«Воображение важнее, чем знание».
Альбер т Эйншейн
На одном из заседаний литературной секции на ЗМ был заявлен доклад творческого тендема авторов из Днепропетровска Кирилла Кащеева и Илоны Волынской. Ранее с их книгами знакома не была, но тема «Фэнтези в памперсах, или страшная сказка о том, как мы учим детишков любить книжков» привлекла мое внимание так как на данный момент ввиду наличия 10-летнего сына означенная проблема является более чем актуальной.
Очень жалею, что не удалось законспектировать доклад хотя бы тезисно, но…. многие утверждения из него показались, мягко говоря, спорными… Позицию авторов можно сформулировать, цитируя их высказывания из интернет-магазину Setbook (http://www.setbook.com.ua/news/interview/115.html) :
Речь идет о книге, написанной всей семьей, сыном авторов в том числе, впрочем, не только о ней (подчеркивание и акценты уже от меня):
Да, у нас уже есть такая книга, и написана она довольно давно. Это сборник современных сказок, которые родители рассказывают своему сыну, и сказки самого сына. Книга так и называется «Скаськи для Стаськи». Там есть сказка про Интернет, карьеру, рекламу, банки, восточные единоборства – «Легенда о непревзойденном Большом Ухе из монастыря Ухо Линь, Великом Мастере Ушу, борьбы ушами». В том и проблема, что это книга для малышей лет пяти-шести. Для детей предпочитают покупать и, соответственно, издавать устоявшуюся классику, например, Агнию Барто, Эдуарда Успенского. Хотя нам кажется, что это неправильно! Малыши получаются обделенные, потому что многих вещей, о которых писала та же Барто, уже просто не существует, а то, что вокруг нас, в детские книги не попадает. Вот и получается, что с самого раннего детства формируется идея, что чтение не имеет ни малейшего отношения к реальной жизни. Не удивительно, что потом дети отказываются читать.
Прошу прощения у многоуважаемых авторов, но, мне кажется, понятия «детская книга» и «книга для подростков» — абсолютно разные вещи!!!! Читать 5-6-летнему ребенку про карьеру, рекламу, банки????? Вместо Успенского??? Жалеть, что малыши обделены информацией о реалиях современной жизни? Таким же спорным считаю тезис о том, что посредством прочтения «устоявшихся классических детских книг» мы формируем идею, что чтение не имеет ни малейшего отношения к жизни. Скорее всего, я просто вижу задачу и цель чтения несколько иными.
Иду дальше и начинаю искать книги упомянутых авторов, ведь, по идее, они должны предложить нам альтернативу несовременным Барто и Успенскому (Кстати, почему такой короткий список? Где Чуковский, Сутеев, Бажов? Почему обидели Пушкина и Шарля Перо? Чем провинился Носов и Джани Родари?)
Нахожу. Читаю. «Ведьмин дар», «Фан-клуб колдовства», «Снегурочка с динамитом», «Шоу одинокого скелета», «Колдовской квест»….. Хороший язык, проработанная фольклорная и этнографическая основа, захватывающий сюжет…Но! Во-первых, эти произведения никак не для 5-6летних малышей. Это книги для подростков, о чем авторы сами и говорят. Во-вторых, действие некоторых из них происходит отнюдь не в современном мире, фэнтези все-таки!!! . Тогда как, скажите, чтение этих произведений сделает юных читателей более подготовленными к реальной жизни?
И финальный вопрос: что читать нашим малышам в возрасте 5-6 лет, кроме забракованных Кириллом и Илоной классиков?