Уровень жзл-овских книжек, действительно, очень разный. Слежу за серией, регулярно ее покупаю, от каких-то книг о временем избавляюсь. Скажу так: у серии есть своеобразные «полюса». На одном, со знаком плюс, отличные работы, написанные специалистами, людьми «в теме», да вдобавок к тому еще и людьми талантливыми, литературно одаренными. На этом полюсе такие книги как «Махно» Голованова, «Сергей Прокофьев» Вишневецкого, «Мао Цзедун» Панцова, «Бродский» Лосева, «Достоевский» Сараскиной. На условном «минусовом» полюсе — книги совершенно позорные, которые лучше было бы просто не печатать (подчеркну — я говорю об уровне текста, а не о персоналиях, коим эти книги посвящены). Таких книг мало — и слава Богу! А вот между двумя полюсами лежит настоящее болото, которое и определяет пресловутый «общий уровень ЖЗЛ». Нужно ли читать «львиную долю»? Наверное, нет. Мы ведь прекрасно знаем, что представляют из себя группа «прикормленных» редакцией авторов: Варламов, Рыбас, Быков, Чертанов... Понятно, что Варламов может написать неплохую книгу о Пришвине, но вот Булгаков — Платонов... ну, не его масштаба авторы. Получается унылая серая гладкопись, немногим лучше школного учебника по литературе. Мы что, не читали книги/публицистику Володихина, чтобы не догадываться какая у него получится книга о Стругацикх?. Я никак не отношу себя к числу поклонников творчества Стругацких, у меня нет личной обиды к Володихину за то, что он «испортил» биографию моих любимых писателей. Ничего личного. Просто констатирую — книжка получилась унылая, школярская, с пропусками и умолчаниями, которые свидетельствуют либо о некомпетентности, либо об ангажированности. «Без божества, без вдохновенья» — уж простите за банальность. А «общий уровень серии» задают авторы. Других писателей у нас нет. Вернее, есть, но в данном издательстве и в данной серии — они редкие гости. Все мои слова, разумеется, относятся к современым отечественным авторам ЖЗЛ. Иностранцы, «классики» вроде Лосева, — тема отдельного разговора.
|