Еще не дописанный цикл «Песнь Льда и Огня» широко известен в узких кругах любителей фэнтези и фантастики. Фанаты ценят и любят его за скрупулезную проработку персонажей, шикарно закрученный и продуманный до мелочей сюжет, а также за стройность и логичность повествования. Только вот выхода каждой новой книги приходится ждать очень до-о-олго! Автор «Песни Льда и Огня», американский писатель Джордж Мартин, пишет ее медленно, с чувством, с толком, с расстановкой, за что заимел репутацию слоупока. Является ли он им на самом деле, судить не берусь, но факты таковы: роман «Игра Престолов», по которому, собственно, и был поставлен первый сезон, впервые был напечатан в 1996 г, а пятая книга цикла, «Танец с Драконами», вышла аж в ЭТОМ МЕСЯЦЕ. Какой у нас сейчас год на календаре? Ага, правильно, 2011.
Так получилось, что в былые годы Джордж Мартин активно зарабатывал себе на жизнь написанием сценариев для сериалов. И ему так надоело, что от него постоянно требовали вот тут подсократить, вот эту сцену упростить, а вон того героя и вовсе выкинуть, что он задался целью написать сагу, в которой была бы уйма персонажей и несчетное множество сюжетных линий. Так родилась «Игра Престолов». Задумку свою писатель воплотил, тем самым, поставив крест на возможность экранизации ее в виде полнометражного фильма. С десяток главных героев, несколько десятков второстепенных и несколько сотен эпизодических… Такую прорву голодных ртов лиц просто невозможно впихнуть в полтора-три часа экранного времени! А вот для сериала материал получился более чем благодатный. Автор даже работая над книгой вовсю пользовался знаменитым сериальным приемом, известном как клиффхэнгер — заканчивая главы на «самом интересном месте».
Но достаточно предысторий — кто с этим произведением не знаком, милости прошу познакомиться с гайдом для начинающих. Мне же больше хочется поделиться своими впечатлениями от увиденного.
С экранизацией книге, на мой взгляд, все же исключительно повезло. Конечно же, настоящий фан всегда найдет к чему придраться. Вот почему, спрашивается, учитель танцев Сирио Форель (актер Милтос Еролиму) весь такой кучерявый, в то время как в первоисточнике четко написано, что он лысый? И зачем лорду Тайвину (Чарльз Дэнс) продюсеры сбрили бакенбарды? Но это все такие мелочи, которых обычный зритель просто не заметит. Претензии покрупнее можно предъявить к образам и актерской игре пары-тройки других персонажей. Однако для художественного полотна, в титрах которого значится, без малого, 90 фамилий — это сущие пустяки. Куда важнее другое. То, что все остальные выглядят в кадре просто великолепно, в крайнем случае — просто сносно. Особенно для персонажецентричного сериала, в котором упор сделан на диалоги, актерскую игру и антураж.
Завоевавший корону, но потерявший цель в жизни, выпивоха, балагур и задира, король Роберт Баратеон (Марк Эдди) смотрится, на мой взгляд, даже харизматичнее своего книжного прототипа. Честный, благородный и, мягко говоря, твердолобый лорд Эддард Старк (Шон Бин) кажется просто сошедшим со страниц книги. Смекалистый и острый на язык карлик Тирион (Питер Динклейдж) — просто украшение сериала, несмотря на то, что в первоисточнике особо подчеркивалось его физическое уродство. Молодой актрисе Эмилии Кларк удалось необычайно правдоподобно передать метаморфозы в характере быстро взрослеющей принцессы в изгнании, Дейенерис Таргариен. Златоволосый красавец-мужчина Джейме Ланнистер (Николай Костер-Валдау) наверняка придется по душе немалому числу представительниц прекрасного пола. А любителям «конины» рекомендую присмотреться к неистовому вождю воинственных кочевников, кхалу Дрого (Джейсон Момоа), который получился очень даже круто. 17 августа на широкие экраны выйдет очередной голливудский «Конан-варвар», Джейсон Момоа в нем как раз играет главную роль. Так что «Игра Престолов» предоставляет уникальную возможность посмотреть на бета-версию этого новоиспеченного Конана. Еще много имен и фамилий можно упомянуть и похвалить, но во всем нужно знать меру…
Ворчалка для знакомых с первоисточником. Всем остальным к прочтению не обязательна.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Золото» в номинации «самый позорный персонаж» я бы отдал принцу Ренли (Гетин Энтони). В книге особо подчеркивалось, что он обладал редким обаянием и пользовался большой популярностью у окружающих. Он любил пошутить, умел разрядить обстановку в напряженных ситуациях, кроме того имел репутацию франта и щеголя. Сериальный же Ренли сер и уныл до безобразия, кроме того ему зачем-то приписали неуверенность в себе плюс еще какой-то комплекс неполноценности. То есть мало того, что актер не особо старается, так он еще и в образ откровенно не вписался.
«Серебро» вручаю Теону Грейджою (Элфи Аллен). С одной стороны очень здорово, что его роль в первом сезоне расширили и уделили куда больше внимания, чем ему отводилось в книге. Но где же «фирменная» Теонова смешливость и постоянные косые взгляды обитателей Винтерфелла в его адрес? Его здесь недолюбливали и считали откровенно лишним, что, несомненно, подтолкнуло молодого Грейджоя в будущем к определенным поступкам. В книге этот момент был как на ладони, в сериале же остался без внимания.
«Бронзу» же никому не отдам. Больше никто не напряг так, как эта парочка.
Сюжетная линия разочаровать в принципе не могла, ведь в основе его лежал просто великолепный первоисточник. Становление/взросление героев и изощренные политические интриги, мечты и разбитые иллюзиии, любовь и разочарование, верность и предательство, коварство и безрассудство — всего этого в истории Джорджа Мартина более чем предостаточно и даже сверх того. Перед нами не просто рассказ о том, как люди в белом пытаются одолеть людей в черном. У каждого игрока в престолы имеется собственная система ценностей и убеждений, и именно от столкновения последних разгорается конфликт. Вопрос стоял лишь в том, насколько удачно киношники смогут перенести все это на экран? Да, к сожалению, многие сцены сценаристы ножницами-таки порезали, причем изрядно. А кое чего добавили и своего. За бортом осталось много мелких, но придававших особый пряный вкус повествованию, деталей. Нет, нет, я вовсе не бурчу по этому поводу, просто представьте себе ситуацию: вам подают на стол просто шикарное блюдо, которое... забыли приправить. Хотя вы отлично помните, что в прошлый раз пряности были. В целом экранизация все же очень близка к первоисточнику. Если бы книгу раскидали не на десять серий, а, скажем, на двенадцать, все было бы куда информативнее. Ибо очень чувствуется, что ее ужимали как могли.
В сериале много «взрослых» и брутальных сцен. В перерывах между долгими разговорами герои время от времени кувыркаются в постели или режут кому-нибудь глотки. Кровь брызжет фонтанами, но мир Мартина суров и отнюдь не всегда пахнет розами, так что к «кровище» у меня никаких претензий нет. А вот с сексом получился все же перебор. Да, его и в книге было предостаточно, но, же ж, не до такой же степени! Когда король под сенью деревьев ударяется в воспоминания о некоей Бэкке с большими «титьками», это еще смотрится забавно, но когда Тирион начинает пошлить словно поручик Ржевский, это уж извините… При просмотре порой создавалось впечатление, что сценаристы вставляли в сериал «тему сисек» исключительно по принципу «лишь бы було». Причем некоторые изначально вполне безобидные сцены и вовсе намеренно вульгаризировались — спрашивается, зачем? Вот тут чувства меры и стиля явно взяли отпуск.
С антуражем же все в порядке. Художникам-декораторам пришлось изрядно потрудиться, создавая почти с нуля предметы быта и окружающую обстановку для четырех культур. Промерзшая глушь Севера, неприветливые скалы долины Аррен, каменные джунгли столицы Семи Королевств и бескрайние степные просторы кочевников-дотракийцев — нет и не было никогда на нашем глобусе таких земель. Рыцари Вестероса щеголяют в самурайско-западноевропейских доспехах, дотракийцы похожи на афромонголов, а аристократы-северяне на фоне столичной знати выглядят безнадежными провинциалами. Какбэ средневековые одежды, посуда и мебель выполнены на отлично. Даже к услугам лингвистов создатели сериала обратились, чтобы те разработали для кочевников собственный язык! А вот масштабные сражения в стиле «стенка-на-стенку» оставили за кадром, и это, пожалуй, даже к лучшему. Ведь фирменная фишка кабельного канала HBO — это перфекционизм в каждом кадре. Поэтому, дабы не утратить ее, похоже, предпочли битвами вообще не заниматься, чем делать их абы как.
Единственное, чем киношное воплощение «Игры Престолов», увы, совсем не блещет, так это музыкальным сопровождением. Саундтрек слабоват. Кроме мелодии из вступительной заставки не запомнилось ровным счетом ничего. Хотя фоном время от времени что-то пиликало.
В целом же вынужден констатировать, что полку хороших драматических сериалов прибыло. Если рассматривать его как отдельное произведение, то свои 9,5 баллов на imdb он получил заслуженно. Если же как экранизацию — то я бы поставил ему 8 из 10. В конце то концов, лето ведь не ругают за несколько хмурых дождливых дней, ему просто радуются!