Тайная игра


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ismagil» > "Тайная игра"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Тайная игра»

Статья написана 10 ноября 2011 г. 20:24

Василий Щепетнев

Зима 1919-20 годов, голод, холод, реквизиции, каждый дом как унитаз, и никаких венчиков из роз. В Московский уголовный сыск приходит новый сотрудник Александр Арехин, спокойный до отмороженности шахматный гроссмейстер, нокталоп и мастер стрельбы в падении, живущий в хоромах, передвигающийся на экипаже с персональным кучером либо вовсе в авто, вежливый и не пьющий политуру. Словом, типичная контра, какую в МУС и ЧК дальше первой стенки водить не принято. Проблема в том, что этого вот недобитка добивать никак нельзя. Во-первых, у него блат (по-немецки — листок с цидулями от Феликса Эдмундовича, Льва Давидовича и Владимира Ильича). Во-вторых, только этот вот недобиток может раскрыть странные дела упырей, попрыгунчиков и гипнотизеров, которые нападают не только на простых совграждан, но и на обитателей Кремля.

Фантасты не устают прикидывать холмсово кепи на самые внезапные фигуры отечественной истории. Клугер с Бабенко сделали сыщика из юного Ленина, а Щепетнев — из гроссмейстера Алехина (что там сделали Бушков с Пушкиным и Хаецкая с Лермонтовым, просто не знаю и надеюсь не узнать). Впрочем, выбор Щепетнева выглядит совсем обоснованным. Автор давно известен как отчаянный любитель шахмат и конспирологии с мистикой, а также нелюбитель Советской власти. Эти любови-нелюбови и составляют каркас «Тайной игры» — всех шести невеликих эпизодов. Детективной интриге, к сожалению, остается совсем мало места — еле сидячего.

Придумано и реализовано все довольно лихо, при этом скромно и со вкусом. Щепетнев классный автор, и он действительно постарался возвести аутентичные засады в аутентичных декорациях. Другое дело, что декорации, как правило, оказываются важнее действия, которое сплошь и рядом сводится к выезду Арехина в очередную прекрасную и страшную точку, мимо которой неминуемо проплывет злыдень с необходимыми уликами под мышкой. И читатель в итоге с этим мирится и начинает получать удовольствие, не докапываясь до мелочей и глупых вопросов о том, кто такой этот мистер Арехин, чего он хочет, с какого бодуна он читает Ленину книжки вслух, и почему он нокталоп да мусор, а не наоборот — и вообще, к чему все это и зачем. Смирению способствует и фирменная щепетневская манера экономить на объяснениях, связках и крупных планах.

Читать забавно и интересно, намеков, аллюзий и меланхоличных хохм пригоршня в каждом абзаце, извилины время от времени начинают шевелиться — по нынешним временам разве мало? Вот и скажите спасибо.

Спасибо, в общем.





235
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 ноября 2011 г. 20:36

цитата ismagil

что там сделали Бушков с Пушкиным и Хаецкая с Лермонтовым, просто не знаю и надеюсь не узнать

Насчёт Лермонтова — напрасно. Никаких сверхчеловеков и вообще не фантастика. Хороший исторический роман.

цитата ismagil

кто такой этот мистер Арехин, чего он хочет, с какого бодуна он читает Ленину книжки вслух, и почему он нокталоп да мусор, а не наоборот — и вообще, к чему все это и зачем

Так ведь это всё опять кусочек гигантского полотна, целиком которое, начинаю опасаться, так никогда и не увидим, как «Реку Хронос». Скажем, история рубинов — прямое продолжение «Лета сухих гроз», а стало быть, примыкает к «Чёрной земле»... (Да, господин Нонейм с приспешничком меня несколько повергли в шок. Впрочем, акунинщины в книге и в целом много. Вообще, охарактеризовал бы её как нечто среднее между «Квестом» и «Посмотри в глаза чудовищ». Этакое возрождение стилистики «Красного Пинкертона» на новом уровне, редпанк. Щепетнев эту преемственность даже подчёркивает ссылками на Богданова и «Аэлиту»).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2011 г. 21:12
К сожалению, слишком на многое похоже — на помянутое Вами «Лето сухих гроз» (которое мне дико не понравилось), «Пещеру Лихтвейса», «Красную звезду», Лазарчука с Успенским, Бачило с Ткаченко и не читаного мною Акунина, само собой. А раньше Щепетнев не был ни на кого похож, в принципе.
И это явно сознательное решение — как и шинкование сюжета с удалением начал-концов. Чо я и грущу-то.
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2011 г. 22:20

цитата ismagil

не читаного мною Акунина, само собой

А, так вы, значит, Нонейма не опознали? Да ещё там Сашка Орехов в одном месте книжку про Пикового Валета читает...

цитата ismagil

К сожалению, слишком на многое похоже
И это явно сознательное решение

Совершенно не факт, что сознательное. Может быть, тупик определённого рода. Может быть, просто развлечение... В общем, я ещё сохраняю надежду на то, что он снова вырулит к более самостоятельным вещам. Хотя читаются и вот такие салаты неплохо. Но мне тоже «Чёрная земля» с «Шестой частью тьмы» больше нравились.
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2011 г. 22:31
Дай-то бог. Плохо, что эти тупики беспросветно идут — Навь-град, сухие грозы, теперь вот это шестикнижие. То есть получается не то что сел и быстренько набил, пока в стороне ваяется Синяя папка. Получается, что сел — и набил, и набил, и набил, и фиг бы с Синей, раз никому оно не надо.
Вещь понятная, но обидная.


⇑ Наверх