Gar Anthony Haywood
Cemetery Road
Severn House, 2010
Рассказчик этой истории Эррол Хэнди Уайт приезжает в Лос-Анджелес на похороны своего друга детства Арджея Берроу. Берроу был найден мертвым в краденой машине, полной наркотиков, с двумя пулями в затылке и двумя в спине. Берроу, Уайт и О`Нил Холден, ныне мэр одного из пригородов Лос-Анджелеса, в молодости совершили преступление, повлекшее за собой ряд трагических последствий, и чувство вины до сих пор гложет каждого из них спустя 26 лет. После того преступления трое друзей с района клянутся, что расстанутся навсегда и никогда больше не будут общаться между собой. Теперь Берроу умирает загадочной смертью, так что даже семья покойного, жена и дочь, не верят в версию полиции о том, что смерть Берроу – результат наркосделки, пошедшей наперекосяк. Холден, сделавшийся мэром, похоже, занимается незаконными делами. Хэнди Уайт считает, что если он что и может теперь сделать для друга детства, так это выяснить, кто убил Берроу и связана ли с его смертью тайна из прошлого.
Классическое начало ни в коей мере не ведет к предсказуемым результатам. Хэнди Уайт, ныне механик в одном из городков Миннесоты, за эти 26 лет, что прошли с той поры, когда трое друзей совершили главную ошибку своей жизни, помудрел, хотя время так и не залечило его раны. «Cemetery Road» — это вообще книга, написанная от лица мудрого человека. Почти каждая глава начинается с лирического введения. Хочется цитировать и цитировать:
«It’s not a problem young people have to worry about, but right around the time he hits his middle forties, a man starts giving serious thought to dying well. In his sleep in his own bed, or in the course of a street fight meant to settle something meaningful. His end doesn’t have to be poignant, just devoid of indignity.»
«No matter how it comes upon you, no man is ever adequately prepared for fatherhood. It is too inexact a science.»
«…there were many paths a man could take during his time on earth, but sooner or later, they all brought him down the same one: cemetery road.»
Лирическая составляющая, однако, не означает, что «Cemetery Road» лишен жестокости и жестокой правды. Хэнди Уайт постепенно вспоминает кровавую историю из прошлого, в которой были замешены драгдилеры и психопаты, параллельно приближаясь к разгадке смерти Берроу. Уайт прекрасно знает, что правда ударит под дых, а прошлое все равно не исправить, но Уайт идет до конца. Есть ошибки, которые можно исправить; есть ошибки, которые нельзя исправить; а есть ошибки, исправление которых ведет к новым ошибкам. Книга Хэйвуда как раз о последнем типе ошибок.
Мало того что Хэйвуд пишет так, как мало кто сегодня, он еще и написал книгу с безукоризненным сюжетом. Здесь все в итоге оказывается взаимосвязано, а ведь в романе три сюжетные линии и два финала, один мощнее другого.
«Cemetery Road» — почти идеальная книга о том, что как бы человек не стремился к совершенству, он все равно не сможет избавиться от своих недостатков и смыть все грехи.