Ken Macleod
Orbit, 2009
2073-й год. Из-за бесконечных войн за веру в начале XXI века религии не совсем запрещены, но верующие становятся молчаливым и слабым меньшинством. О боге больше не говорят, чтобы вера не овладевала умом и душой человека. Но вдруг кто-то неожиданно начинает убивать людей, связанных с религией. В Шотландии сначала взрывают местного священника, а потом расстреливают епископа, и становится понятно, что эти убийства связаны между собой. Инспектор Фергюсон и его подчиненные должны найти, чьих рук дело эта серия убийств, пока преступники не совершили нечто такое, что унесет жизни тысяч людей.
Если близкое будущее, описываемое в романе Маклаудом, кажется не слишком-то убедительным, то основа сюжета – полицейское расследование – искупает этот недостаток. Фергюсон здесь вполне стандартный детектив, не занимающийся саморазрушением, не совершающий нечестных ходов; вполне примерный семьянин, не пьющий к тому же. Расследование убийств выводит Фергюсона и его команду на секту роботов, и в этом весь смак книги. Роботы в книге куда человечнее людей. Детектив и его подчиненные описываются автором с такой неохотой, словно все люди ему скучны. Оттого Фергюсон весь роман ведет себя именно как робот: он почти лишен чувств, даже не выказывая какого-то особенного желания завершить расследование. Роботы же наоборот – чувствуют и показывают свои чувства куда больше людей. Именно для роботов Маклауд припас большинство вкусных деталей, именно роботы здесь находятся перед моральным выбором. Да и вообще главным героем романа вполне можно считать леки – небольшого трехпалого робота, работающего с Фергюсоном в паре.
«The Night Sessions» никак не назовешь совершенным романом. Детективная линия захватывающа, но уж слишком неторопливо ведется расследование. Будущее же в книге недостоверно в общем, но изобретательно в деталях. Но роботам так точно понравится.