Старое доброе


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Paf» > Старое, доброе... Родное!
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Старое, доброе... Родное!

Статья написана 6 июня 2008 г. 01:31

Так всегда бывает — появляется что-то новое, например вид искусства какой-нибудь (не важно), и первые творения, которые в нем создаются, являются шедеврами, которые потом приводят в пример всему последующему. Либо, шедевры, которые появляются, основываются на первых творениях, которые сами не стали таковыми, но побудили кого-то, дали толчек для Эталонов жанра/стиля/напраления/течения/etc. И время, которое проходит со дня зарождения искусства, до пояления эталонов, шедевров — угадать трудно. Но одно можно сказать наверняка — таких шедевров больше не будет, может что-то близко подойдет, но превзойти уже не сможет.

Может дело в том, что новые идеи в новых направлениях искусства просто сами рождаются на пустом месте? То есть они одновременно обладают таким качеством как простота и в тоже время — гениальность, при всей кажущейся простоте. Не зря «Все гениальное — просто!». Последователям нужно придумывать что-то более изысканое и сложное, от чего они (произведения последователей) не будут, да и немогут, обладать эталонными качествами. И выход из такой ситуации найти трудно. Соглашусь — бывают исключения, но со временем они все реже и реже. Это как затухающие колебания — частица сдвигается из положения равновесия (считай — точка 0) и начинает двигаться, точнее — колебаться. Движется, амплитуда увеличивается и увеличивается и вот, точка максимума достигнута, теперь движение пойдет к точке минимума, чтобы потом вновь пойти к максимуму. Но максимум уже будет не тот — амплитуда меньше (ведь колебание — затухающее). И в конце концов искусство просто выжмет себя, погрязнет в море самоплагиата и поделок, чем себя и погубит, становясь не искусством, а обыденостью, на котором всего лишь зарабатываются деньги. Нет какой-то другой, высшей цели. Все производство — ради денег, прибыли, а не ради самого искусства.

Возьмем кино. 30-е годы — Чарли Чаплин и иже с ним, немое кино, классика в общем. Классика, но не шедевр киниматографа. 50-е годы — приближение к апогею, Хичкок уже творит вовсю, Кубрик снимает по чуть-чуть. 60-70е годы — кладезЪ шедевров: одни из лучших работ Кубрика, Тарковского, Хичкока (пускай и часть уже в 50-е проскачила). Да тот же Михалков снимает Чужака! Продолжать можно долго. 80-е — куча развлекательного кино, проскакивают замечательные творения, но их видно на фоне всего остального, да и в начале 90-х тенденция еще какая-то была. Недавнее и настоящее — полная комерциализация рынка, штамповочность, куча дерьма, барахла, дряни. Если вдруг и появляются шедевры, отследить их — задача непосильная. Тем более все, а не частично.

Возьмем музыку. Можно взять Рок и Поп. Расцвет Рока — 60-70е годы: Beatles, Queen, прости господи Kiss, Deep Purple, Pink Floyd, Led Zeppeling... Какое колличество! Выбирай — не хочу! Что же сейчас — в конец опопсевший рок, который роком с трудом назвать можно, а настоящий рок стал андеграудом. Расцвет попсы — конец 70х-80е годы. Появление Мадонны, Майкла Джексона и все такого прочего. Не смотря на то, что это попса, за музыку считать её тогда стоило, не то что сейчас.

Возьмем литературу. Фантастическую ;) Если брать литературу с оформившимся фантастическим вектором развития, то начнем пожалуй с Жуля Верна и Герберта Уэллса. Отчасти эталоны, но по-большей части набор приемов и шаблонов для последующих фантастов, чьи прозведения стали действительно шедеврами (не хотел никого оскорблять, уж простите). Что дальше? Лем, Стругацкие, Филип Дик, Желязны, Хайнлайн, ну и далее по списку... В 90-е у нас в стране просто бум случился с выбросом мукулатуры в массы, сейчас хоть таких несчастий нет, к счастью. Да и дела не так плохо обстоят — хорошие книги появляются, хорошие писатели есть, даже шедевры проскакивают (тут тихо молчу про Пелевина, а точнее про ранее его творчество). Тут утрировать в конец не буду =)

Возьмем игровую промышленность. Навороченная графика, ох-енские системные требования к играм и все такое прочее. Но тут видимо больше ностальгия. Я беру и устанавливаю эмулятор Дэнди и начинаю играть в Танчики, Battletods, Contra, Чип и Дейл... Да много еще чего! Либо нахожу игрушки для компа, в которые рубился еще под 95-м или 98-м виндоусом.

К концу может показаться, что и деревья раньше были большими, но на самом деле не все так однозначно плохо. Одно начинает расшатывать другое, появляется третье и все в таком духе. Искусство может само спокойно загибаться, помирая в собственном дерьме, но в какое-то время оно дало побеги, из которых суждено развится новому виду искусства, которое в определенный период тоже разродится шедеврами. И это однозначно хорошо! Но вырождение все равно прийдет. Не сейчас, а со временем. Пускай даже этот миг будет удален в бесконечность, но существовать он должен. Теоретически.





92
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 июня 2008 г. 20:26
Здорово! Выглядит очень похоже на правду. Наверное все отмеченное тобой можно обобщить как «разработка идеи», и неважно в какой именно области. Действительно — сначала фурор от новизны и сразу начинаются первые разработки основных возможных линий (класика), затем изощрения и попытки наскрести что-то необычное в уже разработанной золотой жиле ( черт, не знаю как назвать, но такое слово точно есть :-)))). И напоследок — расхватывание крошек и попытки выдать их за хоть что-нибудь ценное. Здесь расцветают всевозможные фальсификации типа подмены обложек и подгонки под спрос рынка.
Кстати, уверена, что аналогичная ситуация наблюдается и в науке. ( В отечественной психологии, если судить по полученному мной образованию, абсолютно точно).
Но на самом деле разработки основных направлений вроде должны продолжаться отдельными талантливыми энтузиастами. Просто результаты там уже не так явно сногсшибательны и быстро получаемы. Но именно такие разработки и становятся «шедеврами» и «гениальными произведениями» нашего времени.


⇑ Наверх