На этой неделе опять немного худлита, но зато представленные ниже романы Н. Кононова и В. Шибаева — худлит весьма и весьма высокого качества.
И снова интереснейший на мой взгляд «non-fiction» — исторический, литературоведческий, искусствоведческий. Кое-что, для удобства читающей эту колонку публики, даже пришлось выбросить из списка
Наум Вайман, Матвей Рувин. Шатры страха. Разговоры о Мандельштаме (Аграф)
Книга посвящена анализу творчества великого русского поэта Осипа Мандельштама под углом зрения проблемы национальной идентификации. В качестве ключевого берется стихотворение «Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма», через которое авторам удается заглянуть в многослойную вселенную мандельштамовского слова. Книга носит откровенно полемический, даже провокативный характер и предполагает активный диалог с читателем. Масштабность мышления авторов и широкий охват литературы и культуры в целом делают книгу бесценным документом сегодняшней мысли.
живой разговор в форме переписки «из двух углов»: один из корреспондентов живёт в Тель-Авиве, другой в Москве. Книга заявлена как «разговор о Мандельштаме», но разговор идёт более широкий. Мне кажется, что главная интенция книги, направленность сердца обоих участников диалога — это проблема национальной идентификации. И речь идёт как о еврейской, так и о русской национальной идентификации. Тема самая что ни на есть животрепещущая, как в социально-политическом, так и в экзистенциальном плане. В книге реинтерпретированы многие мандельштамовские тексты и по ходу дела подвергнуты уничтожающей критике методология и конкретные толкования стихов многих столпов мандельштамоведения, особенно принадлежащих к так называемому интертекстуалистскому направлению, таких как Тарановский, Омри Ронен, Г. Амелин и В. Мордерер и другие.
Византийский словарь. В 2- х томах. (Амфора)
«Византийский словарь — научно-популярное издание, посвященное истории Византийской империи — от основания Константинополя в 324 г. до его падения под натиском турок-османов в 1453 г. Издание содержит более 4 000 словарных статей и необходимые приложения (в том числе краткую хронографию и список рекомендуемой литературы), оно доступно по языку и удобно по форме изложения материала.
Екатерина Андреева. Все и ничто
Переиздание ставшей уже классической книги «Все и ничто». Книга основана на цикле лекций об искусстве второй половины XX века. Биографии художников, истории художественных движений и новых технологий автор исследует, исходя из двух сверхзадач, избранных искусством авангарда, — представить непредставимое Ничто и стать Всем. Быстрая и драматическая смена подходов к решению этих задач в 1940–1990-е годы составляет основной сюжет книги.
Книга состоит из 11 частей, каждая из которых представляет собой законченный рассказ об одном художнике или художественном направлении. Некоторые из частей являются переработкой уже опубликованного, но мало кем виденного. В отдельных главах книги обсуждаются Джексон Поллок и Энди Уорхол, Ив Кляйн и Клэс Ольденбург, Синди Шерман и видеоарт, работы Розалинды Краусс и Новикова с Кабаковым.
Николай Кононов. Фланёр. Галлеев-галерея
Фланёр» – четвертая прозаическая книга Николая Кононова и его третий роман. Первый – «Похороны кузнечика» – вошел в свое время в короткие списки сразу трех премий: «Букера», «Анти-Букера» и премии имени Юрия Казакова. Второй – «Нежный театр» – вызвал реакцию куда более сдержанную: инцестуальная метафора Кононова критикам показалась, думается, чрезмерной. Какая судьба ждет «Фланёра», предсказать трудно, однако несомненно то, что автор книги, известный в основном все же в качестве поэта, является при этом одной из ключевых фигур современной отечественной прозы. Почти никто сегодня не пишет по-русски такую плотную, физиологичную, стилистически безупречную прозу – «прозу поэта» со всеми свойственными этому подотряду текстов достоинствами и практически лишенную его обычных недостатков. OpenSpace.ru
Действие разворачивается в послевоенный 1947 год в России по законам авантюрного жанра,напоминая «Одиссею». Герой, оказавшись в южном русском городе без документов и средств к существованию, спасает свою жизнь. Автор романа, написанного парадоксально от первого лица, показывает жизньгероя на фоне, невероятном для нормального человека. Что можно утратить и обрести, спасаясь? Что есть жизнь человека, попавшего между историческими жерновами? На эти вопросы отвечает писатель.
Владимир Шибаев. Серп демонов и молот ведьм (Время)
Некоторым кажется, что черта, отделяющая тебя — просто инженера, всего лишь отбывателя дней, обожателя тихих снов, задумчивого изыскателя среди научных дебрей или иного труженика обычный путей — отделяющая от хоровода пройдох, шабаша хитрованов, камланий глянцевых профурсеток, жнецов чужого добра и карнавала прочей художественно крашеной нечисти — черта эта далека, там, где-то за горизонтом памяти и глаз. Это уже не так. Многие думают, что заборчик, возведенный наукой, житейским разумом, чувством самосохранения простого путешественника по неровным, кривым жизненным тропкам — заборчик этот вполне сохранит от колов околоточных надзирателей за «ндравственным», от удушающих объятий ортодоксов, от молота мосластых агрессоров-неучей. Думают, что все это далече, в «высотах» и «сферах», за горизонтом пройденного. Это совсем не так. Простая девушка, тихий работящий парень, скромный журналист или потерявшая счастье разведенка — все теперь между спорым серпом и молотом молчаливого Молоха.
Бабкин М.А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. – 1918 г.). Исследования и материалы. (М., Изд. Индрик)
В монографии освещаются взаимоотношения иерархической и царской властей, церкви и государства в судьбоносное для России время. Предлагается принципиально новая трактовка целого ряда событий русской истории.
Модели церковно-государственных отношений, разрабатывавшиеся духовенством в 1905–1917 гг., позиция Святейшего синода в период Первой российской и Февральской революций, а также восстановление патриаршества анализируются главным образом с точки зрения историко-богословской проблемы «священства-царства». В этом же контексте исследуется отношение Поместного собора 1917–1918 гг. к свержению монархии, к Временному правительству, политике советской власти, а также к «послереволюционной» судьбе Царской семьи и убийству государя Николая II.
В книге освещается общественно-политическая позиция высшего и рядового духовенства во время Февральской революции. Рассматриваются также обращения монархистов к влиятельным иерархам, Св. синоду и Поместному собору с просьбами изменить курс официально проводимой в отношении царской власти церковной политики. Ставится под вопрос известное церковное толкование явления иконы «Державной».
Значительное внимание уделено анализу различных богослужебных чинов, молитвословий и титулований. Их изменения, произведённые в 1901–1918 гг., рассматриваются как определённые показатели отношений духовенства Русской церкви к православному императору и светским внеконфессиональным властям, а также к некоторым сторонам архиерейских полномочий.
Исследование базируется на массе источников. Среди них – законодательные и правительственные акты, документы официальных церковных структур, архивные материалы, периодическая печать, дневники, воспоминания и письма участников событий, богослужебные книги различных лет издания и проч.
Монография снабжена научно-справочным аппаратом, содержит приложения с соответствующими документами, материалами и статистическими сведениями. Она рассчитана на историков, политологов, социологов, теологов и всех, интересующихся историей Отечества и Русской православной церкви.
Любопытно, что Михаил Бабкин получил естественно-научное образование (он закончил физический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова).
Монография Бабкина весьма неудобна для официозной церковной историографии, поскольку беспристрастно свидетельствует о том, что тогдашний епископат с радостью воспринял отречение императора Николая II. Только несколько провинциальных епископов робко протестовали против скоропалительного решения Святейшего Синода изъять из церковного обихода моление о царе. Спорить с М. Бабкиным трудно – каждое свое положение он подтверждает, как и подобает истинному ученому, ссылками на документы.
Он анализирует отношение к монархии в России как в высших государственных инстанциях, так и среди простого народа. Тот разлом, который произошел в 1917 году, до сих пор беспокоит и волнует сердца россиян, пытающихся предвидеть дальнейшее развитие современной России. Недаром в своих дневниках президент Б.Н.Ельцин отметил, что в 1991 году, после крушения СССР, он колебался в дальнейшем избрании пути. Перед ним стоял выбор – объявить новую Россию преемницей либо СССР, либо дореволюционной России. Сделанный им выбор надолго определил путь России. То, что прошедшее десятилетие, начиная с 2000 года, прошло под лозунгом ползучей реставрации СССР, – яркое свидетельство сделанного Б.Н.Ельциным выбора.
Исследование Михаила Бабкина чрезвычайно актуально, поскольку беспристрастно свидетельствует о том, что тогдашний епископат РПЦ МП с радостью воспринял отречение императора Николая II. Только несколько провинциальных епископов робко протестовали против скоропалительного решения Святейшего Синода изъять из церковного обихода моление о царе...