Thomas Pynchon
Бывшая подруга частного сыщика из Лос-Анджелеса Дока Спортелло надолго исчезает из его жизни, а потом неожиданно появляется, рассказывая Спортелло о заговоре с целью похищения местного землевладельца-миллиардера Вулфмэна. Чуть позже Док получает клиента по имени Тарик Халил, который просит разыскать Глена Чарлока, одного из телохранителей миллиардера. В поисках Чарлока Спортелло оказывается на одной из территорий Вулфмэна, где сыщика вырубают. Детектив полиции Лос-Анджелеса по прозвищу Бигфут позже рассказывает Доку, что Чарлок убит, а Вулфмэн исчез без следа. В ночном клубе музыкант Кой Харлинген вызывает у Дока любопытство, когда говорит сыщику о существовании шхуны «Золотой клык», постоянно подвозящей в порт загадочные товары. На этой же шхуне видели и Шасту с Вулфмэном. В день смерти Чарлока тот поменялся сменами с неким Паком Бивертоном. Возможной причиной исчезновения миллиардера становится версия, что Вулфмэн хотел искупить свои грехи пожертвованиями. Ближе к середине романа события закручиваются все больше и больше.
Во время чтения этой книги чувствуешь себя режиссером Хоуксом, который во время съемок «The Big Sleep» звонил Чандлеру и спрашивал, кто убил такого-то персонажа, и хочешь позвонить Пинчону. Ближе к концу книги сюжет совсем замутняется, но к недостаткам книги это не отнесешь. Если бы Пинчон писал только стилизацию под детектив про частных ищеек, его можно было освистать и закидать яйцами. Но Пинчон пишет еще и роман-портрет об Америке конца 60-х, времени, когда на побережье курили траву все от мала до велика, когда психоделия стремительно проникала во все аспекты жизни, когда, ни много ни мало, появлялись первые зачатки интернета. Все расследование целиком проходит в клубах дыма марихуаны, и не мудрено, что в них затерялись как герой, так и читатель. Любопытно рассмотреть Спортелло как героя именно т.н. PI novel. Док не Лью Арчер, он не помогает рушащимся семьям, не ворошит прошлое клиентов, раскапывая старые тайны: в романе у него по сути и нет клиента, он идет на волне, в бесконечном расслабоне. Док и не Филип Марлоу, Спортелло совсем не рыцарь, ему даже не приходится решать какие бы то ни было моральные дилеммы. Он слишком пассивен. Но Док и не безымянный оперативник из рассказов и романов Хэмметта, нет в нем подловатости, желания ухватить лишний кусок. Грув, вот что нужно Доку.
Дым так и сочится со страниц «Inherent Vice». И этот дым пахнет разлукой, болью и немного травой. Да, травой тоже.