Не является ли неестественным само это понятие – русскоязычная белорусская литература? Пожалуй, что нет. Что же странного в том, что белорус, родившийся и проживающий в Беларуси, в семье которого и взрослые, и дети разговаривают исключительно по-русски, и книги свои пишет на русском языке? Так, а ежели не белорус, или, скажем, родился не тут, а там?
Не думаю, что стоит дотошно заниматься выяснением национальности или гражданства, или зацикливаться на месте рождения. Хотя и такой подход может иметь место. Вот уже и в серии «Беларускі кнігазбор» вышел томик с произведениями Фаддея Булгарина. А какие фамилии могли бы украсить список белорусских писателей-фантастов! Один Кир Булычёв — из старинного белорусского шляхетского рода Можейко — чего стоит. Или взять, к примеру, Александра Богданова — автора романа "Красная звезда" — он же Александр Малиновский, уроженец г. Сокулка Гродненской губернии. А там и Айзека Азимова можно будет вспомнить, поди, тоже наш земляк.
Но уж больно много путаницы при этом возникает. Вот, к примеру, Наум Ципис, которого неизменно числят среди пионеров белорусской фантастики. Родился в Западной Украине (украинский писатель?), еврей по национальности (еврейский писатель?), жил и работал в Беларуси (белорусский писатель?), писал на русском языке (русский писатель?), сейчас проживает в Германии (немецкий писатель?). Как определять авторские дуэты Орехов-Шишко и Брайдер-Чадович, или семейные союзы Силецкий-Новаш и Лифанов-Кублицкая (в этом случае он же и творческий союз) – как российские, белорусские или русско-белорусские?
Так что, кто желает — пусть меня поправит, но я попробую в этом обзоре перечислить всех авторов, которые по крайней мере длительное время проживают/проживали в Беларуси, создавая и публикуя там свои произведения.
Для начала, надо сказать, что до определённого времени, примерно до 80-х годов прошлого века, белорусские авторы пишущие по-русски были всё же исключением из правила. Как-то уживалось неуклонное сокращение применения белорусского языка в повседневной жизни, и на бытовом уровне и в официальном обращении, с существенными льготами и преференциями для тружеников на ниве национальной культуры, в частности в литературе. Недаром Наум Ципис пишет в своих воспоминаниях: «Добрые люди советовали: «Возьми псевдоним, пиши по-белорусски — легче будет печататься». Тем не менее, некоторые белорусские писатели, например, Алесь Адамович, писали и публиковались и на на белорусском, и на русском языке. Другие, в основном приехавшие когда-то в Беларусь из других уголков Советского Союза, только на русском.
Что же касается собственно фантастики – до конца тех же 80-х дело ограничивалось эпизодическим обращением писателей-реалистов к этому жанру. С них я и начну после затянувшегося вступления этот обзор:
Нефантасты в фантастике
В 1959 году в детской газете «Зорька» была опубликована дебютная повесть Михаила Герчика — космическая фантастика «Лети, Икар!», в 1960 году в журнале «Искорка» — её слегка дополненный и переработанный вариант. Это единственное фантастическое произведение писателя.
Также следует назвать Якова Вилькина, автора двух фантастических повестей для детей — «Необыкновенные приключения Геннадия Диогенова» (1963 г.) и «История Лима Великолепного» (1965 г.). Впрочем, Яков Рувимович, работая преподавателем в Институте Физкультуры, не стал профессиональным писателем, на его счету есть ещё лишь документальная книга об Олимпийских играх.
Уже упоминавшийся Наум Ципис начиная с 1965 года регулярно публикует научно-фантастические рассказы в республиканской периодике. Подборка его НФ-рассказов вошла в авторский сборник «Старые дороги» (1984 г.).
Георгий Попов пишет юмористические повести «За тридевять планет» (1974 г.) и «В гостях хорошо, а дома лучше» (1978 г.), образующие цикл «Из записок Эдика Свистуна». Фантастика в них достаточно условная, прибыв на другую планету, Эдик Свистун обнаруживает там такой же колхоз и таких же трактористов, как и он сам. В 1981 году опубликована его фантастическая повесть «Люди и тени»
Чаще других к жанру фантастики обращается Эдуард Скобелев. Вообще, творческий актив Скобелева чрезвычайно разнообразен. Здесь и военная проза, и деревенская проза, исторические романы и приключенческие повести для детей, стихи и поэмы, пьесы и сказки, статьи и эссе. Не обошёл он своим вниманием и исследуемый нами жанр. С некоторой натяжкой к научной фантастике можно отнести его роман «Маятник надежды» (1982 г.) об экспериментах ученых с человеческим мозгом. В 1984 году он написал апокалиптический роман «Катастрофа», действие которого разворачивается на одном из островных госуарств Океании после ядерной войны. В 1989 году в серии «Библиотека приключений и фантастики» (ПФ) издательства «Юнацтва» выходит его фантастическая повесть для детей «Властелин времени» о путешествиях во времени обычного школьника. Последнее его фантастическое, уже без всяких оговорок, произведение — роман «Прыжок дьявола» (2001 г.).
В уже упоминавшейся серии «ПФ» в 1989 году вышли фантастико-приключенческие повести Василя Когута «Побег с Грейви» и Валентина Крижевича «Остров на дне океана».
Анатолий Моисеев, автор популярных книг для детей, также эпизодически обращается к фантастике — повести «Семь дней в преисподней» (1992 г.), «Смерть колдуна» (1994 г.), рассказы в антологии «Иноголовые» (1994 г.).
Известный минский литератор, один из основателей творческого движения "Бум-Бам-Лит", Дмитрий Вишнёв также начинал с фантастики — сборника рассказов «Русалки с планеты Блок» (1992 г.) и повести «Прогулка среди звезд» (1993 г.).
В романе «Илоты безумия» (1997 г.) Николая Чергинца, автора многочисленных детективов, среди действующих лиц рядом с нашими отважными десантниками и разведчиками фигурируют и пришельцы из Космоса.
Нельзя сказать, что какое-либо из перечисленных выше произведений стало заметным явлением в советской/русскоязычной фантастике.
Пожалуй, особо следует выделить лишь повесть-притчу Алеся Адамовича «Последняя пастораль» (1987 г.), соединившую в себе идиллию и постапокалиптику.
Писатели-фантасты (Новая волна)
Ситуация изменилась в конце 80-х годов. В белорусскую литературу приходит большая группа писателей, для которых фантастика – прямое поле приложения их сил и таланта, а не некая побочная тропинка, на которую можно и свернуть иногда при случае. Большинство из них пишет на русском языке. Возможно, это прямо связано с внедрением в жизнь рыночных отношений и элементарным логическим расчётом – русскоязычная аудитория читателей много шире белорусскоязычной, книги на русском даже в Беларуси раскупаются значительно лучше, не говоря уже о Союзе в целом. А членство в Союзе Писателей БССР уже не имеет столь принципиального значения. Хотя, скорее всего, всё намного проще, и все они просто писали на том языке, которым владели в совершенстве.
А начиналось всё в феврале 1981 года с первого выпуска «Клуба любителей фантастики» в газете «Знамя юности», подготовленного Владимиром Цветковым. Периодичность и название выпусков в газете менялись. На смену «КЛФ» пришла рубрика «Фантастика. Гипотезы. Прогнозы», затем появился «ФАЭТОН» (Фантастика. Эксперименты. Теории. Опыты. Находки). Всего к началу 1990 г. вышло более 80 выпусков.
В начале 80-х из авторов и читателей «КЛФ» образовался и первый в Беларуси клуб любителей фантастики «Циолковский». В 1984 г. «Знамя юности» объявила конкурс на лучший фантастический рассказ, и многие участники КЛФ решили испытать себя в новом качестве, прислав свои рассказы. Впрочем, сборник, который издательство «Юнацтва» должно было выпустить по итогам конкурса в 1985 г., увидел свет лишь семь лет спустя. Антология «Кристалл памяти» (1992 г.) долгое время оставалась единственным сборником избранной белорусской фантастики. Эстафету у газеты «Знамя юности» принял журнал «Рабочая смена», в 1988 г. преобразованный в журнал «Парус». Знаковым событием стали тематические выпуски журнала, посвящённые фантастике, так называемые «семёрки», выходившие в 1988-1990 г.г. Большую роль в становлении белорусской фантастики на этом этапе сыграли журнал «Фантакрим MEGA», первый номер которого вышел в 1990 г., и минское издательство «Эридан».
Не все из тех, кто публиковался в республиканской периодике, всерьёз занялись литературной деятельностью. Кто-то ограничился написанием одного-двух рассказов. У Владимира Пугача, Александра Эйпура опубликовано лишь по одному мини-сборничку рассказов в серии «Фантакрим-микро» — «Смотри — это он!» (1990 г.), «Кооператив «За спасибо» (1990 г.). Однако многие стали известными и популярными авторами, хотя судьба у всех сложилась по-разному. Полные библиографии большинства из этих писателей представлены на сайте, с ними можно ознакомиться на страничках авторов, поэтому здесь я ограничусь достаточно беглым перечислением писателей этой новой волны белорусской фантастики. Второй волны по определению Владимира Шитика в очерке-исследовании «Галактика у каждого своя», или третьей, как это сказано в обзоре Евгения Дрозда «Три волны белорусской фантастики». Хотя, как по мне, это была первая волна, до 80-х годов в белорусской фантастике наблюдались скорее отдельные всплески, нежели волны.
Не так давно вслед за Юрием Брайдером ушёл из жизни Николай Чадович. Пожалуй, этот творческий дуэт был самым успешным в белорусской фантастике. Уже первые опубликованные ими повести и рассказы обратили на себя внимание, а роман «Евангелие от Тимофея» стал настоящим событием, положив начало популярнейшему циклу «Тропа». Немалым читательским успехом пользуются и романы из циклов «Особый отдел» и «Трилогия об Олеге Наметкине». Признанием этого успеха стала специальная премия харьковского фестиваля фантастики «Звёздный Мост» — «Философский камень», вручаемая за выдающиеся заслуги перед Её Величеством Фантастикой.
Трагически погиб Георгий Шишко, в возрасте 50 лет скончался от сердечного приступа его соавтор Николай Орехов. Их первый полноформатный сборник «Сумасшедшая книга» (1993 г.) и подвёл итог их совместной работы.
Рано ушёл из жизни Борис Зеленский. Единственный его прижизненный авторский сборник — «Вечный пасьянс» (1990 г.), а остававшийся незавершённым роман «Атака извне» фактически был дописан Святославом Логиновым.
Александр Потупа, опубликовав ряд НФ рассказов и повестей, более заметную роль в становлении белорусской фантастики сыграл как издатель и главный редактор «Эридана». Но прежде всего в республике его знали как общественного деятеля, с 2001 по 2007 год он возглавлял Белорусский Союз предпринимателей.
Сборник рассказов «Карнавал» (1992 г.) долгое время оставался единственным авторским сборником Сергея Трусова (Цеханского).
Евгений Дрозд после выхода сборника «Тень над городом» (1992 г.) также почти не публиковался.
Владимир Куличенко после повестей «Катамаран «Беглец» (1994 г.) и «Клуб города N» (2004 г.) больше не обращается к фантастике.
Вообще такой затяжной период длительного молчания — где-то с середины девяностых годов до недавнего времени — характерен для многих белорусских фантастов, начинавших в конце восьмидесятых. Из всех белорусских фантастов «новой волны» активно работают и издаются сегодня, пожалуй, лишь Сергей Булыга и Наталья Новаш.
Сергей Булыга активно пробует себя в различных направлениях жанра, не оставляя, впрочем, своего излюбленного занятия – написания сказок для детей и взрослых. За роман-фэнтези «Чужая корона» он получил в 2004 г. премию им. Ивана Ефремова. Последние его романы «Жаркое лето 1762-го» (2009 г.) и «Угличская история» (2011 г.) относятся к альтернативной истории.
Валентин Маслюков за объёмный роман-эпопею «Рождение волшебницы», который можно отнести и к жанру фэнтези и к литературной сказке, законченный в 2000 г. но полностью опубликованный лишь в 2009 г., премий не получал, но восторженная рецензия Романа Арбитмана стоит иной премии.
Супруги Александр Силецкий и Наталья Новаш разделили сферы влияния. Силецкий пишет научную, социальную фантастику, последние произведения Новаш – это сказки и романы-фэнтези.
Супруги Сергей Лифанов и Инна Кублицкая как-то реже упоминаются при перечислении известных белорусских фантастов, хотя их творчество того заслуживает. Возможно, из-за того, что Сергей предпочитает числить себя российским писателем, возможно, из-за того, что супруги проживают в Гомеле, который хотя и является крупнейшим городом Беларуси после Минска, но всё же – в отдалении от столицы.
Владимир Цветков выступает попеременно, то в роли соавтора фантастических рассказов и повестей – с Владимиром Гусевым (сборник «Изнанка мира» 2001 г.), Валерием Кастрючиным (повести «Путешественники во времени» 2002 г. и «Приключения в Долине Пяти Ветров» 2003 г.), Геннадием Ануфриевым (повесть «Зеркало Вселенной» 2007 г.), то — также в соавторстве — в роли составителя фантастических антологий.
В последние годы популяризацией белорусской фантастики активно занимается издательство «Харвест» совместно с Союзом писателей Беларуси. В 2009-2010 г.г. в целевой серии издательства «Белорусская современная фантастика» вышли ранее не издававшиеся романы Александра Силецкого – «Дети, играющие в прятки на траве» и «Легендарь», Геннадия Ануфриева – «Тотем», Натальи Новаш – «Обретение прошлого» и «Год кометы», Валерия Иванова-Смоленского (известного неудавшейся попыткой эпатировать широкую публику продолжением романа «Мастер и Маргарита») — «За 100 миллиардов лет до Большого Взрыва», тетралогия повестей «Искажение» Сергея Трусова (Цеханского), авторские сборники «Дни прошедшего будущего» Евгения Дрозда и «Великие дистрофики» Михаила Деревянко. Переизданы отдельные произведения Юрия Брайдера и Николая Чадовича, Владимира Куличенко, Николая Чергинца.
Белорусская фантастика сегодня — продолжение следует?
Что же касается новых имён в русскоязычной белорусской фантастике, то это тема следующего обзора, который будет, вероятно, написан ещё очень не скоро. Во-первых, хочется думать, что их лучшие произведения, которые действительно станут откровением для любителей фантастики, ещё впереди. Во-вторых, несмотря на вновь образовавшиеся границы, писательский люд достаточно свободен в выборе – где жить, где публиковаться, и, возможно, о белорусских корнях кого-то из молодых авторов, переехавших в Москву, Санкт-Петербург или Киев, будут вскоре вспоминать только дотошные биографы.
Сегодня безусловным фаворитом в борьбе за приз зрительский симпатий является Ольга Громыко, автор Белорийского цикла о ведьме Вольхе. Перемена соавтора не снижает градус читательского успеха книг Андрея Жвалевского. На слуху последние романы Тима Скоренко. Полный список современных белорусских писателей-фантастов, разумеется, заметно шире, но кто из них выдвинется на авансцену, покажет время.