Пересмотрел тут на днях классический хоррор-сериал «Пятница 13», краткий обзор на который вы можете прочесть ниже.
«Пятница 13» (Friday the 13th, 1980).
Культовый фильм ужасов, который держит в напряжении и по сей день. Довольно-таки цельный и я бы даже сказал завершенный, потому как видно, что создатели намеревались просто рассказать свою жуткую историю Хрустального озера и не думали над продолжением.
Оно и понятно, ведь предположить, что сборы твоего детища почти в 57 раз превзойдут производственные затраты, я думаю было не под силу никому.
Фильм снят просто, без особых изысков, но смотрится при этом хорошо. Можно было бы сказать «отлично», но наличие некоторых сценарных глупостей, которые, к слову сказать, перекочуют потом во все прочие серии, немного портит общее впечатление от картины.
Вцелом же, 9/10.
«Пятница 13. Часть 2» (Friday the 13th Part 2, 1981).
«Куй железо пока горячо!», подумали студийные боссы «Paramount Pictures», и вот ровно через год перед нами продолжение «Пятницы 13», получившее подзаголовок «Часть 2».
И самое интересное, что название получилось верным на 100 процентов, потому как перед нами все тот же сюжет с минимумом нововведений.
Единственное существенное отличие — личность главного маньяка.
Инфернальная мамаша уже была, теперь пусть будет ее не менее инфернальный сыночек!
Только вот видимо создатели слишком поспешили, так и не продумав до конца внешний вид этого самого сыночка.
Кристально чистый мешок на голове с прорезью (одной!) для глаз и прочий фермерский прикид, право слово выглядят как-то не серьезно для бездушного маньяка.
Ну да ладно, бюджет-то все-таки не заоблачный ($1 000 000)... Пляс сжатые сроки... Но и сборы в итоге оказались «поменьше» ($21 722 776), однако их вполне хватило для начала подготовки третьей серии цикла.
6/10.
«Пятница 13. Часть 3» (Friday the 13th Part 3, 1982).
Чтобы подогреть интерес зрителей к новой части, ее решили снять в 3D-формате. И это видно.
В фильме просто уйма моментов заточенных под 3D.
Сама же картина приятно радует относительным разнообразием и по части самого сюжета и по части способов умерщвления глупых подростков.
Видно, что Стив Майнер, чьим режиссерским дебютом была прошлая часть, и прочие создатели франшизы учли некоторые старые ошибки.
Самое главное, что Джейсон наконец-таки нашел хоккейную маску и обрел свое каноническое «лицо».
7/10.
«Пятница 13. Часть 4: Последняя глава» (Friday the 13th: The Final Chapter, 1984).
Неизвестно по какой причине (ведь кассовые сборы предыдущей части «Пятницы» были достаточно высоки: $36 690 067 против $4 000 000 бюджета) создатели цикла решили сделать 2-х летний перерыв, попутно отказавшись от услуг Майнера и урезав затраты на производство.
В остальном, все как всегда.
Единственное, стоит отметить, что в фильме засветились такие актеры как Криспин Гловер (трилогия «Назад в будущее») и Кори Фельдман (из Кинговского «Останься со мной»).
Прибыль, как и зрительский интерес, была по-прежнему высока (сборы — $32 980 880), поэтому никаких помех для «Нового начала» просто не существовало.
7/10.
«Пятница 13. Часть 5: Новое начало» (Friday the 13th: A New Beginning, 1985).
Новое начало на деле обернулось старым продолжением.
Опять лес, Джейсон и группа молодых людей, которые так и просятся быть насаженными на его сверкающее мачете.
Хотя нет, небольшое отличие все же есть: в этот раз обязанности маньяка на себя возьмет вполне обычный (смертный) человек. Только вот его мотивация мстить всем без разбору будет выглядеть несколько слабоватой.
Ну да ладно, чай не «Жажду смерти» с Чарльзом Бронсоном снимали!
И так сойдет... тем более что дивиденды как всегда высоки ($21 930 418).
7/10.
«Пятница 13. Часть 6: Джейсон жив!» (Jason Lives: Friday the 13th Part VI, 1986).
Наверное самое удачное продолжение «пятницы» из всех!
Уютный лагерь (наконец-то с детьми), симпатичные вожатые (в кои-то веки), грамотно дозированный черный юмор и драйвовый саундтрек от великого и ужасного Элиса Купера. Что еще нужно для счастья?!
Замечу, что и в сюжетном плане фильм получился довольно-таки интересным.
8/10.
«Пятница 13. Часть 7: Новая кровь» (Friday the 13th Part VII: The New Blood, 1988).
Самая пресная и скучная часть кровавого цикла.
Попытка ввести в сюжет еще одного сверхъестественного персонажа (помимо Джейсона, который окончательно превратился в бессмертного демона) с треском провалилась (что впринципе почти не отразилось на сборах — $19 170 001).
Такое ощущение, что первоначально сценарий писался для очередного фильма о Фредди Крюгере, а потом был переписан под хранителя Хрустального Озера.
Очень слабо.
5/10.
«Пятница 13. Часть 8: Джейсон штурмует Манхэттен» (Friday the 13th Part VIII: Jason Takes Manhattan, 1989).
Последний гвоздь в крышку гроба выдыхающейся франшизы.
Картина представляет собой сшитые воедино грубыми нитками две истории: Джейсон на корабле и Джейсон в большом городе.
Именно эти два сюжета предложила объединить студия «Paramount Pictures» режиссеру фильма Робу Хеддену.
И если «Джейсон на корабле» еще как-то способен вызвать интерес, то «Джейсон в большом городе» губит продолжение на корню.
Особенно глупой получилась концовка, когда маньяка разъедает токсичными отходами, которые бог знает откуда слили в городскую сеть канализации (!).
Ужас!
Да вот только уже не страшно, а смешно.
Зрители тоже не оценили «нестандартный подход» создателей и принесли им самые маленькие сборы за всю историю цикла ($14 343 976).
Это при том, что бюджет фильма был также самый высокий ($5 000 000)...
4/10.
«Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница» (Jason Goes to Hell: The Final Friday, 1993).
«Отдохнув» в Нью-Йорке четыре года, Джейсон возвращается в район своего родного озера, где с кинокамерами наперевес его уже поджидают творцы из студии «New Line Cinema», дабы засвидетельствовать новый этап его кровавых похождений.
Творцы, мягко говоря, такие же бездарные, как и их коллеги с «Paramount Pictures».
К 1993-му году «New Line» уже успела загубить собственный хоррор-сериал о Фредди Крюгере («Кошмар на улице Вязов 6: Фредди мертв» (Freddy's Dead: The Final Nightmare, 1991) — еще больший кошмар чем 8-я часть «Пятницы») и решила срубить деньжат на другой франшизе, права на которую так удачно попали ей в руки.
К проекту привлекли даже родоначальника цикла, режиссера Шона С. Каннингэма, но увы, фильм вышел просто ужасным.
Единственное, что хоть как-то спасло картину, это неплохие спецэффекты и финальная пара минут, когда маску маньяка утягивает под землю рука Фредди.
Ну и еще то, что Джейсон все-таки отправился в ад... и на заслуженную пенсию.
3/10.
Ну а это, что называется «на засладку» :
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)