Иоганн Кабал — ученый, несколько лет назад заключивший договор с Сатаной и получивший, в обмен на душу, доступ к тайнам некромантии. Душу он отдал сразу, рассудив, что она для жизни не обязательна... и здорово ошибся. Осознав свою ошибку, намучившись с экспериментами, для которых отсутствие души оказалось непреодолимым препятствием, он вернулся в Ад, чтобы предложить Врагу рода человеческого то, против чего невозможно устоять — пари. В обмен на собственную душу Кабал обязался предоставить адскому владыке сто других душ, причем полученных в течение года, и ни днём больше.
Однако и тут не обошлось без сюрпризов: Сатана настоял, чтобы души были собраны при помощи передвижного железнодорожного шоу, запланированного специально для введения людей в искушение и находящегося в стадии «пре-продакшн» (да-да!). Дополнительное условие совсем не понравилось Кабалу — он ведь учёный, а не антрепренер! Да и с чувством юмора у нашего героя есть серьезные проблемы, он и улыбаться-то как следует не умеет. Но душа ему очень нужна, поэтому он соглашается и получает огромный «Карнавал Разлада» в своё полное распоряжение. К карнавалу прилагаются заколдованные песочные часы, толика демонической силы и пачка контрактов, которые через год нужно вернуть подписанными.
И начинаются приключения...
С книгами, которые находятся на стыке жанров, всё очень сложно, потому что для поклонников каждого жанра в отдельности они, как правило, недостаточного хороши. «Иоганн Кабал, некромант» относится именно к таким книгам: это смешной хоррор, весёлая дарк фэнтези, серьёзная пародия на ряд известных авторов и произведений, ироничная лёгкая вещица, временами оборачивающаяся чуть ли не философским трактатом. Для любого автора такой роман — огромный риск, ведь он может получиться или очень хорошим, или очень плохим, третьего не дано. Джонатан Ховард рискнул — и преуспел. На данный момент вышло три книги про Иоганна Кабала. Судя по отзывам на Амазоне и проч., они пользуются успехом.
Сюжетная основа романа явственно просвечивает сквозь аннотацию и «немецкое» имя главного героя — конечно, это бессмертная история о продаже души доктором Фаустом. Иоганн Кабал — учёный, педантичный и строгий, прямой как скальпель, озабоченный тайнами жизни и смерти, не понимающий юмора и с трудом воспринимающий весёлую музыку. В отзывах его называют «антигероем» — на мой взгляд, это не так, хотя не стану спорить с тем, что взгляды Кабала на многие проблемы, включая различие между добром и злом, отличаются значительным своеобразием. Будь он настоящим антигероем, главный сюжетный конфликт потерял бы остроту — посудите сами, разве какому-нибудь маньяку, не утруждающему себя выбором средств, трудно набрать для Сатаны необходимое количество «желающих»? Да ещё и при помощи столь мощного оружия, как «Карнавал Разлада», который, фактически, почти всю работу делает сам, если его вовремя перевозить с места на место...
Но если в герое, которому досталось такое задание, имеется хоть что-то человеческое, проблема и впрямь становится весьма сложной.
Не бойтесь, однако, что книга будет вас поучать. Ни в коем случае — как раз наоборот, поначалу действие будет легко и радостно нестись вперёд, Кабал будет приключаться, то и дело попадая в забавнейшие ситуации, и недостатка в колоритных персонажах вы совершенно не ощутите. Кстати, о персонажах: «правая рука» Кабала — Боунз, Человек-Скелет (создавая его из подручных материалов, некромант забыл про жир, поэтому Боунз и получился немного... худым); обаятельный красавец Хорст Кабал, старший брат главного героя (главный секрет Хорста выдаёт англоязычная аннотация и тем самым здорово портит эффект неожиданности); Деннис и Дензель, зомби, созданные Кабалом из того, что осталось от напавших на него грабителей (а вот не надо было связываться с некромантом!); деревянная гадалка Мадам Дестини, способная общаться с боссом только посредством картонок с короткими двусмысленными предсказаниями; невидимый убийца Альфред Симпкинс и отставной детектив Бэрроу, чьё знакомство с Кабалом окажется судьбоносным для ряда персонажей — и ещё многие, многие другие.
Главы, составляющие середину романа, очень разные. Трогательно-лиричная история о заброшенной железнодорожной станции понравилась мне больше остальных, но есть ещё залихватски-пародийный эпизод с армией безумцев, распевающих гимн во славу бога, который спит под водой, ожидая своего часа, и странная история о мальчике, который гулял по «Карнавалу Братьев Кабал» в сопровождении огромного кролика и видел много интересных вещей. К этой части повествования у меня лишь одна претензия — мало. Мало, господин Ховард! Из реплик персонажей понятно, что с ними ещё много всего произошло за целый год, но читателю приходится довольствоваться тем, что есть. А вот пред-финальная часть, хоть в ней и встречаются отлично написанные эпизоды, получилась слишком затянутой, и за это я ставлю роману 9, а не 10. Хотя он всё равно мне очень понравился и я с огромным интересом ознакомлюсь с продолжением.
Итак...
Вы уже слышали новость? Сегодня в город приезжает «Карнавал Братьев Кабал» ! У вас есть шанс поглядеть на чудеса и познакомиться с интересными личностями. Торопитесь — завтра утром карнавал уедет и никогда больше не вернётся.
Только ничего — НИЧЕГО! — не подписывайте.
цитата
— Ну вот! — воскликнул демон. — Я здесь! Чего желаешь ты? Зачем тревожишь мой покой? И не карай меня ты жезлом власти... — Он посмотрел на Кабала. — А где твой жезл власти?— Дома, — ответил Кабал. — Я как-то не подумал, что он понадобится.
— Ты не можешь вызвать меня без жезла власти! — сказал демон в смятении.
— Но ведь я уже вызвал, разве не так?
— Так, но ты ввёл меня в заблуждение. У тебя нет козлиной шкуры, нет двух венцов из вербены или двух свечей из ярого воска, сделанных девственницей и надлежащим образом благословленных. А камень Эматиль у тебя имеется?
— Я даже не знаю, что это за камень.
Демон тоже не знал и решил сменить тему.
— Четыре гвоздя из гроба младенца?
— Может, хватит глупостей?
— Полбутылки бренди?
— Я не пью бренди.
— А я пью.
— Тогда лови, — сказал Кабал и бросил демону плоскую фляжку.
— Твоё здоровье! — Люцифуг сделал небольшой глоток и бросил фляжку обратно. Они одарили друг друга долгими взглядами.
— Чертовщина какая-то, — подытожил происходящее демон. — Так зачем ты меня вызвал?..