают. Получается, что Сократ создал Элис в последний момент перед смертью, узнав об угрозе уничтожения, с целью передать ей информацию об убийце. Но этого не может быть: Боб называет её пионеркой, значит она либо была создана до того, как Боб подключился к проекту, либо после, но отправиться в областьЧД должна была первой. Функционально Элис проще Боба. Не очень понятно, катастрофа ли то, что она попала в область горизонта событий, или туда её и послал Сократ. Если это непредвиденное событие, то чем угорожала Элис убийце (или какому-то плану врагов), почему не было атаки на Боба?
С Евой всё понятно. (скорее всего враг — не она).
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2012 г. 18:42
ОК. Спасибо. Недостатки вижу. Исправленный вариант выложу через пару дней. Сегодня уже отметил масленицу по полной, так что пока лучше к тексту не подходить.:-)))
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2012 г. 12:44
Я ж таки дочитала «Аллегорию» до конца: это тот случай, когда «до того дообъясняла, что сама поняла». :-) Короче, знаю я теперь, в чем проблема с текстом: первые 3 цикла. Вы в них не то, чтобы грузите читателя терминами и понятиями: вы грузите сразу всем- терминами, символами, аллюзиями, при этом по существу рассказа информация очень разрозненная и неопределенная. Выуживать эту информацию сложно, поэтому приходится держать в голове всё, на всякий случай, и хочется забросить чтение где-то на 4-ом цикле, ибо он тоже не слишком проясняет. В рассказе и так очень непростая НФ-идея (релят. физика, передача инф-ции), дай Бог, чтобы читатель не растерял терпение на этом.
Попробуйте переделать 1-4 циклы, расставьте героев более определённо, разграничьте четче их отличия и разбавьте символизм нормальным текстом — посмотрим, что получится. По рассказу вообще у меня зреют сомнения совсем другого плана, но это уже потом ;-) Урфина не трогайте: коли уж там дальше Кэролл с «Алисой», то почему бы и не Волков? И объяснений в цикле 3 про горизонт событий пока не пишите — надо посмотреть, что там без этого получается.
Интересно, что дальше-то Вы выстраиваете текст хорошо.


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 01:27
Вопрос пока только один.

цитата stogsena

хардкор-НФ
Точно не хард НФ?
А так, в принципе, сюжет смутно вырисовывается по мере чтения, но потом ускользает. Теперь можно перечитать, запомнить, насладиться деталями.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 01:39
Конечно, хард, это я забыл смайлик:-)


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 02:45
Значит, тематический ГГ — это не Боб, а Ева. Это она — не друг человечества, но враг его врагов. Я правильно понял?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 09:26
На втором слое истины — да:-)


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 11:08
Гм... люди-болванки-шаблоны — прошли мимо меня.
И вообще мое понимание сильно разнится с авторской задумкой. С другой стороны рассказ от этого хуже не стал.
Зачет. Я такое люблю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 14:51
В общем-то я раасчитывал и на трансцедентальное прочтение определенной частью читателей. Так что за сравнение с мурлыканием черной кошки — отдельное спасибо. И за зачет-оценку. А можно спросить, что вы увидели в Аллегории?
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 16:55
Ну так и хорошо, когда рассказ можно читать по-разному. Попробую позже перечитать, вооружившись вашим толкованием.
А увидела... скажем так, есть у меня задумка на повесть в духе кибер-панка и ИИ, пытающегося познать себя через разыгрывание сцен внешнего мира и переживания отдельных сущностей. Мне показалось, что эту идею и воплотили.
Некая суть расщепила себя на ряд личностей, каждая из которых весьма специфична. Так что внешней среды не существует наяву, но есть внутренний мир, в котором происходит игра с целью самоанализа. Отсюда и сравнения.
Цель — поиск понимания, что является личностью и на каких условиях данная личность разрушена. Этакие трехмерные шахматы на троих игроков, каждый из которых — часть большого.
Рассказ стоит того, чтобы издать )
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 17:16
Интересная штука... такой солипсизм на троих. Эка вас швыряет — от Ниффльхейма до киберпанка. Буду ждать. По изданию Аллегории — не знаю. Надо понять, куда дорабатывать.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 17:34
Там долго ждать придется.
У нас пока стимпанк с зомби и неовикторианством не дописан... А швыряет меня — да, случается.
На деле же — рассказы-головоломки тем и хороши, что количество решений ограничено лишь воображением. Это скорее зеркала собственного разума читателя.
Жаль, что рассказ не вышел в финал.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 18:02
Ну, вы ведь сами как-то говорили: рассказы пишутся не для турниров. Взять ту же Белую кость:-) Хотя, конечно, в идеальном мире... Ну так, и надо его приближать.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 18:09
Ну турнир — лишь повод написать рассказ.
Иначе как-то руки не доходят )
А идеальный мир с каждым рассказом все ближе и ближе )))


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 12:48
Согласен, с людями любопытно получилось. Мы думали, что автор пытается показать машинное мышление, а он показывал то мышление, которое стало свойственно как раз людям будущего. А машины – Сократ и Ева – наоборот, способствовали возвращению людям человеческого мышления. Настоящий перевертыш.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2012 г. 14:55
Да, только этого уж точно никто не заметил. Значит, что-то в рассказе не доработано. Буду думать.


⇑ Наверх