Кое что о киргизской


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» > Кое-что о киргизской фантастике – рассказ Кусейина Эсенкожоева «Сын Родины»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кое-что о киргизской фантастике – рассказ Кусейина Эсенкожоева «Сын Родины»

Статья написана 27 ноября 2011 г. 20:43

Меня последние дни очень беспокоило, что даже после недавней моей заметки у читателей складывается довольно туманное представление о киргизской фантастической литературе. Конечно же, скупых биографий и простого перечисления названий и дат недостаточно. Самым главным было бы конечно знакомство с самими произведениями. Увы, переводы на русский мне пока не попадались. И донести до русскоязычного читателя сами произведения пока не получается.

Но к счастью, поиски увенчались успехом, и удалось найти текст рассказа «Сын Родины» Кусейина Эсенкожоева, пионера киргизской фантастики. Естественно на киргизском языке. К сожалению, моих скромных способностей явно недостаточно для того, чтобы предоставить читателю хороший перевод. Поэтому я рассудил просто прочесть рассказ и попытаться дать на него небольшой обзор, чтобы у интересующихся вопросом получилось хоть какое-то представление.

Рассказ написан в 1938-м году. Был опубликован на киргизском языке в 1939 году. На русский язык не переводился (насколько мне известно). Более того, напечатан он был латиницей – кириллическая письменность для киргизского языка была принята только в 1940-м году.

В том же 1938-м году был написан и роман Григория Адамова «Тайна двух океанов». Был издан в 1939-м году. И если роман Адамова очень хорошо известен русскоязычному читателю, то про рассказ Эсенкожоева никто ничего не слышал.

Думаю, это объясняется не только языковым барьером.

«Тайну двух океанов» написал 52-летний, умудренный жизнью, человек из богатейшей культурной и научной среды. Ну а рассказ «Сын Родины» — 18-летний подросток, чей народ всего лишь несколько десятилетий назад обрел печатные общедоступные книги и только-только начал развивать науку и письменную литературу. По-моему, это следует принимать во внимание при знакомстве с этим рассказом.

Сначала несколько предварительных фактов.

6 июня 1937 года официально была открыта станция «Северный Полюс-1». Четверо смельчаков, позднее ставшие известными как папанинцы, высадились на льдину в районе Северного Полюса и разбили там лагерь. Так было положено начало одному из дерзких мероприятий по изучению Арктики. Почти год научно-исследовательская экспедиция, впервые действующая на таких высоких широтах, вела самые разнообразные и обширные исследования.

Но для нашего разговора гораздо интересней вспомнить более раннее событие.

28 августа 1931 года полярные исследователи Губерт Уилкинс и Харальд Свердруп на подводной лодке О-12 (SS-73), при попытке достичь Северного Полюса подо льдом, достигли рекордной для судов широты – 82 градуса. Но, увы, из-за неблагоприятных ледовых условий и поломки горизонтальных рулей 6 сентября смельчаки были вынуждены повернуть обратно. Тем не менее, это плавание доказало принципиальную возможность плавания на подводной лодке подо льдами Арктики.

Дизельная подводная лодка "Наутилус" готовится поднырнуть под кромку ледового покрова. Хорошо видны полозья наверху корпуса
Дизельная подводная лодка "Наутилус" готовится поднырнуть под кромку ледового покрова. Хорошо видны полозья наверху корпуса

Примечательно, что субмарина носила название О-12 только тогда, когда была боевой ПЛ. Будучи переоборудована в исследовательскую, она изменила и название, получив более чем примечательное – «Наутилус». Для нас же интересно то, что «Наутилус» отправлялся практически в безвестность. Комплексных исследований, наподобие тех, что проводились советскими учеными на СП-1, тогда еще почти не было. Уилкинс и Свердруп не знали, что их ждет в подводно-подледном плавании на Северный Полюс. Поэтому они оборудовали «Наутилус» таким экзотическим для подлодки устройством, как санные полозья на верхней палубе. Погрузившись под кромку пакового льда, они намеревались придать лодке положительную плавучесть, подвсплыть и упереться полозьями в нижнюю поверхность льда. Далее гребные винты должны были придать лодке поступательное движение и она начала бы скользить подо льдом на полозьях. «Наутилус» был дизельной субмариной, поэтому вся надежда подводников была на вероятность, основанную на наблюдениях и расчетах, что на маршруте до Северного Полюса в ледяном покрове будут все-таки встречаться разводы и полыньи, достаточные, чтобы лодка могла всплыть, зарядить батареи и запастись кислородом. На всякий случай все же лодку снабдили еще дополнительно специальным шнорхелем, который предположительно мог просверлить лед и добраться до атмосферного воздуха. Остается только склониться перед храбростью и отвагой людей, которые на лодке, предназначенной на слом, отправились в такое рисковое предприятие.

Сложно сказать, знал ли 18-летний киргизский юноша о плавании «Наутилуса», но совершенно точно, что именно дрейф станции «СП-1» вдохновил его на написание своего рассказа.

Начинается рассказ с того, что восторженная толпа провожает в путь смельчаков, которые на новейшей подводной лодке, чуде советской техники, отправляются в плавание к Северному Полюсу. Говорятся приветственные речи, вздымаются флаги с лозунгами «Да здравствуют исследователи далекого Полюса!», с кружащих над акваторией порта самолетов субмарину забрасывают поздравительными письмами. По радио передают приветы и напутствия от трудящихся, зачитываются провожающим телеграммы. Так начинается поразительный поход.

Начало рассказа очень простое – «Товарищи! Я собираюсь рассказать вам об чудесных достижениях техники и о том, что мне довелось пережить». Вполне в духе того времени.

Интересно, что везде в тексте родная страна путешественников называется Родина. Именно так – с большой буквы и по-русски, хотя в киргизском языке есть, конечно, свои слова для обозначения родины. Автор или из своей непосредственности, или в качестве специального литературного приема, не утруждается придумывать имена населенным пунктам или своим героям, сообщая: «Мы отплыли из порта А», «Профессор А сказал по этому поводу…». Либо просто пишет: «Биолог сказал…», «Ботаник вышел…».

Поражают также технические аспекты происходящего. Автор не объясняет, как устроена лодка или на каком принципе действует ее движитель или оружие. Пишет просто и легко, например: «Мы увидели в глубине неизвестное животное и притянули его к кораблю электрической энергией (!)». Ясно только что в основе всего лежит электрический ток. Он движет лодку, обогревает ее, дает свет и возможность готовить пищу. Но откуда берется электричество – не сказано. Не сказано и как, и за счет чего, люди дышат в субмарине. Хотя при описании выхода за борт лодки в водолазных костюмах, автор упоминает про кислород. Тоже очень просто и наивно: «Мы надели специальные костюмы для пребывания под водой, наполнили кислородом из аптеки дыхательные приборы и чтобы не допустить заливания лодки водой, перебрались в специальный шлюз для выхода за борт».

При этом автор старается соблюдать некую наукообразность своих описаний. Скрупулезно описываются даты и расстояния. Автор даже дает точные координаты точек, в которых лодка погружается под ледовую кромку или претерпевает какие-то приключения. Числа указывает верные, то есть точки с его координатами действительно находятся в Северном Ледовитом океане вблизи от полюса. Но при этом делает ошибку, упоминая о северной долготе. Долготы бывают только западными или восточными. Скорее всего, имеется в виду широта, но не знаю, авторская это ошибка или напортачили при издании. Ясно все же, что субмарине из рассказа удалось продвинуться к полюсу дальше реального «Наутилуса» — последняя точка, для которой указаны координаты – 88 градусов северной широты. При этом герои рассказа ведут обширные научные исследования: гидрологи изучают забортную воду, зоологи и ботаники живность и растения океана, геологи берут пробы донного грунта. Сам герой, как я понял – что-то вроде штурмана. Сообщает о своих обязанностях по наблюдению за курсом корабля, за магнитной стрелкой компаса. Также автор делает забавную ошибку, когда рассказывает о своих астрономических наблюдениях на суше, упоминая о некой комете Галилея.

Сейчас конечно все это без улыбки не прочтешь, но могу представить, как это читалось тогда в тридцатые, мальчишками и девчонками в юртах и глинобитных мазанках, при свете керосиновой лампы. Ведь рассказывается о вещах удивительных – чудесный и могучий стальной корабль несет людей под водой к далекому и загадочному Северному Полюсу, в таинственном мире, полном загадок и тайн. Тем более, что чем дальше корабль продвигается, тем больше злоключений выпадает на долю героев.

Атомная подводная лодка "Наутилус" в плавании. Именно ей суждено было первой добраться до Северного Полюса
Атомная подводная лодка "Наутилус" в плавании. Именно ей суждено было первой добраться до Северного Полюса

Не доплыв до конечной цели путешествия, корабль окажется зажат подо льдом. Люди в водолазных костюмах попытаются высвободить его из ледового плена. Найдут при этом огромный драгоценный камень на дне океана и сразятся с неизвестными чудовищами. Но все окажется тщетным. Как справедливо замечает автор, из-за толщи воды и льда подлодка не может связаться по радио с Родиной. После томительных дней подледного плена будет решено направить рассказчика на моторном подводном катере пробиваться к земле. Герою придется выдержать долгие дни одиночного плавания, поломки, отчаяние и внезапное пробуждение надежды. Выплыв из под льда, он достигнет одиноких островов, встретится с зимовщиками, которые вызовут подмогу на самолетах. Далее он вместе со спасателями на самолетах высадится на лед в точке предположительного нахождения лодки, которую он вычислил сам, находясь на заточенном корабле. Лед взорвут, спустятся под воду и все-таки найдут корабль. Состоится горячая и радостная встреча под водой.

И вот тут ошарашенного читателя ждет невероятная и, пожалуй, самая фантастическая история в рассказе. Толщина ледового покрова оказывается – 3 километра 25 метров!

Пробив в этой чудовищной ледовой корке отверстие взрывами, люди будут спускаться до воды все эти 3 километра на канатах, чтобы достичь поверхности воды. Но далее им предстоит еще более невероятное предприятие – они будут поднимать из воды до верхней поверхности льда свой подводный корабль на тех же канатах, приспособив подъемники, питаемые источниками энергии самого корабля. Вот как ни читал – не смог представить себе эту картину. Интересно, а было бы так, если принять толщину льда такой, как в рассказе? Насколько я помню, на станции СП-23, где исследователи занимались подводными погружениями под лед, говорилось о толщине льда в 5 метров, при этом водолазы сидели на кромке полыньи, погрузив ноги в воду. Мда-а-а, загадка…

Уже после того, как корабль вытащат, автор проявит завидную трезвость, сообщая читателю, что дотащить корабль до конца ледовой кромки невозможно и придется оставить его на льдине с несколькими членами экипажа. А когда льдина додрейфует до более низких широт – она растает, корабль окажется на плаву и сможет вернуться домой. После этого оставшиеся члены экспедиции вместе с рассказчиком возвращаются на самолетах на Родину.

Трудно сказать, что повлияло на рассказ подобным образом. Чем же обусловлена неопытность автора? То ли тем, что в его отдельно взятой школе плохо учили физической географии, то ли потому что он сам, будучи ярко выраженным гуманитарием, на уроках географии и физики писал исподтишка стихи и поэмы, вместо того, чтобы вникать в материал? Не могу объяснить.

Тем не менее, что есть, то есть. Грустно, что Эсенкожоев шанса для роста уже не получил. Это был хотя и третий его, но последний фантастический рассказ. Уже через несколько лет Кусейин Эсенкожоев в возрасте 24-х лет погибнет на фронте.

Напоследок остается сказать только, что путешествие, о котором мечтал юный фантаст, все-таки состоялось.

3 августа 1958 года, ровно через 20 лет после рассказа Эсенкожоева, первая в мире атомная подводная лодка SSN-571, которая тоже называлась «Наутилус», впервые в истории достигнет Северного Полюса подо льдом.





550
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 ноября 2011 г. 00:43
Да уж, сразу вспоминаются гомеровские циклопы и сирены)))

цитата Beksultan

Про то, что магнитный компас бесполезен в стальном корпусе субмарины, не упоминается. Хотя гирокомпасы уже давно существовали к тому времени.

Ну, конечно. Гирокомпасы стояли только на крупных кораблях, а малые ещё долго использовали магнитные (подводные лодки — в том числе).
А чтобы металл корпуса не влиял на измерения, производилось уничтожение девиации магнитного компаса:

цитата

Магнитная система чувствительного элемента морского магнитного компаса состоит не из одной стрелки, а из одной или нескольких пар постоянных магнитов, которые называются компасными стрелками. Компасные стрелки располагаются параллельно друг другу одноименными полюсами в одну сторону и жестко скрепляются между собой. Такая магнитная система обеспечивает компенсацию так называемых девиаций высшего порядка и придает чувствительному элементу необходимые динамические качества.
Для уничтожения других видов девиации компенсируют магнитное поле судна в том месте, где установлен компас, искусственно создавая с помощью постоянных магнитов и брусков мягкого железа такие магнитные силы, которые равны по величине и противоположны по направлению силам, вызывающим девиацию. В этом и заключается принцип уничтожения девиации.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2011 г. 06:09
Ого! Не знал про это, большое спасибо!
Хотя, по правде говоря, оказывается знал, но не вспомнил вовремя. Вот и герои Соболева периодически занимались уничтожением девиации на малых кораблях: эсминцах, тральщиках и подлодках. Сглупил...
Исправил ошибку, спасибо большое!
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2011 г. 09:54
Ну, эсминец — корабль уже отнюдь не маленький. ГГ у Пикуля в «Мальчиках с бантиками» как раз на эсминцах гирокомпасом заведовал, а на сторожевике ремонтировал.

Просто на всех наших военных кораблях до сих пор магнитные компасы ставят — вплоть до крейсеров и авианосцев. Ими, конечно, никто не пользуется, держат как резервное средство, на всякий пожарный.

А на гражданских судах и у иностранцев их давно уже нет — GPS рулит.
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2011 г. 09:56
Понятно спасибо. :beer:
А вообще забавно, что наша глубоко сухопутная страна имеет все-таки кое-какое отношение к подводным кораблям.
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2011 г. 10:49
О, коллега, да Вы совсем не в теме. У Вас в советские времена военных моряков, в том числе — подводников — немеряно было. На торпедном полигоне ВМФ СССР на оз. Иссык-Куль. Да и сейчас вокруг него какие-то шевеления наблюдаются http://news.mail.ru/po...
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2011 г. 11:04
Я как раз это и имел в виду. ;-) У нас в стране есть 2 номерных объекта, связанных с российским подводным флотом: 338-й узел дальней связи ВМФ РФ «Марево» для поддерживания связи с подлодками на боевом дежурстве и 954-я испытательная база противолодочного вооружения, про которую вы только что сказали. Я про это прекрасно знаю еще с советских времен — дядя плавал на АПЛ.

цитата

Решение о размещении узла связи ВМФ «Марево» в поселке Первомайское Панфиловского района Чуйской области Киргизии в свое время было принято отнюдь не случайно. Дело вовсе не в прихоти адмиралов: благодаря удачному географическому положению он обеспечивает большую глубину передачи радиодонесений. Близость грунтовых вод местного солончака также благоприятно сказывается на проводимости и дальности связи. Командир узла капитан 1 ранга Григорий Белоножко показал нам необычную карту, где центром земного шара обозначен... именно его объект. Но поразило не столько это, сколько обозначенные на схеме возможности «Марева». Сигнал, посланный отсюда, способен «дотянуться», к примеру, аж до Антарктиды (!), пробить толщу воды и донести задачу до экипажа субмарины, находящейся на боевой службе.
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2011 г. 11:29
Пардон, я просто не понял.

А вообще, про связистов не знаю, но на полигон попасть служить считалось большой удачей: курортные условия и при этом — горная надбавка к зарплате (почти как на Севере или на Камчатке).
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2011 г. 11:51
Про полигон, наверное, так и есть. А вот связисты... Не знаю точно, но как мне кажется, сверхмощный мегаваттный передатчик и антенны высотой 312 метров, расположившиеся на 620 гектарах, как-то здоровья не прибавят тем, кто там служит.
«Прометей» служит России
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2011 г. 12:27
Глупо отрицать факт, что электромагнитное излучение как-то влияет на живые организмы. Но определить степень негативного влияния ещё никому не удалось.

Дальше я начал писать: «Лично я... почти пятнадцать лет..., но пока... «, — и т.п. Моряки, народ суеверный (больше — только летчики), поэтому спохватился и всё потёр. Тьфу-тьфу-тьфу.
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2011 г. 12:30
Да ничего, какие ваши годы. Здоровья вам поболее! :cool!:


Ссылка на сообщение28 ноября 2011 г. 14:01
Да, чего только не узнаешь!
Для меня и реальное плавание подо льдом звучит как фантастика.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2011 г. 09:12
Я тоже про это подледное плавание узнал впервые. То есть про плавание американской АПЛ к Северному Полюсу знал, но то что еще в 30-е пыталась дойти до него дизельная лодка не знал.
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2011 г. 11:38
Из раздела «Россия — родина слонов» ;-) (шутка)

цитата

Идея достижения Северного полюса подводным путем подо льдами принадлежит известному русскому ученому Д.И. Менделееву, который в начале ХХ века работал над проектом специальной подводной лодки для исследований Северного Ледовитого океана.

В феврале 1905 года подводная лодка “Сом” под водой преодолела забитый льдами проход между островами Скрыплев и Русский в Японском море.

19 декабря 1908 года лодка “Кефаль” Отряда подводного плавания Тихого океана, проводя первое в мире опытное подледное плавание в проливе Босфор Восточный, прошла подо льдом в общей сложности 4 мили. Во время одного из всплытий лодке пришлось пробить боевой рубкой лед толщиной 2,5 см. Командовал “Кефалью” мичман В.А. Меркушов — впоследствии известный командир-подводник Балтийского флота.

Опыты Меркушова пригодились на Тихоокеанском флоте зимой 1934 года. Чтобы не пробивать ледоколами проход для выхода лодок из залива на чистую океанскую воду, было предложено обломать лед только вокруг лодок на базе, а затем, подныривая под ледяное поле, выводить их на оперативный простор. Первую удачную попытку такого прохода предприняла “Щ-102” под командованием А.Т. Заостровцева.

В феврале 1938 года подводная лодка “Д-3” В.Н. Котельникова, обеспечивая спасение экспедиции “СП-1”, в условиях тяжелой ледовой обстановки вынуждена была на глубине 50 м в течение 30 минут преодолевать ледовые перемычки Арктики.

В январе 1940 года в ходе войны с Финляндией подводная лодка “Щ-324” капитан-лейтенанта А.М. Коняева, возвращаясь на базу, первой из лодок Балтийского флота преодолела ледяные поля в подводном положении. За 12 часов подо льдами была пройдена 31 миля.

В том же году лодкой “Л-13” был установлен рекорд подледного плавания, который продержался почти 20 лет и был побит только атомной подводной лодкой. За 19 часов 43 минуты “Л-13” прошла подо льдами 46,8 мили.

Первой подводной лодкой, прошедшей под Северным полюсом, стал американский атомоход “Наутилус”. Это ему удалось 3 августа 1958 года с пятой попытки.

Источник

И ещё:
http://www.vokrugsveta.ru/vs/...
http://www.deepstorm.ru/DeepS...

Но, признаться, про плавание к полюсу первого «Наутилуса» и я раньше не знал.
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2011 г. 13:21
Бррр, моя клаустрофобия восстает против самой идеи подводной лодки! :-)))


⇑ Наверх