Вообще, мои размышления не имеют отношения к национальности, и вполне допускаю, что подобные наблюдения могут быть у других водителей в отношении коллег из других стран СНГ и субъектов федераций. Очевидно, что тема касается воспитания и отношения.
Итак: Ничего не имею против азербайджанцев.
Но вот некоторые особенности их отношения к ПДД и другим участникам ДД меня несколько озадачили.
Эпизод 1. Мой друг из Баку, живет в Москве с начала 90-х (с которым, правда, давно не общались) получил права (еще лет 10 назад) и тогда же уже как водитель получил служебную машину ВАЗ 2105. Ездил по работе и личным и делам и на равнозначном перекрестке почему-то решил свернуть налево, не пропуская газель справа. Газель затаранила пятерке правое крыло. Мой друг признал вину и рассчитался с водителем газели за разбитую фару. Обсуждая со мной этот случай, он совершенно искренне спросил: «Вот я одного понять не могу, он ведь видел, что я еду, почему не пропустил?» Я только развел руками. Потом я ему сказал, что кроме ПДД, по которым водитель газели имел полное право расхерачить пятерку не прикасаясь к педали тормоза, все-таки потупил благородно, пожертвовав правой фарой, есть еще и неписанное правило ДДД — дай дорогу дураку. Благодаря которому уцелело немало народу. О чем и рассказал другу. Он посмотрел мне в глаза и спросил: «Обидеть хочешь?»
Я списал все это на характер друга не ассоциируя его поведение и понимание с национальностью.
Эпизод 2. Я поставил машину на ремонт и поехал на метро. От Партизанской (тогда Измайловского парка) я сел в маршрутную газель, в моторе которой ковырялся водитель с кавказским лицом. Как я понял позже — азербайджанец. Дождавшись заполнения салона, водитель занял свое место, и пришпорил... Маршрутка понеслась, выбирая чистое от попутных и встречных машин пространство на дороге. На Измайловском шоссе, на повороте на Главную аллею водитель не встал в хвост очереди по зеленую стрелку, а взял во 2-й ряд и занял место рядом с первой восьмрочкой, при этом давая понять, что маршрутка должна повернуть первой, а вереница из 10-12 машин, просто обязана ее пропустить. Водитель восьмерки продвинулся вперед на метр, даваЯ понять, что не намерен позволить маршрутке свернуть первее ее. Наш водитель еще на полметра продвинулся, уже почти выкатившись за стоп-линию, и восьмерка уже конкретно продвинулась вперед и подставила газели свой борт. «не пропущу!». И водитель газели выскакивает из машины, подбегает к восьмерке (водитель которой опустил окно в ожидании теплых слов в свой адрес), и произнес: — Ва! Э! Ты что нэ видищь? Я еду!?
От этих слов водитель восьмерки уронил челюсть на ботинки. А пока поднимал загорелась стрелка, наш азербайджанкий шофер прыгнул за руль и рванул так, что все в салоне покатились. А водитель гнал по аллее и «вонял», «эти москвичи, савсем не уважают никого! Ему что трудно было пропустить? Да что они? и так далее... « а я вспомнил моего друга, который не мог понять примерно того же... Почему мы их не пропускаем, когда они явно идут на нарушение ПДД?
Я бы так и оставил в памяти эти эпизоды как исключения... но понимание, что это не так, что отношение к ПДД у азербайджанских водителей весьма своеобразное, пришло ко мне недавно, после 3-го эпизода.
Меня просят помочь с консультацией ребенка у ЛОР врача. Я говорю, пусть приезжают, отведу, все будет в лучшем виде.
Они приехали. Девочка боится, а папа грустный. Спрашиваю: в чем дело? Папа — азербайджанец, объясняет: — В аварию попал! Машину разбил, весь правый бок на замену.
Я заинтересовался. Знакомая картина. А он продолжает: Я на красный выехал на перекресток, все стояли — меня пропускали, а один козел на БМВ как рванет, и протаранил в правый бок. Нэт, он канечно прав, но он что не видел — что я еду?