В торговом флоте империи Арквал есть корабль, подобных которому нет и не может быть — «Чатранд», грандиозный «плавучий дворец», построенный шестьсот лет назад великими чародеями и корабелами, чьё искусство навеки утрачено. В команде величественного, прекрасного «Чатранда» 800 человек, он такой огромный, что любой другой корабль рядом с ним кажется игрушечным, и ни один шторм, даже самый страшный, не может причинить ему вред. Неудивительно, что именно «Чатранд» был избран для того, чтобы доставить в соседнюю страну, империю Мзитрин, символ примирения — невесту для мзитринского принца. В тот момент, когда «Чатранд» вышел из гавани, мало кто догадывался, каким трудным и страшным окажется его путешествие, как тесно переплетутся судьбы людей и прочих разумных созданий, оказавшихся на его борту, и какую роль во всём этом сыграет Красный волк — загадочный артефакт из старинной легенды...
«Заговор Красного волка» — дебютный роман Р.Редика, первый том цикла «Путешествия «Чатранда»». На данный момент в цикле три опубликованных романа, и планируется ещё один, если я правильно поняла. Рецензии и отзывы на эту книгу в интернете самые благоприятные, пестрящие сравнениями с классикой приключенческого жанра (с романами Форестера, в частности), а также с наиболее яркими и влиятельными современными фантастами, включая Дж.Мартина. Конечно, обойти стороной произведение, удостоившееся таких похвал, просто невозможно.
Но так ли всё хорошо на самом деле?
Если суммировать отзывы фанатов «Песни льда и пламени», то циклу Дж.Мартина свойственны сложнейшие интриги, продуманность мироустройства, детальные описания, суровая реалистичность, множество действующих лиц с персональными сюжетными линиями, но без гарантии того, что кто-то из них доживёт до конца очередного тома, не говоря уже о цикле... Надеюсь, я ничего не забыла. В «Заговоре Красного волка» из перечисленного есть только интриги, точнее одна, главная интрига, сложность которой возрастает по мере того, как в неё ввязываются всё новые и новые персонажи. Что касается продуманности мира и описаний, то фантазия у автора очень богатая — помимо людей в мире Арквала и Мзитрина действуют иные живые существа, не похожие на традиционных эльфов и гномов. Маленькие (размером с ладонь), но сплочённые и воинственные иксчели, о которых говорят, что они топят корабли; гиганты-аугронги, способные вдвоём поднимать и опускать тяжеленный якорь «Чатранда»; пробуждённые животные, в числе которых крыса-религиозный фанатик, объявившая войну капитану из-за его лицемерных и богохульных слов. Однако мне показалось, что количество пошло в ущерб качеству. О каждом народе, о каждой расе мы знаем только то, что важно для сюжета. С одной стороны, это упрощает восприятие текста, но с другой... вспомните какой-нибудь телевизионный фантастический сериал 90-х гг. — под самым замысловатым гримом там всегда видны люди, и это временами превращает даже самую хорошую постановку в несерьёзный кукольный театр. Ну и, наконец, фирменного мартиновского жестокого обращения с героями вы в «Заговоре Красного волка» и в помине не найдёте. Как раз наоборот, многие персонажи будут неоднократно спасены с помощью роялей, в нужный момент выпрыгивающих из самых разных мест, будь то трюмы «Чатранда», извилистые улочки портовых городов, джунгли, морские глубины и параллельные миры.
Касательно «классики приключенческого жанра» могу заметить следующее: морская атмосфера в романе ощущается, но только местами. Хорошее впечатление, например, производит глава, где герои вынуждены нырять в поисках затонувшего сокровища. Подводный мир, затонувший корабль, морской народ со своей особенной магией — красиво! Но на борту «Чатранда» происходят события, которые могли бы произойти не в «плавучем дворце», а в обычном, расположенном на суше, или, например, на борту дирижабля. То есть, в большинстве случаев ничего морского в них нет. Но приключения есть — сражения, предательства, отравления, загадочные эпидемии, наёмные убийцы, вероломные любовницы, безумные короли, государственные тайны и планы внутри планов.
Со всем вышеперечисленным можно смириться, кроме многочисленных случайностей, которые выступают в качестве двигателей сюжета, наряду с постепенно разрастающейся интригой. Герои внезапно встречаются там, где не могли встретиться; им на помощь приходят те, кому полагалось бы находиться в другом месте или на том свете; плюс ко всему, они довольно часто делают глупости... Вот пример: героиню просят выбраться из повозки, в которой она прячется, и бежать в джунгли, потому что человек, управляющий «торговым караваном», не тот, за кого себя выдаёт, и ей угрожает опасность. Что делает героиня? Упирается и возражает до тех пор, пока её друзей не обнаруживает любимая собака главного злодея. Не менее впечатляющие глупости совершает и герой, умудрившийся настроить против себя человека, желающего помочь (причём два раза!); доверившийся врагу из сентиментальных побуждений; отказавшийся поверить другу из чрезмерной подозрительности...
Итак, резюме: благодаря богатейшей фантазии автора, позволившей населить мир романа множеством существ и дать жизнь замысловатой интриге, в центре которой находится тот самый Красный волк, читать было интересно, несмотря на перечисленные выше недостатки. В самом деле, не так уж часто в фэнтези попадается нестандартные расы и необычная магия, вроде той, что действует на одного из главных героев и «обучает» его иностранным языкам. Также интригует и завораживает подводный мир, показанный, правда, лишь мимоходом. Но под слоем приключений, морских, подводных и сухопутных, в «Заговоре Красного волка» практически ничего нет. Это исключительно развлекательный роман, он гораздо лучше смотрелся бы на экране, чем на бумаге. Если хотите развлечься — вперёд, семь футов под килем!
Только учтите, что перед вами только первый том цикла.
Права на издание романа на русском языке принадлежат издательству АСТ.
На сайте Школы Баканова можно прочитать отрывок. Переводчик — Е.Мартинкевич.
Ссылки: