В сериалах, описывающих повседневную жизнь, авторы постоянно находятся между молотом и наковальней. Либо они создают сериал максимально приближенным к реальности, делая эдакую кальку с окружающего нас мира, но тогда есть немалый риск вызвать у зрителя вывих челюсти (от зевоты). Либо сериал создаётся с ориентировкой на развлечение потенциальной аудитории (в зависимости от аудитории и приёмы привлечения внимания различаются), но тогда можно легко скатиться в надуманность и даже «игрушечность». Получится нечто в духе кукольных представлений, когда куклы делают разные глупости — а зачем, и сами не знают...
Не скажу, что «Мёд и клевер» погряз, если можно так выразиться, в пороках — но уклон в несерьёзность, на мой взгляд, тянет сериал вниз. Вот что мы имеем на момент начала событий — некая школа (или колледж, университет... не суть важно) искусств. Нам показывают нескольких студентов, каждый из которых по своему... кхм... гениален. Солидный, важный, ответственный, вечно серьёзный Маяма, безответственный оболтус и разгильдяй Морита, наивный и простодушный Такемото, стервозная, истеричная, но при этом до ужаса сентиментальная Ямада, ну и, конечно, Хагу — совершенно кукольный персонаж, который каждый раз удивляет зрителя вдруг начиная разговаривать человеческим голосом. Тут реакция, прямо как в анекдоте «Ааааа! Говорящий помидор!». Хагу, кстати, на мой взгляд, является очень колоритной героиней. И в плане интересности на порядок превосходит ту же Ямаду. Какая-то детская непосредственность и чувствительность в ней сочетаются с недетским трудолюбием и целеустремлённостью. Удивили, вот честно, удивили авторы, когда показали, как Хагу делает... впрочем, не буду спойлерить. Хагу и без того весьма любопытный персонаж, тем более, что она постоянно находится в центре событий. Впрочем, оно и понятно — ведь в кабинете её дяди компашка лоботрясов (Морита, Маяма, Такемота... а чуть позже и Ямада) собирается каждый день. Дальше, как водится, чаепитие, поглощение того, что «бог послал», ну и разговоры соответственно. И какие-то сценки, которыми эти разговоры заканчиваются. Сценки иногда трагичные, иногда комичные, иногда... никакие.
Вот в чём я могу сразу упрекнуть сериал — это в бесконечном открывании Америки. Персонажи в каждой серии вещают с важным видом прописные истины, а авторы поддакивают им, давая то пафосные планы, то соответствующую музыку, когда профессор очередной раз поучает Ямаду или Такемото. Им (поучаемым) может нотации и открывают глаза, но искушённый зритель в такие моменты откровенно скучает. И даже злится — ведь сериал делают для зрителей, а не для персонажей или авторов.
Ещё не понравилась предсказуемость сюжетных ходов — например, когда началась церемония вручения местного аналога оскара, я сразу понял, что награду получит Морита. А посему «шок и трепет» на лицах друзей этого обормота смотрелся... странно. Чего они так удивляются, если знали, что он улетел в Америку работать? Учитывая, что он личность творческая и очень талантливая? Учитывая, что он художник в душе? В общем, их шокированные физиономии смотрелись неестественно. Комедийная сценка, скажете вы, но зачем? Клоунады в сериале и без того полная чаша...
Ещё не понравилось то, что не нравится мне в доброй половине анимешек — опять женщина опять бьёт мужчин. Ну сколько можно-то?! Создайте спец-жанр уже вроде яоя для мазохистов и садисток и там воплощайте свои больные фантазии! Какого чёрта обычный зритель должен любоваться на эту мерзость?! Зла не хватает на японутых. Бесят уже этим.
Кстати, о мисс «кровавый кулак» Ямада. Даже если оставить за кадром избиение всех лиц мужского пола, кто под руку попадётся, персонаж этот, мягко говоря, неприятный. Вся эта безответная любовь это конечно очень мило, но валить все шишки на объект влюблённости как-то чересчур. Если любишь человека, зачем его постоянно попрекать этим, давить на жалость, вызывать чувство вины? Это уже не любовь, а эгоизм (т.е. самолюбие уязвлённое). Тем более, что сама Ямада поступает ещё хуже — её друзья в неё влюблены, а она старательно этого не замечает, т.к. если б замечала — её бы могла мучать совесть. А так глаза закрыты — и всё хорошо. А когда жестокий (и справедливый) профессор открывает её глаза на истинное положение вещей — сразу в слёзы. Ай-ай-ай, как же так, я же такая хорошая... Ага-ага, что-то я (зритель) ничего хорошего в этой Ямаде не вижу. Кроме симпатичного личика, разумеется. Как всегда — нет гармонии между внешностью и личностью. Приятно выглядят зачастую те, кто прогнил внутри. Увы и ах...
В связи с этим иначе смотришь на куклообразную Хагу. Хоть она и выглядит, как маленький ребёнок, хоть и наивна, и простодушна, и, зачастую, совершенно беспомощна, но, при этом, она совершенно незлобливая, миролюбивая, не бросается на людей с кулаками, если ей слово поперёк скажут... В общем, как личность она весьма приятна. В отличие от Ямады, на которую смотреть может и приятно, но вот дело с ней иметь... Чур! Чур!
Что касается мужских персонажей, то они, за исключением Мориты, явно недораскрыты. Тот же Такемото вроде и главный герой, но о нём нам почти ничего неизвестно. И его веломарафон в конце первого сезона почти ничего не проясняет относительно личности «подозреваемого». С «очкариком» ситуация немногим лучше. Мы знаем о его работе, о его учёбе, о его чувствах к Рике, но и всё. О его детстве или семье мы, по большому счёту, можем только гадать.
В целом — ситуации в сериале слишком надуманные и неестественные, события толком не завершаются, нет «промежуточного финиша», всё постоянно в подвешенном состоянии, постоянно какая-то неопределённость, недосказанность. Что в моих глазах является серьёзнейшим недостатком любого сериала (аниме или кино — не важно).
Оценка — 50 баллов из 100.