Володихин Прашкевич


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > Володихин, Прашкевич - "Братья Стругацкие"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Володихин, Прашкевич — «Братья Стругацкие»

Статья написана 26 декабря 2011 г. 23:09

Дочитал в ночи. Это нехорошая книжка для меня (кроме фотографий в конце и пары-тройки фактоидов, о которых я понятия не имел). Тезис о том, что АБС — идеальный лакмус для того, кто о них пишет, подтвержден в очередной раз.

Для биографии АНС и БНС в контексте эпохи этой книжки слишком мало, но такая задача, как я понял, и не ставилась. Для творческой биографии АБС — тоже, хотя такая задача ставилась. По сути, авторы создали сборник эссе о книгах АБС, между которыми проложены какие-то факты. Именно какие-то. Контекст эпохи подается в том числе так: 25 июля 1980 года умер Владимир Высоцкий, которого Стругацкие любили… В мире начался энергетический кризис, вызванный иранской революцией… В Китае введена политика «одна семья — один ребенок»: как бы в ответ на решение ООН объявить 1979 год «Международным годом ребенка»… Тысячи разных событий — угрожающих, неясных, тревожных… По-моему, это крайне несерьезно для контекста эпохи.

Эссе о книгах наличествуют, и они пронизаны лейтмотивом, который авторы книги пестуют на всем ее протяжении. Вот это очень печально. Модус операнди авторов немного напоминает модус операнди известного профессора, с неописуемым простодушием выдиравшего цитаты с кровью. Проходя совсем мимо этических посылов или обращая на них внимание лишь постольку-поскольку, авторы трактуют книги АБС по-своему: их тексты — почти все, кроме ранних, — про борьбу Либеральной Интеллигенции с Традицией, причем АБС на стороне первой и призывают к противлению строю насилием.

Естественно, на эти нехитрые составляющие можно разложить любое противостояние, чем авторы и занимаются. Скажем, заходит речь о Флоре — и выясняется, что это антитрадиционная культура, а противостоящие ей граждане — разумеется, Традиция (про «ОЗ» же: Традиционная семья в рамках мировидения Стругацких никогда самостоятельной ценностью не обладала — смелый вывод, вообще говоря). Заходит речь о «Жуке в муравейнике» — и: всё это, однако, не мешает повнимательнее присмотреться к тому, что представляет собой прогрессор-«подкидыш». Это интеллигент, родившийся в 38 году. У него нет корней, поскольку он отсечен от прошлого... А ведь КОМКОН-2 — это мягкий аналог НКВД/МГБ/КГБ… Комконовцы боятся, что некто извне взорвет их цивилизацию, заложив внутрь интеллигента опасную программу. Они убивают интеллигента, поскольку боятся опасных и неожиданных, то есть прежде всего неподконтрольных, поступков от него. Ну и Демиург — это либеральный интеллигент, само собой.

В таком аксепте «Попытка к бегству», «Трудно быть богом», «Улитка на склоне» — всё призывы к интеллигенции насильственно изменить советский строй. Даже рассуждения про «Отягощенных злом», а более миротворческой (Г.А., Нуси...) вещи у АБС не сыскать, авторы завершают параллелью 2030-х с 1930-ми, откуда следует: думается, Стругацкие вежливо сообщают своим читателям: при любых, даже самых мягких и медленных путях либерализации могут происходить срывы «большого делания». Так будьте готовы ежедневно и ежечасно… Думается вот.

«Жидам города Питера» уделяется большое внимание — боюсь, именно потому, что эта пьеса типа идеально укладывается в концепцию:

А Стругацкие не хотели возврата на прежние рельсы, то есть полной реставрации социалистической Империи. Они еще за два десятилетия до обрушения СССР наводили читателей на мысль — раздробить бы эту Империю, и только тогда на ее месте появится что-нибудь лучше, чище, разумнее; а пока «система» жива, она всякую попытку верховой реформы приведет к развороту на попятный. Еще в «Улитке на склоне»!

Они давно звали драться, давать сдачи, отстаивать идеалы…

...

Опять появилось настроение — драться. Всерьез. На полную катушку. Опять Стругацкие вступали в созвучное им время. На рассвете 80-х им казалось, что для новой «оттепели» нет никакой почвы, ни малейших признаков. И вдруг — такое!

...

И вот у них появляется возможность ударить еще раз, как следует. Вложиться в удар, укрепляя слабые сердца, наполняя бодростью и дерзостью тех, кто уже подумывает о серьезных делах. Кровь наполнилась сумасшедшей силой молодости. Кровь потекла по артериям и венам быстрее прежнего. Кровь звала на бой.

И они высказались наконец открыто.

...

Создается устойчивое впечатление: если бы вестника «системы» [в пьесе] не избили, то бумажки с отменой старых «повесток» не были бы явлены. Нетрудно извлечь простой вывод, к которому подводят авторы пьесы. Его можно озвучить примерно так: «„Система“ одряхлела, не бойтесь, давайте ей сдачи сегодня и сейчас, каждый на своем месте. Она уступит. Она обязательно уступит». И хотя бы не вернется к Сталину.

В таком вот аксепте. Но и этого авторам мало. Вот они рассуждают о стиле «Хромой судьбы» — и, как вы думаете, к какому выводу приходят? А вот:

Но помимо будущего видно и самое настоящее настоящее. Оно серьезно, основательно, на значительном пространстве художественного текста, представлено только в «сорокинской части» «Хромой судьбы» — изо всех текстов братьев Стругацких! Оно отвратительно, хотя ближайшее прошлое в их трактовке выглядело намного хуже. И вот поэтому, вероятно, создана стилистическая пропасть между суховатым, стремительным, наполненным интеллектуальными играми повествованием о грядущем и тягучим болотом настоящего. Иначе говоря, сознательно смонтирован стилистический контраст, помогающий проявиться контрасту смысловому. Будущее, каким его видели братья Стругацкие, — абсолютно чужое для настоящего, каким его видел звездный дуэт. Соединение двух несоединимых стилей в рамках одного произведения позволяет осознать, сколь велика разница, сколь сильна чуждость двух времен друг другу. А значит… Значит, будущее не утвердится, если ему не удастся разнести советскую реальность в щепы…

В щепы, понимаете? «Хромая судьба», если ее разглядеть под правильным углом, оказывается, тоже про это. Призывает разнести в щепы.

Почему это ерунда с моей колокольни? Ну вот скажите: у кого что при советской власти, что сейчас «Трудно быть богом», «Улитка», «ОЗ», «Попытка к бегству» вызывали или вызывают мысль о диссидентских баррикадах? То-то и оно. Подобная интерпретация возникает лишь в последнее время — и, боюсь, только у людей с Традицией в голове.

Я не против Традиции в голове. Лишь бы человек был хороший. И у меня у самого в голове фиг знает что. Но границы своей головы хорошо бы понимать, вообще говоря. Авторы в своем праве, но говорить о том, что эта творческая биография АБС написана непредвзято и с попыткой понять братьев, увы, не приходится.

(К слову про «Волны гасят ветер»: Стругацкие без надежды смотрят на любые формы «традиционного», «ожидаемого» прогресса. Их упование возложено на «вылупление» сверхчеловека из человека — мне одному кажется, что мессидж романа диаметрально противоположен? Это не упрек. Это дискутабельно и аргуабельно.)





228
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 декабря 2011 г. 23:20

цитата angels_chinese

и самое настоящее настоящее




цитата angels_chinese

И вот поэтому, вероятно, создана стилистическая пропасть между суховатым, стремительным, наполненным интеллектуальными играми повествованием о грядущем и тягучим болотом настоящего.


Т.е. о том, что «Лебеди» были встроены в «ХС» позже, не сказано?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 декабря 2011 г. 23:27
До того — сказано, но когда авторы говорят о стиле «ХС», они говорят процитированное. Кто не спрятался — я не виноват.
 


Ссылка на сообщение26 декабря 2011 г. 23:54
Охо-хо...


Ссылка на сообщение26 декабря 2011 г. 23:46
Я даже круче выражусь. Не только не диссидентские авторы — настоящие КОММУНИСТЫ! Те коммунисты, для которых интересно не жрать и иметь всего от пуза, а работать, мыслить, быть СВОБОДНЫМИ. Тут очень вовремя книга писем вышла — томик 42-62, но там и более современные их мысли. Это наша партия перестала быть коммунистической. Но авторы не звали ударить, подраться... Сами — дрались. За книги и друзей. Они звали творить и думать.
Однажды мне знакомый (ныне покойный) режиссер сказал про книгу Строевой о творческих исканиях Станиславского — «Зачем тебе ИСКАНИЯ СТРОЕВОЙ в Станиславском? Ты его читай.» Вот — читаю письма Стругацких.
А искания Володихина в Стругацких...


Ссылка на сообщение26 декабря 2011 г. 23:55
Ну никогда я не видел в ТББ, Улитке или Попытке диссидентщины. Очень яркие и чистые книги, выше всех баррикад, глубже любых измышлений.


Ссылка на сообщение26 декабря 2011 г. 23:58

цитата hellsing

Те коммунисты, для которых интересно не жрать и иметь всего от пуза, а работать, мыслить, быть СВОБОДНЫМИ.

Согласен полностью. Думал, как бы мне сказать, пока думал — уже и сказали.

Именно РАБОТАТЬ, МЫСЛИТЬ и БЫТЬ СВОБОДНЫМИ — всё вместе.


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 00:04

цитата angels_chinese

Ну вот скажите: у кого что при советской власти, что сейчас «Трудно быть богом», «Улитка», «ОЗ», «Попытка к бегству» вызывали или вызывают мысль о диссидентских баррикадах?


Молод ты Коля... Душой. :-))) Читай, например, ЖЖ Андрея Черткова с комментариями, там об этом очень, очень, очень много. Крайне распространенный взгляд на произведения АБС среди людей определенного поколения, с определенным опытом.

В общем, не убедил: почти все претензии -- чисто идеологические. Неправильно дядя Федор бутерброд ест.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 00:38
А ты не обобщай :) У меня есть примеры поближе Андрея Черткова — родители и их круг знакомых, например. Никто из них так АБС не читал.

Дык — чего мне тебя убеждать. Ты сам себя во всем успел убедить ;)
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 01:33

цитата angels_chinese

Дык — чего мне тебя убеждать. Ты сам себя во всем успел убедить ;)


Убеждать надо уметь. ;-) Вот тебе пример. Это не высокоученые споры про способ правильно жевать бутерброд, это всерьез.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 01:39
Я видел, разумеется. Мы о разном. Я, безусловно, буду плакать горько, что мой отзыв тебе несерьезен, но, надеюсь, выживу :-)))
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 01:41

цитата angels_chinese

У меня есть примеры поближе Андрея Черткова


А я одного мужЫка знаю, который дефицитным «Понедельником...» крынку с простоквашей накрывал. Потому что фигня какая-то, лучшего не заслужила. Собственно, у него мои предки книжку и выменяли. :-)))

Ты патетически восклицаешь: «У кого что при советской власти?..» Я тебе объясняю -- у кого. Ты тут же переводишь стрелки на сугубую конкретику.

Как же я вас всех нежно люблю, бойцы идеологических фронтов, будущие гельманы и поплавские! :-)))
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 01:59
Ты бы сразу сказал, что «Я тебе объясняю -- у кого» — это хорошо, а «переводить стрелки на сугубую конкретику» — плохо. Я бы тебе поверил на слово :-)))

Гельманизм-поплавскизм ты кому-нибудь другому шей :) Вообще, чем книжка Володихина-Прашкевича плоха — это как раз авторской заидеологизированностью. Но, видимо, ты этого не видишь, потому что сам в том же поле 8-)
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 02:11

цитата angels_chinese

чем книжка Володихина-Прашкевича плоха — это как раз авторской заидеологизированностью.


Согласен на все сто. Но, на мой взгляд, то, чем она хороша, перевешивает то, чем она плоха, многократно. Вот такое у меня поле. Сплошной имморализм и идеологический релятивизм. :-)))
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 02:33
На всякий пожарный расширю. Мне до фени, кого из ЦК КПСС поддерживали АБС, а кого решительно осуждали, с кем выпивал Аркадий Натанович и кто из семинаристов стучал на Бориса Натановича. Скушно, аж скулы сводит. Думаю, и до этого дело дойдет -- Гопман вон напишет. Но я на идеологических домыслах Володихина и Прашкевича, иногда остроумных и точных, иногда откровенно бредовых, не фиксируюсь. В отличие от. Мне интересно, как Стругацкие книжки писали. Только и всего. А лучшей работы, посвященной этому аспекту, в России не существует. Такие дела.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 02:35
Эээ, а вот тут у меня к тебе будут конкетные вопросы. Поскольку мне тоже интересно, как АБС писали книжки — где и что ты нашел об этом в данной работе? Видимо, под «как пишется книга» мы какие-то разные смыслы подразумеваем :)
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 02:40

цитата angels_chinese

Поскольку мне тоже интересно, как АБС писали книжки — где и что ты нашел об этом в данной работе?


Об эволюции стиля -- полно в каждой главе. Читай внимательно. 8-)

цитата angels_chinese

Видимо, под «как пишется книга» мы какие-то разные смыслы подразумеваем :)


Возможно.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 03:10

цитата vvladimirsky

Мне интересно, как Стругацкие книжки писали. Только и всего. А лучшей работы, посвященной этому аспекту, в России не существует

цитата vvladimirsky

Об эволюции стиля -- полно в каждой главе.


А зачем тебе вот для этого-то Володихин с Прашкевичем?! ПСС + «Неизвестные Стругацкие» + «Письма. Рабочие дневники». Чего ещё-то?!
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 03:32
ггг
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 10:41
Смейся, ага )))))
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 12:23

цитата Vladimir Puziy

А зачем тебе вот для этого-то Володихин с Прашкевичем?! ПСС + «Неизвестные Стругацкие» + «Письма. Рабочие дневники». Чего ещё-то?!

Вот отличное подтверждение фразы покойного режиссера «Зачем тебе искания Строевой в Станиславском» — начнешь читать варианты произведений, письма, дневники Стругацких и выяснишь что «свои» искания в «Стругацких» не совпадают с исканиями Володихина. Почему Володихина без упоминания Прашкевича? Да я как-то не замечал кавалерийских атак и митингового слога «драться, отстаивать идеалы». Ну не дрались они — это не черниченки какие-нибудь, а ПИСАЛИ. Вот воспоминания мемуарные — может это как раз от Геннадия Мартовича?
Впрочем, я с интересом прочитал и Скаландиса, и сию книгу. Только порой эта книга напоминала речь на митинге.
Продолжаю читать письма Аркадия и воспоминания Бориса. Володихин отдыхает... Аркадий зовет Бориса «отстаивать идеалы настоящего коммуниста»...
Да. Без документов от братьев читать книги о них нельзя. Все время сравнивать надо.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 08:16
«Дозволять писать лик Господень томко по благословению»? :))
А я вот всегда за творческие, оригинальные подходы. В. и П. написали свою книгу без ритуальных намазов и кури элисонов, стараясь разобраться в таком явлении как АБС, и поделиться открытиями. Конечно, это не продукт фэндома. То что, одни книжку ругают, а другие хвалят, означает, что равнодушными она не оставила. Еще одно ее достоинство.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 09:40
Нет там открытий, нет там разборов, нет оригинального подхода. И достоинств у книжки — нет. Были бы на обложке не известные люди В. и П. а какие-нибудь Сидоров и Еремин, никто бы и внимания не обратил.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:08
Градус дискуссии повышается :). Но дело не в том, что авторы этой ЖЗЛ именно В. и П., а в том, что книжка задевает за живое так или иначе. И это при том, что она сделана профессионально литведчески. Но вот не занудная. Уважительная, без подобострастия и без пафоса. И с отражением той серьезной эволюции общих взглядов АБС, отпечатанной в эволюции их стиля, что делает из лубка объемную картину писательства. Вот этот ракурс книжки, наверное, и раздражает некоторых адептов АБС, настроенных на кумирство. Я считаю АБС самыми сильными фантастами в Европе (рядом только «Опоздавшие к лету»), и подход Володихина и Прашкевича добавляет этой расхожей оценке настоящих аргументов.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:45
Книжка нормальная. Но нехорошая в плане навязывания авторской идеологии, она же интерпретация, текстам АБС. По большому счету — это единственная (но очень серьезная) моя претензия, остальное — более-менее «полет нормальный» для «ЖЗЛ».
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:55

цитата порубеж_ник

нижка задевает за живое так или иначе


за живое так или иначе задевают Стругацкие
никак иначе
конкретная эта книжка за живое сама по себе не задевает
это сборник постов в ЖЖ, а не биографическое исследование для ЖЗЛ
вот книжка Скаландиса за живое задевала — лучше бы она этого не делала
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 18:42

цитата порубеж_ник

она сделана профессионально литведчески

Поверьте профессиональному литературоведу: НЕТ.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 12:54

цитата порубеж_ник

«Дозволять писать лик Господень томко по благословению»? :))


«Каждый видит лишь то, что в нём уже есть». :))

Я вообще-то писал о другом: для того, чего хочет Василий, можно обойтись и без посредников-толмачей, всё дано, бери да читай.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 08:24

цитата Vladimir Puziy

Чего ещё-то?!


Два года жизни. Источниковедческие навыки. Побольше аналитических способностей. Много чего. Я не считаю себя умнее и наблюдательнее Володихина и Прашкевича, вот в чем беда-то.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 13:00

цитата vvladimirsky

Я не считаю себя умнее и наблюдательнее Володихина и Прашкевича, вот в чем беда-то.


Тут согласен: беда в том, что не считаешь себя. :-(

А так... вот я читаю доводы обеих сторон, и как-то пока минусы перевешивают плюсы. Собственно, внятно прозвучали только два положительных момента: вот то, что ты написал, плюс «доступная биография для тех, кто не в теме».

Но если об эволюции стиля написано так, как цитируют (в т.ч. сам же Володихин у себя в ЖЖ) -- тады ой.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 10:39
Эм. Вася, там об эволюции стиля — банальность на банальности. То, что глазом видно. «Стало куда меньше прилагательных и куда больше диалогов» типа. Это трюизм на уровне «у Хэмингуэя много диалогов и мало описаний», прости меня. Не-трюизм — это теория айсберга, например, если мы про Хэмингуэя (хотя тоже, в общем, невысокий левел), а в отношении АБС можно было написать горы или по крайней мере холмы годной литературоведческой работы небанального совершенно содержания.

Но разбираемый текст (а) сообщает мне то, что я вижу и так, и (б) временами подкладывает «эволюцию стиля» под свою идеологию (см. про «ХС» наверху), что совсем не в красную армию.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 15:03

цитата angels_chinese

в отношении АБС можно было написать горы или по крайней мере холмы годной литературоведческой работы небанального совершенно содержания.

Но ЖЗЛ как бы заточено под другого читателя. Попроще. НЕ филолога, и, возможно, даже не знатока творчества АБС.
А претензии высказаны как к специализированной литературоведческой работе.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:43
Это не к тексту претензии, а к словам Васи про то, что текст, оказывается, об эволюции стиля. Если он об эволюции стиля — эта эволюция подана там на банальном уровне. Самому мне и в голову не пришло бы, что текст об этом, само собой.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2011 г. 12:54
Да, на банальном. Для «просто читателя». Когда Дима обкатывал фрагменты, посящённые стилистике, в виде докладов на конвентах, я сам недоумевал: отчего так банально? А когда узнал, что это для ЖЗЛ, то успокоился :-)
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 15:20

цитата angels_chinese

Эм. Вася, там об эволюции стиля — банальность на банальности. То, что глазом видно.


Чьим, извини, глазом? Пока ВСЕ обсуждения творчества АБС скатываются к обсасыванию идеологических нюансов.

цитата angels_chinese

в отношении АБС можно было написать горы или по крайней мере холмы годной литературоведческой работы небанального совершенно содержания.


Не сомневаюсь -- можно. Но пока никто не написал. НИКТО. Из сотен тысяч «поклонников таланта». Где эти «холмы литературоведческой работы»? Пока все литературоведение вокруг АБС в лучшем случае чистой воды начетничество, без попыток выводов и обобщения.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 16:26
А вы действительно считаете АБС диссидентами? :)
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:14
А вы прекратили бить свою жену по утрам?
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:49
А причем тут жена, товарищ критик? Обсуждаемая книга глаголет за АБС диссидентские наклонности, книга вам нравится — отсюда вопрос: а вы действительно считаете АБС диссидентами? :)
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:52
Мне понятна ваша стратегия видения дискуссии, но не интересна. Извините, оставлю вопрос без ответа. Тем более что в ответе вы и так не нуждаетесь, правда?
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:56
Слабо? Хотя скорее стыдно: ну, какие вам лично АБС диссиденты, если вы не голимый совок? Если, ага.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 16:54
Глазом видно = очевидно. Прилагательные, диалоги, ритм — квалифицированному читателю достанет текста (и не говори мне, что ты не квалифицированный читатель).

Так а зачем писать? Для кого? Это как писать книгу «Группа Галуа для чайников»: чайникам не надо и математикам не надо.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:18

цитата angels_chinese

Прилагательные, диалоги, ритм — квалифицированному читателю достанет текста


Ну так ведь пока «не достало», да? Я знаю ровно трех авторов, успешно имитирующих стиль (именно стиль!) АБС. Вот эти вот прилагательные-диалоги-ри тм. И все. За полсотни лет. Хотя попыток было сделано множество.

И да, конечно, я не квалифицированный читатель. Квалифицированный -- это тот, кто свысока посматривает на работу Володихина и Прашкевича. Прошу вычеркнуть.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:40
Не понял. С какой стати у тебя вдруг «понимать, как сделан текст» = «успешно имитировать стиль»? Чозанах, как говорят в великой и могучей Сети? :-)))

То есть — ты не допускаешь, что можно понимать, как устроен текст АБС, и не пытаться его имитировать? Тут я делаю оттако большие глаза.

Если насчет «свысока» выпад в мою сторону — мимо. Я не смотрю свысока. Я всего лишь вижу, по каким принципам сделан текст, о чем и пост.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:45

цитата angels_chinese

То есть — ты не допускаешь, что можно понимать, как устроен текст АБС, и не пытаться его имитировать?


Допускаю. Но тот факт, что не самые тупые и бездарные писатели, честно пытавшиеся имитировать, не понимают, как этого добиться, о многом говорит. «Хочет и молчит», по анекдоту. Примеров понимания не вижу -- ни у писателей, ни у литературоведов. Если бы Володихин и Прашкевич «перепевали зады» чьей-то серьезной, глубокой работы -- был бы другой разговор. А так -- извини, подвинься.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:49
Если ты не заметил, я с начала маршрута стою, и не просто в другом вагоне — в другом поезде :-D

И — ты путаешь две вещи. Можно отлично понимать, как устроен текст, но не уметь его имитировать. Есть полно хороших литературоведов, которые сами как писатели и поэты — ноль. Так что я допускаю, что «не самые тупые и бездарные» все понимают, но вот спеть так же не могут — много чего не хватает (я думаю, что знаю, чего, но мы тут об этом не будем). А что про АБС не пишут серьезные литературоведческие труды — см. выше. «Группа Галуа для чайников».
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:59

цитата vvladimirsky

Я знаю ровно трех авторов, успешно имитирующих стиль (именно стиль!) АБС. Вот эти вот прилагательные-диалоги-ри тм. И все.


Василий. Нет ни одного автора, успешно имитирующих стиль (именно стиль) АБС. Я очень сдержан сейчас, Василий. Не надо продолжать демонстрировать то, что вы сейчас демонстрируете. Спишется на молодость.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:56

цитата vvladimirsky

ВСЕ обсуждения творчества АБС скатываются к обсасыванию идеологических нюансов


вот уж чушь-то, прсоти господи
 


Ссылка на сообщение7 января 2012 г. 05:55
Ваши суждения — по родителям... Вот и вся глубина)))


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 13:30
Меня стилистика угнетает
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 16:55
Меня тоже, и крайне, но я счел, что это субъективно :)


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 14:23
Не знаю, господа, бейте меня, не бейте... Может, у меня слишком примитивный взгляд на предмет, но читать книгу мне пока что нравится (я где-то на 40%). Потому что о самих Стругацких я ничего никогда не читал, о фактах их жизни узнаю впервые. А эти факты в книге есть.
А все эти около-политические разборы меня никогда не задевали за живое :-) Я к ним настолько индифферентен, что не в сказке сказать. И когда я читал книги братьев, я в них видел прежде всего не скрытые политические прокламации, даже если они там есть, а увлекательные, крепкие, шикарно написанные вещи, в любой из которых сквозят, в первую очередь, человечность и здравый смысл. И мироощущение, сильно совпадающее с моим.
Но это так, имхо. Никого этим комментарием ни в коем случае не порицаю :-)

Кстати, порекомендуйте, в таком случае, работу о Стругацких, которая, по вашему мнению, заслуживает внимания 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 15:02
А я что говорил?
Для неофитов — хорошо:
http://www.fantlab.ru/blogarticle...

Там у меня, кстати, перечислено всё, что стоит прочесть по теме.
А в первую очередь — «Комментарии к пройденному» самого Бориса Натановича.
Тут со мной никто спорить не станет.

Ну и «Братья Стругацкие» Анта Скаландиса я лично рекомендую:
http://www.fantlab.ru/blogarticle...
Вот здесь не все единодушны. :)
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 16:36
А как такое может быть: мироощущение, вы говорите, совпадает, а «о самих Стругацких я ничего никогда не читал»?
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:15
Мироощущение, переданное в произведениях.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 18:05
Так, да, бывает.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 16:51
Зачем же вас бить? Мы гуманные люди :-D

Владимир ниже прав — для неофитов это неплохая книжка. Одно «но»: если неофит умеет пропускать через себя идеологию, не замарываясь. Если нет — это плохая книжка особенно для неофита.

Главная работа о Стругацких — это книги Стругацких, я полагаю. Дальше — «Неизвестные Стругацкие», всякие статьи о них, включая советские, Скаландис и Вишневский (их лучше после — станет ясно, что отсекать на корню).
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:17
Я, видимо, умею «пропускать идеологию, не замарываясь» :-)
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:37
Good for you :cool!:
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:20

цитата angels_chinese

и Вишневский


То есть уморительные попытки подверстать АБС под «яблочную» идеологию тебя не смущают? Так и запишем: очевидная политическая ангажированность.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:37
Кхм. Меня смущают равно Скаландис и Вишневский. Вася, ты вроде внимательно читаешь, — отчего в твое слепое пятно попали слова «станет ясно, что отсекать на корню»? :-)))
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:39

цитата angels_chinese

отчего в твое слепое пятно попали слова «станет ясно, что отсекать на корню»?


Оттого, что не понятно, к чему эти слова относятся. Артикуляция нечеткая. ;-)
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:41
Для справки: слова в скобках обычно относятся к непосредственно предшествующим слову или обороту ;)
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:46
Спасибо за просветительские речи, буду иметь в виду.
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 17:50
Я просто перечитал свой коммент и так и не понял, что там за беда с артикуляцией, что ты не врубился в очевидное ;)
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2011 г. 13:55

цитата angels_chinese

Владимир ниже прав


Тогда уж «выше».
:)
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2011 г. 19:36
Лучше: «Владимир всюду прав!» :-)
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2011 г. 13:58

цитата angels_chinese

Главная работа о Стругацких — это книги Стругацких, я полагаю


Это само собой разумеется.
Я в своём отзыве просто кричу: Хватит уже интерпретировать!
Хватит «открывать» Стругацких!
Читайте их!


Ссылка на сообщение28 декабря 2011 г. 22:21
У самих Стругацких я читаю «самих Стругацких». Тут и изменение стиля видно (без подсказок), и изменение в мышлении (хотя я с ними не во всем согласен). Мир Полдня так и остался в наследство от молодых братьев. В нем жить хочется. А главное — работать. А вот «драться». Ну вон в «Обитаемом острове «надрался... Точнее дров наломал...
В разных вариантах произведений в «Неизвестных Стругацких», в письмах и дневниках еще больше раскрывается внутренний мир братьев (и как людей, и как литераторов).
А вот из книги Скаландиса я извлек кое-что об окружающем братьев мире.
Получается, что книга Прашкевича и Володихина запоздала по всем параметрам, да еще представляет только личный взгляд авторов на текст книг. Как в полемической (а не исследовательской) статье. Но что хорошо в статье — в книге не очень. Я совсем не считаю себя спецом порядка Геннадия Мартовича или Володихина, но мне не интересны их интерпретации текста. И не стоит навязывать через книгу свои взляды другим. Точнее через серию.
А вот этот пассаж «Они еще за два десятилетия до обрушения СССР наводили читателей на мысль — раздробить бы эту Империю, и только тогда на ее месте появится что-нибудь лучше, чище, разумнее; а пока «система» жива, она всякую попытку верховой реформы приведет к развороту на попятный. Еще в «Улитке на склоне»!» Стругацкие хотели разрушения СССР???? Что за бред?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2011 г. 23:12
Да вот же, обидно что такие бредни запущены в оборот, а нас убеждают что не волнуйтесь, это для неофитов. Фига себе — такая клюква и сразу на длинной газетной для неофитов. То есть человек если сначала прочитает эту ЖЗЛ, а потом «Обитаемый Остров», и будет шориться в рамках ранее узнанной модели Володихина-Прашкевича. Это уже называется индоктринация, хорошо что она в ЖЗЛ такая топорная, может эстетически просто отторгнута быть.


Ссылка на сообщение28 декабря 2011 г. 23:42
Ох, помню я время, когда из противоположного лагеря чего только не выливалось на книгу Скаландиса.
А ничего, всё равно книжку не сожгли.
И эту не сожгут.

Я по этому поводу теперь с улыбкой цитирую Дивова образца 2009 года:
«Братьев вспомнили снова — и опять переругались…»

А всего-то и надо — книжки разные читать и выводы правильные делать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2011 г. 01:10

цитата Lartis

только не выливалось на книгу Скаландиса.

скромней надо было быть Скаландису: не Булгаков
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2011 г. 01:29
всем надо скромней
можно и по-другому сказать:
взад не издали.
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2011 г. 01:46
нет, скромней надо быть в особых случаях: когда, например, пишешь про кого-то, а не про себя, любимого
и в этих случаях надо быть скромней обязательно: не Булгаков

цитата Lartis

можно и по-другому сказать:
взад не издали

это было непонятно
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2011 г. 01:57

цитата Zharkovsky

это было непонятно


объясняю
когда-то существовал такой оборот: «мама, роди меня обратно»
обратно — шуточное «взад»
«издать взад»
это я шучу так непонятно
хотя, мне казалось, уж ты-то въедешь...
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2011 г. 02:04

цитата Lartis

когда-то существовал такой оборот: «мама, роди меня обратно»


А! понял.


Ссылка на сообщение29 декабря 2011 г. 23:50
Стоп! Робята! Я ж не о сожжении книги.... Да, запоздала. Да, равна всего-лишь статье... Да. Письма, дневники и КНИГИ Стругацких гораздо интереснее или важнее. Но... Не надо убивать книгу П. и В. Они думали по-своему. Я читаю письма АБС. П. и В. по-прежнему отдыхают.


⇑ Наверх