The Seventh Black Book of Horror
Ed. by Charles Black
Антологии, тематические или нет, почти всегда кот в мешке. Если в сборнике хотя бы половина рассказов получилась удачными, то такой сборник уже успешен. И это не зависит от громких имен на обложке: одинаково неудачными могут получиться и антологии от small press, и от больших издательских домов. Прошлый сборник под редакцией Чарльза Блэка, The Sixth Black Book of Horror, был составлен из качественных рассказов, и в этом году очередная антология оказалась не хуже прошлогодней. Девять рассказов (а это как раз большая часть сборника) здесь если не шедевры, то крепкие произведения короткой формы, за которые не стыдно было большинству писателей. Соответственно, «The Seventh Black Book of Horror» можно назвать удачной антологией.
Тенденция, которую можно заметить в сборнике этого года, заключается в том, что ряд удачных рассказов здесь и вовсе лишен элементов сверхъестественного. Хоррором их не назовешь, скорее подойдет определение даже не странная проза, но дикая проза.
В эту категорию попадает, например, рассказ Джона Левелина Проберта «It Begins At Home». Пол Рейнолдс, фотограф, находящийся на грани отчаяния: семья сидит без денег и их вот-вот выселят из дома, — вот что бы то ни стало должен получить заказ от крупной фирмы. Но руководителю не нравятся фотографии голодных и страдающих детей – «The child isn’t crying enough». Пол еще не знает, на какие жертвы ему придется пойти, чтобы получить этот заказ. Проберт здесь мастерски конструирует сюжет, создавая оммаж ужасам 80-х, однако не используя потусторонние силы. Рассказ Дэвида Уильямсона «Rest in Pieces» вполне мог оказаться в антологии крайма или неонуара, измени автор стиль повествования. Это история о патологоанатоме, у которого появляется дерзкий план. На полном серьезе рассказ читать не получается все равно, черный юмор видно за версту. «Ted’s Collection» Клода Лалюмьера если и можно отнести к хоррору, то только с натяжкой, это как раз такая дикая проза. Это история о том, как жестокость и боль вытесняют все остальное из человека. Крэйг Хербертсон в своем «New Teacher» соединил элементы старомодных ужастиков, крайма, антиутопии, полив это все чернейшим юмором. Хлесткий рассказ.
Как всегда лиричен Джоэл Лейн. Здесь он представлен рассказом «Morning’s Echo» о детективе, который находит пропавшего человека с помощью снов. Не обошлось в сборнике без зомби. В «Romero’s Children» Дэвида Райли причиной появления ходячих мозгоедов стало лекарство от бессмертия. В итоге зомби стали те, кто принимал неопробованное средство. У рассказа необычная концовка, хотя бы этим он уже выделяется из череды бесцветных зомби-историй. Лучшим же рассказом антологии стал «Swell Head» Стивена Фолька (после этого рассказа я искренне считаю, что Фольк едва ли не лучший рассказчик Британии). Гротескная история о мальчике, у которого со временем голова стремительно увеличивается в размерах, а тело остается почти младенческим, является прекрасной иллюстрацией выражения «мы в ответе за тех, кого приручили». Брат большеголового уродца жертвует своей жизнью ради удовлетворения потребностей гигантской головы. Фольк точен в деталях, а в финале достает туза из рукава.
Не стоит бояться слова «хоррор» на обложке, это просто собрание отличных рассказов высокого качества.