Я как-то пропустил это дело, а 18 августа вручили очередные Sidewise Awards за лучшие роман и короткую форму в жанре альтернативной истории. Лучшая короткая форма — «A Clash of Eagles» Алана Смэйла, не знаю, что это. А вот лучшая некороткая...
Позор, товарищи. Как есть позор. За роман премию дали профессору информатики Эрику Суэдину, написавшему книжку «When Angels Wept: A What-If History of the Cuban Missile Crisis» («Когда ангелы плакали: альтернативная история Карибского кризиса»). И это не роман. Это именно что исследование Карибского кризиса с точки зрения «что было бы, если бы».
Не из чего было выбирать? Ну типа да. Кандидатов было еще три: сборник «Columbia & Britannia» под редакцией Адама Чемберлена и Брайана Диксона (скорее проект, чем роман, и уж точно не роман, а сборник: несколько авторов написали тексты, объединенные общим альтернативным прошлым, в котором не было американской Войны за независимость), «Red Inferno: 1945» Роберта Конроя (ничего плохого не хочу сказать, но эти альтернативно-исторические романы Конрой печет как пирожки, так что начинаешь подозревать их и в альтернативной литературности: «1901», «1862», «1945», «1942», теперь вот «Красный ад: 1945», то бишь уже второй 1945 год на этой дороге («кризис французского кино — вечная тема»), и, наверное, ему кто-то намекнул, что у читателя от цифр рябит в глазах, потому что следующая книжка будет называться просто «Война Гиммлера»), а также — единственный приличный, как мне представляется, номинированный роман — «Pinion» Джея Лейка, третья книга трилогии. С Лейком, однако, такая беда, что у него там скорее альтернативное пространство: Солнечная система как часовой механизм, ангелы и прочее. Наверное, жюри решило, что тут случился перебор с альтернативностью.
Но ведь и правда позор.
Где наследники Филипа К. Дика с его «Человеком в Высоком замке»? Лайона Спрэга де Кампа с его «Да не опустится тьма»? Кита Робертса с его «Паваной»? Да хотя бы Гарри Гаррисона с его «Трансатлантическим туннелем, ура!», а?