Воспитание чувств манга


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» > Воспитание чувств - манга Gantz Оку Хироя, Фаза #1
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Воспитание чувств — манга Gantz Оку Хироя, Фаза #1

Статья написана 13 октября 2011 г. 12:42


Gantz

Автор – Оку Хироя

Публикация — в сэйнэн журнале Young Jump

Выходит с 19 декабря 2000 года — по текущий день

Издатель — Shueisha

Количество томов — 32 (на сентябрь 2011 года)

Есть старая притча о слепцах, исследующих на ощупь слона. Один сравнил слона со змеей, другой со стволом дерева, третий с веревкой. Такой же разброс мнений получится, наверное, если ознакомить неподготовленную случайную аудиторию с мангой Gantz японского мангаки Оку Хироя. Кто-то бросит мангу, едва начав читать, придя в ужас от увиденного. Кто-то почитает чуть дольше, но все равно бросит тоже, решив, что перед ним еще одна история про очередного обычного японского школьника. Кто-то пролистает мангу по диагонали, задерживаясь только на соблазнительных обложках глав. Кто-то пожмет плечами, сочтя, что это всего лишь эпигонская вариация известного комикса «Люди в черном», благо одного из главных героев тоже зовут Кей.

Я неспроста написал об этом. Дело в том, что когда я, решив присмотреться к этой манге, ради интереса, пролистал быстренько два первых тома, то мне в голову по очереди пришли почти все вышеперечисленные мысли. Но несмотря на это, что-то удержало меня и я потихоньку начал читать дальше.

Удивительно, но я, вообще-то не охочий до такого рода историй, оказался просто затянут в водоворот произведения Оку Хироя. В данное время я прочел первые двадцать томов (в них 237 глав), которые составляют одну большую арку, так называемую Первую Фазу.

Надо сказать, впечатлило меня так, что я даже прервал чтение, чтобы прийти в себя, а частично даже оттого, что боялся, что дальнейшие события манги могут разрушить то очарование от чтения, что доставила Первая Фаза. Пока что я никак не продвинулся дальше, поэтому при написании данного отзыва, решил специально указать, что знаком только пока с Первой Фазой. Насколько я знаю, будет еще Вторая Фаза и, так называемая, Финальная. Так что предупреждаю — все сказанное мной далее будет относиться к первым двадцати томам Gantz'а.

Наверное, надо хотя бы вкратце дать представление о манге для непосвященного читателя.

Впервые манга Gantz увидела свет в 2000-м году, в журнале Young Jump. Успех публикации повлек издание манги в формате танкобонов. Вышло уже более тридцати томов. В данное время Gantz все еще не закончен, вернее, подходит к концу, так как была небольшая информация о том, что Оку Хироя собирается закончить в скором времени мангу. Насколько я знаю, в России мангу официально еще не издавали.

Мангу не раз экранизировали. Самая известная экранизация — это 26-серийное аниме, снятое Итано Итиро в 2004 году. Так как, на тот момент какого-либо завершения сюжета еще не было (20-й том, завершивший Первую Фазу, вышел 19 декабря 2006 года), то создатели аниме были вынуждены последние серии додумывать сами, что естественно не могло не вызвать возмущение поклонников манги. Тем не менее, в целом аниме получилось любопытным и если вы вплотную заинтересуетесь миром Gantz'а, то это аниме обязательно к просмотру. Чтобы соблюсти специфику оригинала, аниме снимали специально только для распространения в виде DVD-релизов, но насколько я знаю, трансляция все-таки состоялась, конечно в ночном сеансе на Fuji TV.

Также на данный момент есть уже как минимум два игровых фильма (с живыми актерами). Это Gantz, снятый Синсуке Сато в 2010 году и Gantz: Perfect Answer (Ганц: Идеальный ответ) этого же режиссера, премьера которого состоялась в этом году. Учитывая довольно непростые отношения японцев с live-action фильмами, получилось довольно неоднозначно. Большая часть зрителей шипит и плюется, но особенно упертые фанаты в восторге. Как я понял, в плюсах: снято аккуратно (сценарий писал сам мангака), довольно неплохие спецэффекты и налицо еще один шанс для подсевших на иглу Gantz'а еще разок окунуться в любимую атмосферу. Минусы — неудачный подбор актеров, мягко говоря, необычная манера японцев снимать фантастику и однозначно обреченная на провал предсказуемая попытка уложить в прокрустово ложе популярного кинорейтинга для расширения аудитории фильма, все жестокости и непристойности циничного и откровенного оригинала. В любом случае фильмы сняты, их можно увидеть, но мой дружеский совет — смотреть их следует только после чтения манги и никак иначе.

Но мы отвлеклись. Что же такое Gantz в конце концов? Сейчас я попробую рассказать о своих впечатлениях от Gantz'а.

Это манга в жанре, кхм, научной фантастики. Ну это как бы мнение всех рецензентов, но лично я к этому жанру Gantz отнес бы с большими оговорками, да и то за антураж. Но надо учитывать мою склонность к пуризму.

Начинается манга с того, что двое школьников Кей Куроно и Масару Като на станции метро оказываются свидетелями того, как пьяный бомж в полубессознательном состоянии падает на рельсы. Пытаясь вытащить бомжа с путей, ребята сталкиваются с равнодушием и бездействием окружающих. Замечательно показаны причины их поступка. Если Масару Като просто не может поступить иначе, в силу особенностей своего характера, то Кей Куроно помогает ему больше из боязни прослыть трусом или произвести плохое впечатление на окружающих. Как бы то ни было бомжа ребята спасли, но сами погибли под колесами прибывшего экспресса. Казалось бы все — конец истории. Но все только начинается.

Очень важно то, что первая сцена манги является одной из ключевых, в которой автор между строк декларирует свое отношение к человечеству, что объясняет все те безобразия, на которые он потом обрек своих героев.

Жалко, но ребята действительно погибают. Но спустя мгновение они, отчаянно убегающие от несущегося поезда, оказываются в странной комнате. В комнате, кроме них есть еще люди, также неожиданно оказавшиеся там. Судя по виду из окон на Токийскую телебашню, комната расположена где-то в центре Токио. Но покинуть ее никто не может. Посреди комнаты находится большой блестящий черный шар. Вскоре после прибытия остальных людей, которые телепортируются в комнату так, как будто их распечатывают на 3D-принтере, шар начинает играть мелодию, с которой в Японии начинается на радио утренняя зарядка и выводит на своей поверхности сообщение: «Ваши старые жизни закончились. Ваши новые жизни принадлежат мне и мне решать как их использовать. Это закон». После этого у шара распахиваются боковые и задняя панели, открывая стеллажи с оружием и подписанные чемоданчики. В них персонально подогнанная под каждого униформа — черные комбинезоны, которые защищают человека и усиливают его силу. Кроме того в шаре находиться неизвестный обнаженный лысый человек, подключенный к дыхательному аппарату и прочим системам шара. Он дышит, но в остальном совершенно не реагирует на внешние раздражители. Кто он и что делает в шаре неясно.

Сбитые с толку люди разбирают оружие, которое совершенно не подходит на реальные образцы современного вооружения, больше напоминая оружие из фантастических произведений. Сразу после этого шар сообщает им, что у них есть задание: их телепортируют в определенный район города, где им нужно выследить и уничтожить неких пришельцев, которые, как оказывается, давно скрытно живут среди людей. При попытке уйти за пределы охотничьей зоны любой будет уничтожен с помощью управляемой бомбы, вживленной в мозг каждого, кто попал в комнату черного шара. На все это им дается определенное время, по истечении которого их вернут обратно, но только при условии, что они уничтожили все цели. В противном случае миссия считается проваленной.

Ошарашенные люди в ходе дальнейших событий выясняют насколько опасными могут быть пришельцы и насколько трудно выполнить миссию. В случае успешно пройденной миссии, шар отпускает их по домам. До следующего раза, который состоится обязательно, они могут жить обычной жизнью. Но в любой момент черный шар может вытащить их из обыденной жизни в яростные сражения с пришельцами.

В зависимости от действий конкретного гантзера, шар начисляет ему очки. Если человек наберет 100 очков, то шар предложит сделать выбор из 3 пунктов:

1) Освободиться от Gantz'а, при этом из памяти человека будут стерты все воспоминания, связанные с попаданием в Gantz;

2) Получить гораздо более мощное оружие и снаряжение;

3) Оживить человека из картотеки черного шара.

Экстремальные условия, в которые попадают герои, как нельзя хорошо показывают разные характеры и судьбы. А люди в шар попадают самые разные: новички и ветераны, на счету которых не одна миссия, школьники, студенты, рядовые офисные служащие и знаменитости, маленькие дети, старики, якудза (японская мафия) и босодзоку (уличные банды байкеров), насильники и их жертвы, самоубийцы или погибшие в уличных авариях, люди, умершие от неизлечимых болезней, даже животные. Всех их, умерших в реальной жизни, шар восстанавливает, давая им новое тело.

Подобная задумка автора дает черному шару огромную свободу действий. Все равно ведь это копии умерших людей. Можно позволить им уйти в небытие, либо дать шанс выжить в новом существовании, так отличающемся от серых будней, и либо пытаться продолжать жить как раньше в промежутках между миссиями, либо сотворить новую жизнь.

При создании манги Оку Хироя, по его словам, вдохновлялся двумя произведениями: дзидайгэки сериалом «Hissatsu Shigotonin» («Наемные убийцы») про команду наемных убийц и романом Роберта Шекли  «Корпорация «Бессмертие».

История, придуманная мангакой, просто не могла обойтись без демонстрации насилия, откровенных сцен и жестокостей. Откровенно говоря, сначала читать мангу было тяжело. Как сам мангака признается, в ходе работы над мангой он не заботился совершенно об автоцензуре, упоминая, что из всех, нарисованных им страниц были опубликованы все до единой. Кровь и прочие физиологические жидкости льются рекой, всюду оторванные головы и конечности, размозженные тела. Постепенно жуткие события из мира черного шара проникают в реальную жизнь. Трупы, трупы и еще раз трупы. Но странное дело, все это выглядит в мире манги уместным. Может оттого, что автор изначально взял карт-бланш, сетуя на равнодушие и жестокость нашей действительности?






Если насилие еще можно объяснить, то лично я совершенно не понял страсть автора к откровенным сценам. То есть сцены с сексом между персонажами выглядят органично, тут я не спорю. Но зачем, например, понадобилось показывать секс человека с инопланетянином? Также лично я совершенно не воспринял неуклюжий фан-сервис, который автор с грацией слона в посудной лавке пихал куда ни попадя. Покоробила также меня и непонятная страсть автора к женской груди огромного размера (В одном из интервью, автор признавался, что ему нравятся девушки с невинными лицами и взрослыми формами). Без обид, но порой, глядя на страницы манги, я вспоминал рассказ Пирса Энтони «В коровнике», будь он трижды неладен. Ладно бы еще это все рисовалось в статике, так автор почему-то любит показывать солидные груди своих героинь в движении, попутно хвастливо сообщая, что фишку размазывать соски для показа движения, которую переняли многие мангаки, придумал именно он, еще будучи начинающим автором. Выглядит это, мягко говоря, пугающе.

Чего действительно не отнимешь у Оку Хироя, так это правдоподобности, с которой он изображает своих героев. Характеры прописаны просто отлично. Якудза и босодзоку у него ведут себя как и положено якудза и босодзоку, то есть как отъявленные ублюдки и подонки. Забавно в связи с этим наблюдать за убийственной пародией на учителя Онидзуку, показанной мимоходом в нескольких выпусках.

Главные герои великолепны. Особенно примечателен главный протагонист — Кей Куроно. Из обычного, ничем не примечательного, подростка, в меру эгоистичного и циничного, чуточку трусоватого, он постепенно преобразуется в настоящего лидера гантзеров, способного на героизм и самопожертвование. Восхитила меня поэтому финальная его битва в конце Первой Фазы. Замкнутый, прозванный окружающими Неудачником, парень постепенно отходит от скабрезных фантазий мастурбирующей прыщавой юности, становясь настоящим мужчиной, встречает настоящую любовь (кстати одну из немногих женских персонажей в манге, не обремененных гипертрофированной грудью).

Его друг Масару Като — вообще рыцарь без страха и упрека, всегда готовый броситься очертя голову на помощь любому. Но и его образ получился убедительным, несмотря на всю его чрезмерную правильность.

В остальном герои манги тоже получились хорошо. Наряду с проходными персонажами (а текучка кадров в среде гантзеров очень высока), которые погибают через пару-другую страниц, автор создал немало симпатичных героев, которым сопереживаешь и желаешь, чтобы они выжили.

Вообще, Gantz очень характерная манга в том смысле, что только у японцев получается бросить в котел казалось бы отъявленные штампы и получить в итоге интересное и оригинальное произведение. Но Оку Хироя особенно заметен своим умением обыгрывать шаблоны. Например, героев он безблагодатно заимствует отовсюду. Тут и вылитая Лара Крофт, и снайпер из другой известной манги «Golgo 13», и похожие на популярных японских певцов и актеров персонажи и пришельцы. Вообще образы пришельцев заслуживают отдельного рассказа: тут и демоны из японской мифологии, и динозавры, и даже буддийская богиня.

Оку Хироя выделяется между прочим и тем, что в этой манге он, в отличие от традиционных методов рисования манги очень широко пользуется CG-технологиями. Создание манги довольно сильно отличается от традиционного процесса рисования. Сначала мангака рисует черновые эскизы, на основе которых команда его помощников создает в Shade 3D-модели ландшафтов и интерьеров. Фигуры персонажей и мизансцены тоже моделируются на компьютере, в программе Poser. Кроме того, часто мангака использует в качестве основы фотографии реальных мест и людей. Все это затем компонуется, обрабатывается в растровом редакторе, мангака для этого использует Photoshop. Затем, чтобы не был так заметен контраст между созданными на компьютере частями изображения и собственно нарисованными пером рисунками, все заново обрисовывается в векторе — программе Illustrator. Вообще, весь этот процесс задуман не зря — манга в лучшее ее время, благодаря этому смотрится действительно очень здорово. Но беда в том, что мангаке сначала умения что-ли не хватало и несмотря на все эти ухищрения первое время многие сцены в манге смотрятся просто чудовищно. Автор умудрялся напортачить как с пропорциями фигур, так и с их взаимным расположением и перспективой. Особенно мне не понравилось то, как автор обошелся со сценами на реке, без особых затей приклепав нарисованные фигуры на кое-как обработанные фотографии водной поверхности.

Но в дальнейшем рисовка значительно улучшилась, видно невооруженным взглядом как мангака заметно прибавил в мастерстве. Что делает чтение еще более захватывающим.

Вообще, хочу предупредить, что если вы втянетесь в мир Gantz'а, то казуального чтения «по главе в день за чашкой чая» не получится. Гарантирую, что динамика и драйв творения Оку Хироя захватят вас с потрохами и вы будете читать сутками напролет. Еще один дружеский совет: перед чтением рекомендую собрать по всем своим плейлистам все драйвовые и энергичные треки и читать мангу под них. Эффект будет только сильнее.

Сюжет у манги отличный, автор мастер по части ошарашивания читателя неожиданными сюжетными поворотами, действие разворачивается динамично, местами настолько сурово, что дух перевести не будет возможности. Иной раз даже глаза щипало от нахлынувших слез. Такие дела.

Я намеренно старался не вдаваться в подробности сюжета, чтобы даже чуточку не испортить удовольствия тем, кто будет читать Gantz впервые. Немножко завидую им. В добрый путь!





1434
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 октября 2011 г. 19:12
О как! Пробуете себя в новом жанре?

Очень интересно получилось, спасибо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 октября 2011 г. 20:05
Не за что.
Если подумать, то я с самонадеянностью профана только и делаю, что пробую себя в новых жанрах, каждый раз в других. :-)))
Кстати, следующий отзыв на мангу, который я готовлю, инспирирован одним диалогом с Вами... 8:-0
 


Ссылка на сообщение14 октября 2011 г. 15:31

цитата Beksultan

только и делаю, что пробую себя в новых жанрах, каждый раз в других.

Развлекаетесь? Ну и ладно. В целом, у Вас неплохо получается.

цитата Beksultan

следующий отзыв на мангу, который я готовлю, инспирирован одним диалогом с Вами...

Ох, заинтриговали %)


Ссылка на сообщение16 октября 2011 г. 22:49
Спасибо за интересный обзор. Хотел когда-то аниме посмотреть, но так и не собрался, может наверстаю упущенное.

цитата Beksultan

пробую себя в новых жанрах, каждый раз в других.

Как раз на счет этого. Не знаю видели ли вы, но как раз недавно в рубрике о комиксах возникла идея обозревать так же и мангу. И этот и подобные обзоры отлично туда бы вписались. Нет желания присоединиться к нам?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 октября 2011 г. 22:53
Как раз данную заметку написал под впечатлением вашего обзора на «Берсерк». Насчет присоединиться, смущаюсь, смогу ли соответствовать... 8:-0
Я сейчас пишу еще один обзор на мангу, давайте, посмотрим как он получится. А я, кстати, сам прикину — сумею ли более-менее регулярно писать обзоры в дальнейшем.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2011 г. 23:00

цитата Beksultan

Как раз данную заметку написал под впечатлением вашего обзора на «Берсерк».

О как, я смущен 8-] Хотя стиль оформления и показался мне знакомым :-)))

цитата Beksultan

Насчет присоединиться, смущаюсь, смогу ли соответствовать...

Уже. Просто надо чуть теги поправить и все.

цитата Beksultan

Я сейчас пишу еще один обзор на мангу, давайте, посмотрим как он получится. А я, кстати, сам прикину — сумею ли более-менее регулярно писать обзоры в дальнейшем.

Воля конечно ваша, но даже нерегулярные обзоры — лучше чем ничего. Тем более я и сам не могу регулярно писать. И вообще весь этот наш сабантуйчик чисто добровольный, никто ни над кем с палкой не стоит, как будет повод и желание пишите, публикуете и все рады :-))) Поэтому, когда окончательно решитесь, просто напишите febeerovez-у, тем более у вас уже даже первый обзор готов. А то желающие были, но куда-то они все подевались, а тут такой сюрприз.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2011 г. 23:08
Хорошо, уговорили. ;-) Очень хотелось бы, чтобы интерес к манге у фантлабовской аудитории только рос, поэтому буду стараться.
P.S. А что нужно конкретно подправить в тегах?
 


Ссылка на сообщение16 октября 2011 г. 23:18

цитата Beksultan

Хорошо, уговорили.

Вот и ладненько.

цитата Beksultan

Очень хотелось бы, чтобы интерес к манге у фантлабовской аудитории только рос, поэтому буду стараться.

Ну, мы еще над комиксами в том же плане стараемся. Продвигаем так сказать графическую культуру в массы :-D

цитата Beksultan

P.S. А что нужно конкретно подправить в тегах?

Посмотрите в предыдущих статьях рубрике есть все о тегах или, если что ориентируйтесь по уже написанному. У нас там правда еще доработка идет. Но в начале должно стаять «Манга, рецензия, и т.д.»


Ссылка на сообщение16 октября 2011 г. 23:03
Очень интересно, спасибо за статью. Ещё хотелось бы добавить, что по миру Gantz'a вроде как существует ранобэ Gantz — (Gantz Minus). Правда даже любительского перевода на русский, пока нет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 октября 2011 г. 23:11
Спасибо, про ранобэ не знал. Еще, насколько знаю, Оку Хироя создал небольшой спин-офф про одного из героев Gantz'а — Дзёитиро Ниси.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2011 г. 23:15
А я вот про спин-офф не знал. В ранобэ рассказывается истории команды, которая была перед командой Кея из первых глав. Помнится там ещё был старожила, имя уже не помню, который и вводил в курс дела. Вот про него и его команду и рассказывается в ранобэ, насколько я знаю.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2011 г. 23:29
Да, точно есть спин-офф за авторством самого Оку Хироя, оказывается называется Gantz/Nishi. Еще есть коротенький сингл от Оку Хироя, страничек на семь — «Как я придумал Gantz». Там он большей частью объясняется в любви к фильму «Назад в будущее». Но вот каким боком этот фильм повлиял на Gantz, честно говоря, не могу понять... 8:-0
 


Ссылка на сообщение16 октября 2011 г. 23:32
Да я вот тоже не заметил. Даже в продолжении. Там правят бал совсем другие фильмы :-)))
 


Ссылка на сообщение17 октября 2011 г. 06:14
Хотя нет, одна зацепка все-таки есть — размер груди во втором фильме «Назад в будущее» :-D
 


Ссылка на сообщение17 октября 2011 г. 08:53
Ага, смотрел себе фильм, увидел этот кадр и на него снизошло озарение — надо нарисовать мангу с расчленёнкой и большой грудью :-D


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 13:54
манга хороша, но Оку уж слишком очевидно размазывается мыслью по древу, высасывая соки из тайтла.
вампиры в середине были совсем не кстати, и про них как-то быстро забили. я остановилась на вторжении инопланетян, после этого интерес к манге как-то поугас...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 13:57
Я поэтому после Первой Фазы боюсь читать дальше. Уже вампиры изрядно напрягли, а туманные слухи об

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

вторжении инопланетян и стирании с планеты США
только усугубили.
Но я не выдержав, забежал вперед и осознанно прочел те главы, где Рейка обратилась к незнакомцу из шара с просьбой и что из этого вышло. Был так тронут...
 


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 14:08
он как-то свалил все в кучу, что нашел в современной культуре, но все можно прикрутить к его первоначальной истории без потери смысла. допустим,

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

откровения этой непонятной девочки, по которым и создали Ганц — это за гранью добра и зла вообще, такой рояль, что поискать

цитата Beksultan

Но я не выдержав, забежал вперед и осознанно прочел те главы, где Рейка обратилась к незнакомцу из шара с просьбой и что из этого вышло. Был так тронут...

в этом плане (первое) спасение Тае было гораздо сильнее эмоционально. с Рейкой было уже не так, да и действовала она из эгоистичных побуждений, не особенно заботясь о том, как себя будет чувствовать Куроно.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2011 г. 14:11
Я не знаю того, что вы привели в скрытом тексте. Не знаю, буду ли читать дальше...

цитата Iahel

в этом плане (первое) спасение Тае было гораздо сильнее эмоционально. с Рейкой было уже не так, да и действовала она из эгоистичных побуждений, не особенно заботясь о том, как себя будет чувствовать Куроно.
— а мне было Рейку жалко, когда она сама решила оживить Тае. И потом стало еще жальче. Если то, что я слышал про это время правда, то ее счастье скоротечно — пир во время чумы, вернее. Да и вообще, счастье-то ее неполноценное, ущербное какое-то. Но она бедняжка и этому рада. Это так трогательно. А Куроно воспринял все довольно трезво. Истерику не устраивал, спокойно договорился с самим собой. Распределил роли, так сказать... :-)))


⇑ Наверх