В марте этого года «Gazeta Wyborcza» опубликовала короткие ответы ряда польских писателей об их ближайших планах (под характерным броским заголовком «Czekając na bestseller». В число «ожидаемых» тогда попал и Яцек Дукай.
(Здесь, кстати, стоило б оговорить пару вещей:
а) определенную «вероятностность» такого рода интервью Дукая — особенности путей, по которым движется его авторская мысль, неплохо ощущаются в послесловии к «Королю боли», последнему сборнику повестей и рассказов Дукая, где он пишет, например: «..«Лед» ... текст, который я начинал как рассказ, предназначенный для «Короля»...» ;
б) темы, о которых Дукай здесь говорит, — похоже, действительно темы, которые ему интересны в текущий момент времени: достаточно, прочтя его планы, перечесть беседу с Шостаком и Орбитовским вокруг «Ложной слепоты»)
Так вот, о «ближайших планах» Яцека Дукая:
"– У меня – несколько начатых проектов, и три из них происходят еще со времен написания рассказов для «Короля боли»; однако вижу, что, если и вообще их завершу, выйдут уже как романы. Больше всего труда пока что вложил в «Fable». Она родилась из простого вопроса: возможна ли фантастическая литература, повествующая о мире, ничем не отличающемся от нашего? Тогда ведь вся фантастика должна бы находиться в структуре фабулы. Когда начинал «Fable», мне был интересен Пол Боулз, потому действие поместил в Марокко, в традиции старой арабской литературы, на стыке трех культур.
Идея же «Строителя зеркал» существует в конспекте – вот уже несколько лет. Я полагаю, что классическая исследовательская НФ (в том числе и лемовская) суть отражение путевой маринистики тех времен, когда на картах Земли встречались еще белые пятна, а за границами известного людям мира рисовали львов и драконов. Отсюда идея буквальной космической маринистики: плавая по планетарным морям, совершаем «кругогалактическое» путешествие. Такое требует разрешения разнообразных физических парадоксов; и может оно получиться очень стояще.
С «Рекурсией» же все началось с написания биографической заметки выдуманного польского писателя, несостоявшегося нобелевского лауреата, с претензией на «девятнадцативечность». Штука эта сильно усложненная, как по миру, так и по наррации; к тому же – должна быть написана языком, максимально соответствующим сюжету (собственно, «рекурсивным»).»
Пока же, в этом году, издателями обещан был дукаев «Квантовый христианин» — нечто в традиции «Библиотеки ХХІ века» Лема, сборник рецензий на ненаписанные романы