Появление нового межавторского проекта, это всегда значительное событие. Даже если не касаться качественной составляющей, тем не менее читателю предстоит познакомиться с не одним десятком произведений нескольких авторов. Причем, как правило, в их число входят, как более опытные, так и порой начинающие писатели. И Гравицкий, и Палий относятся к первой категории. Может быть их знает не каждый читатель, но своей, пусть и небольшой армией поклонников они уже обзавелись.
Итак, очередной постапокалиптический мир. С довольно неоднозначным сопроводительным объяснением. Неоднозначным хотя бы потому, что оно вызвало немало споров в интернете. Почему птицы и звери не повредили людям за тридцать лет? Как людям удалось сохранить физическую форму? И зачем вообще было приплетать сюда коллайдер, да еще и русский? Рассерженные обилием критики, создатели проекта проговорились, что объяснения существуют, правда, станут известны они отнюдь не в первой и не второй книгах. А где-то в начале второго десятка. Однако вернемся к самому «Анабиозу», точнее к его «пилотной серии».
Начнем, пожалуй, с сюжета и композиции. С первых же страниц перед нами предстает главный герой и его брат. Личности, если не зеркально противоположные, то, по крайней мере, коренным образом отличающиеся. Если Глеб — это типичный странствующий рыцарь без страха и упрека, то Борис — типичный деспотичный феодал. Наверное, не трудно догадаться, у кого выше шансы выжить в заброшенном городе? Композиционно книгу можно разделить на две части. Первая, где герои осматриваются, исследуют окраины столицы и постепенно подстраиваются под сложившуюся ситуацию, получилась средней. Ничего особого, обычное привыкание, знакомство с другими выжившими, поиск еды, инструментов оружия, мародерка. Интерес представляют лишь описания пустынного, полуразрушившегося мегаполиса, над которым отменно поработало беспощадное время.
А вот во второй части... А во второй сюжет начинает скакать из стороны в сторону. Собственно, все впечатление испортила предшествующая ей глава, полностью посвященная пьянке. Может кто-то и обрадуется ей, но меня она изрядно разозлила. При небольшом объеме книги тратить место на такой мусор просто неприлично. Дальнейшее действие происходило в рваном ритме, авторы показывали нам то один кусок Москвы, то другой. Загадки и вопросы множились, а ответов не было и в помине. Логика и смысл разлетелись в разные стороны и в панике покинули книгу. Клише, узнаваемые клише — рабство, новые торговцы, притянутая за уши идея с нитями, и многое другое. Герой лишился характера и превратился в авторскую марионетку, которую они тыкают, куда им нужно.
И наступил... ошеломляющий финал. Кто-то из читателей метко назвал концовку клиффхэнгером, но на мой взгляд, она куда больше напоминает рекламный ролик: «В следующей серии вы увидите...», долженствующее напомнить, что продолжения будут и не одно. Хотя, если серия будет плохо продаваться, возможно все. Поведение героев трудно назвать абсолютно реальным, такое ощущение, что анабиоз повлиял на их мышление. Какая-то механистичность прослеживается постоянно. Пострадала и мораль романа, выводы, сделанные к концу показались мне притянутыми за уши, а обилие вопросов без ответов и недоверие к происходящему оставили крайней неприятный осадок.
Итог: затянутая вводная часть новой серии, в которой авторы, по большей части, лишь знакомят нас с миром.