Doug Johnstone
Четверо тридцати-с-чем-то-летних друзей отправляются провести уикэнд на отдаленный шотландский остров Айлэй. Адам, помешанный на виски, снобоватый неудачник, хочет показать остальным место, где производят лучшее виски Шотландии, чтобы друзья все вместе могли распробовать все сорта виски. Однако цель поездки для Адама не только повеселиться: он хочет попросить у своего приятеля Родди миллион фунтов, чтобы купить заброшенное место на Айлэе и запустить там свое производство виски. В баре четверка друзей знакомится с Молли и ее сестрой Эш. Молли работает экскурсоводом и помнит Адама по его предыдущим визитам на остров. Адам не прочь начать отношения с Молли, но возникает одна проблема – бывший муж Молли, психопат и по совместительству полицейский Джо, творящий на острове беспредел. Когда Родди отказывает Адаму дать взймы денег – «Adam, you’re one of life’s losers, you always have been and you always will be. You’re almost forty and still working in a shop, for fuck’s sake. You’ve spent your whole life being petrified of taking a chance on anytning. That doesn’t necessarily makes you a bad person, but it sure as shit doesn’t make you the kind of person who runs a successful business either. You never take risks, it’s that simple, so you’ll always be one of the also-rans. You’re a beta male through and through», — Адам злится и начинает в машине оскорблять Родди. Получив по уху от Адама, Родди теряет управление, и машина вылетает в кювет. И эта авария – только начало ужасов, которые предстоит увидеть четырем друзьям и Молли.
Пусть вас не смутит такое начало, в котором оригинальным кажется только наличие виски, в остальном же – как будто микс из двух десятков не самых лучших фильмов ужасов. Это книга самого высшего сорта. Это действительно и хоррор без элементов сверхъестественного, и блистательный роман черного юмора, и сочинение на тему «как я провел осень», и 290-страничный вытрезвитель. «Smokeheads» обладает всеми свойствами хорошей бутылки виски. Эта бутылка бьет тебя по голове так, что долго не можешь прийти в себя, но в то же время бутылка эта отнюдь не пустая тара, внутри романа – обжигающая влага. Джонстон написал не очередную пустышку со свихнувшимися копами, нюханьем кокаина, поджиганием людей заживо, но книгу о людях на грани, о том, что похмелье бывает не только от виски, о том, что некоторые события в жизни забыть не получится, даже если напьешься в хлам. Для неудачника Адама поездка на остров могла стать переломным моментом в жизни. Она им и стала, но только не так, как он этого ожидал. Родди более легкомысленный, он меньше думает и больше делает. Мужественнее всех себя показала Молли, тем страннее, что Джонстон очень скупо описывает ее, не давая даже предположить, что испытала девушка после всего случившегося.
«Smokeheads» — безусловно пейдж-тернер с блестящими диалогами. Сведя описания к минимуму, Джонстон практически одними только диалогами раскрывает характеры героев. Двигать и без того стремительную историю помогают галлоны черного юмора. Судорожно смеясь и поглощая «Smokeheads» до дна, к концу романа одновременно пьянеешь от удовольствия и трезвеешь от происходящего в книге.
Рекомендуется выпивать за один присест.