в африку гулять


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ray Garraty» > в африку гулять
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

в африку гулять

Статья написана 6 июля 2011 г. 16:57

R.N. Morris

A Razor Wrapped in Silk

Faber and Faber, 2010

1870-й год. Из школы для бедных детей, работающих днем на заводе, пропадает несколько подростков, среди них Дмитрий Красоткин, любимчик попечительницы Марии Петровны. Мария Петровна, светская дама и дочь богатого отца, обеспокоена, что с детьми могло случиться самое худшее, и обращается за помощью к Порфирию Петровичу (тому самому следователю из романа Достоевского). Пока Порфирий Петрович и его помощник Павел Павлович Виргинский только начинают искать пропавших детей, во дворце Нарышкина во время спектакля в гримерке убивают светскую даму Елену Филипповну Поленову, недавно помолвленную с Нарышкиным-младшим. Слуги видели, как из гримерки убегал бывший любовник Поленовой капитан Мизинчиков, измазанный в крови, а сестра Елены Филипповны, Аглая Филипповна, первая увидела убитую сестру и от увиденного заболела, впав в беспамятство. Мизинчикова объявляют в розыск, а в его квартире находят любовную переписку между ним и убитой. Елена Филипповна просила Мизинчикова, а затем и Нарышкина убить себя, но оба ей отказали. Порфирий Петрович начинает сомневаться, что убийца Мизинчиков, но находит, что пропавшие дети и убийство светской дамы как-то связаны между собой.

Порфирий Петрович, перекочевавший из «Преступления и наказания» на страницы романов Морриса, становится героем вот уже третьей книги британца, и это финальное дело для следователя, когда-то, простите за каламбур, расколовшего Раскольникова. Порфирий Петрович здесь уже не мастер допросов один на один, но мастер работы «в поле» — он осматривает обезглавленные тела, прижимает к ногтю грязных полицейских, едва ли не дерзит самому императору. Взгляд на этот роман из России, конечно, будет отличаться от взгляда из Великобритании, но стоит признать, несмотря на некоторое количество фактических ошибок (вроде введения в роман царя, когда царей уже «переименовали»  в императоры), Моррис ухватил атмосферу Санкт-Петербурга второй половины XIX века. Есть здесь и дрожки, и туман, и западные промышленники, и тайная полиция – и уровень достоверности довольно высок. Даже социалисты, и те уже сыграли свою роль в «A Razor Wrapped in Silk».

Что не получилось у Морриса, так это перенести стиль Достоевского в свой роман. Там, где у Достоевского многословность, но такая, что и слова из предложения не выкинешь, у Морриса – избыточность:

«The painting before him showed the skeletal structure of a dilapidated amphitheatre, golden in the light of a dying sun. The few isolated human figures were dwarfed by the great stone remains, which stood to remind them of the vanity of human ambition. It answered his souls’s craving for an irrevocable solitude. Sometimes he believed that it was only the presence of other people, with their inconvenient desires and clamorous demands, that prevented him from being happy».

Такой стиль тормозит действие, хотя с сюжетом у Морриса все в порядке. Автор прячет несколько тузов в рукаве, балансируя между историческим полицейским детективом и т.н. «locked room mystery». В расследование вклинивается тайная полиция, а одним из подозреваемых становится даже сын императора, и эти неожиданности, пожалуй, скрашивают неудачное сочетание стиля и сюжета.

Книга особенно понравится тем, кто Достоевского никогда не читал.





139
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх