Режиссер: Ник Маршалл
В главных ролях: Майкл Фассбендер (Квинт Дий), Доминик Уэст (генерал Тит Флавий Вирилий), Ольга Куриленко (Этейн), Ноэль Кларк (Макрос), Дэвид Моррисси (Бот)
Британия, второй век нашей эры. Пограничные стычки между римскими легионерами и британскими племенами учащаются настолько, что губернатор острова Юлий Агрикула решает отправить свое самое сильное воинское формирование, знаменитый девятый легион под командованием генерала Тита Флавия Вирилия, разобраться с племенами злокозненных пиктов и их вождем — Горлаконом. В помощь легиону Агрикула выделяет опасную и прекрасную разведчицу Этейн — она должна провести легионеров прямо к деревням британцев. По пути на север легион освобождает центуриона Квинта Дия, единственного уцелевшего в одном из набегов варваров. Квинт вместе с девятым продолжает путешествие на север. Впереди их ждет множество сюрпризов и горячий, очень горячий, я бы даже сказал горящий пиктский прием.
Горстку уцелевших после резни римлян, как самый старший по званию, возглавляет Квинт. Солдатам сначала предстоит дерзкий рейд в самое сердце пиктских территорий, где они рассчитывают отбить у врага захваченного в плен генерала Вирилия, а затем — долгое и утомительное бегство на юг, к римским территориям. А по пятам за легионерами будут гнаться пикты во главе с яростной и непобедимой Этейн.
Да-да, перечитав первый абзац, я тоже испытал определенное чувство дежа вю — «Центурион» рассказывает практически ту же историю, что и «Орел девятого легиона», разве что под другим углом — если «Орел» посвящен пути на север сына одного из офицеров Девятого, то в «Центурионе» показано непосредственно то, как злополучный легион встретил свою судьбу. В какой-то степени картина может показаться предысторией «Орла», или, если уж соблюдать историческую правду, «Орел», вышедший на год позже, следует назвать своеобразным вольным продолжением «Центуриона». С другой стороны, роман Розмари Сэтклиф вышел аж в 1954 году, но мы сейчас говорим непосредственно о фильмах.
Обе ленты, помимо аналогичной тематики, могут похвастаться еще несколькими схожими моментами, но есть и два серьезных различия. Во-первых, «Центурион» — куда более жестокий фильм, чем «Орел». Маршалл в отличие от МакДональда не стремился уберечь чувства особо впечатлительных зрителей, поэтому на экране десятками разлетаются отрубленные конечности, а бутафорская кровь хлещет буквально фонтанами. С последним, впрочем, создатели картины переборщили — создается впечатление, что обильным кровотечением сопровождается каждая царапина.
Ну и во-вторых, в «Центурионе» более убедительны показаны отношения между толпой мужиков, внезапно оказавшихся на вражеской территории в плотном окружении превосходящих сил противника. Если в «Орле» развитие дружбы между Марком и Эской по сюжету скорее подразумевается, чем наглядно показывается (быть может, виной этому послужил тот факт, что в литературном первоисточнике оба героя старинные, чуть ли не с детских пор, друзья), то в фильме Маршалла эволюции взаимоотношений уделяется большое внимани. Здесь есть и дружба, и преданность, и предательство, и даже любовная линия (ближе к концу фильма создатели не утерпели и таки впихнули в сюжет нормального, не отмороженного на всю голову, как героиня Куриленко, женского персонажа).
При этом герои «Центуриона» не очень-то похожи на образцовых, прямо с картинки в учебнике по истории, воинов-легионеров из «Орла». Напротив, здешний девятый легион скорее напоминает сборище наемников наподобие Черного Отряда — толпу головорезов, которым командует самый большой, страшный и уважаемый — генерал Тит Флавий Вирилий. В легионе процветают веселые попойки, среди легионеров шастают дамы очень легкого поведения, ну а драки начинает сам командир. При этом девятый — своеобразная сборная солянка со всех концов Римской империи — в числе действующих лиц картины присутствуют грек Леонид, перс Тарак, нумибиец Макрос, а также явно переведенный из Галлии боец Кирпичикус.
По началу ко всей этой толпе персонажей необычайно сложно привыкнуть — все внимание уходит на то, чтобы хотя бы научиться отличать одного легионера от другого, но затем, когда легион уже будет уничтожен, а маленькую группку ведомых Квинтом людей будут настигать первые потери, за оставшихся в живых начинаешь всерьез переживать, вздрагивая каждый раз, когда пикты снова нагонят беглецов.
Сюжет вообще построен на редкость бодро и динамично. События сменяют друг с друга с бешеной скоростью — вот Квинт еще центурион в своем маленьком гарнизоне, вот пикты уже бодренько вырезают всех попавшихся под руку римлян, вот Квинт в плену, вот он бежал, вот девятый легион на отдыхе, на марше, в бою, а вот уже кучка мужиков убегает по лесам от Ольги Куриленко и ее толпы раскрашенных приятелей. Куриленко и вправду выглядит страшно — сам бы от такой сбежал, повстречав поздно ночью в темном переулке.
Гонка по живописным местам Туманного Альбиона (вот, кстати, еще одна параллель с «Орлом» — такие же красивые виды, только здесь они выглядят очень и очень холодно) идет довольно динамично, однако ближе к концу создатели, видимо, решили предоставить перерыв и героям, и зрителям, введя в сюжет нового женского персонажа, Арианну, в доме которой беглые легионеры укрылись на несколько дней и зализали раны. Линию с Арианной, честно говоря, в фильм можно было бы и не включать, и никто бы от этого ничего не потерял, но, раз уж все-таки включили, стоит признать, что молоденькая актриса Имоджен Путс своим профилем украшает картину.
Концовка у ленты получилась очень драматической, менее пафосной чем у «Орла», и еще раз заставила вспомнить «Черный отряд» и другие образчики темного фэнтези — строго говоря, Девятый Легион пал ни за что, вся экспедиция ни к чему не привела, да и большинство попыток героев чего-либо добиться окончилось ничем. Легкое чувство обреченности, ощущавшееся большую часть фильма, уверенно превращается в строгое чувство бессмысленности и бесплотности всех попыток уцелеть и спасти хоть что-то или кого-то.
С другой стороны, доля вины за неудачи персонажей лежит именно на них — герои время от времени склонны совершать на редкость глупые и необдуманные попытки. Самый яркий пример этому — совещание героев после побега из деревни пиктов — Квинт собирается вести отряд на север, чтобы обмануть погоню, и тут же собственными руками оставляет преследователям чуть ли не прямой указатель направления, в котором побежали римляне. Нужно ли удивляться, что пикты практически сразу сели на хвост легионерам и не слезали с него почти до самого конца.
Сюжет вообще богат на логические несостыковки. Например, причина ненависти Этейн к римлянам скрывается в ее раннем детстве, когда легионеры убили всю ее семью, изнасиловали ее саму и отрезали девочке язык, чтобы она никому не рассказала об их преступлениях. Потом девочка пришла к пиктам, и те рассказывают пленным римлянам ее историю. Внимание, вопрос — как? Подобных сюжетных несоответствий в фильме можно найти еще несколько штук, но каждое из них предполагает определенные спойлеры, которых я бы хотел избежать.
В отличие от «Орла», в котором создатели попытались найти хорошие и плохие черты и в римлянах, и в британцах, в «Центурионе» все выглядит более однозначным — римляне здесь молодцы, а пикты — безумные фанатики, руководит которыми мужик, откровенно смахивающий на типичного казака из «Тараса Бульбы». И вроде бы есть стимул ненавидеть римлян и у этого вождя, и у Этейн, однако в то же время сопереживать им не получается, в отличие от уцелевших легионеров, среди которых тоже попадаются отморозки, но в куда меньшем количестве. Правда, уже в самом конце Маршалл постарался исправиться и показал, что и в Риме хватает сволочей, и то, что Квинт в концовке пришел к примерно такому же выводу, что Марк в «Орле», наводит на определенные мысли.
Об еще одном недостатке картины я уже упоминал выше — чувство меры порой отказывало создателям фильма, поэтому некоторые сцены показаны с излишней жестокостью, а уж бутафорской крови изводили столько, что хватило бы на то, чтобы прокормить немаленький клан вампиров-вегетарианцев в течение нескольких месяцев.
Кстати, о сражениях, они поставлены с большой степенью натуралистичности и реализма, но за весь фильм количество боев можно будет пересчитать по пальцам одной руки — легионеры всем другим опциям будут предпочитать бегство, что, конечно же, вполне ожидаемо от картины, слоган которой гласит «Сражайся или умри».
Резюме: Достоинств и недостатков фильм набрал примерно поровну — динамичность сюжета и неплохо прописанные отношения между выжившими легионерами компенсируются множеством сюжетных ляпов и излишней натуралистичностью и жестокостью боевых сцен. Если выбирать между «Орлом» и «Центурионом», я бы выбрал «Орла», его хотя бы можно в тесной семейной компании посмотреть.
P.S. Учитывая с какой жестокостью была убита героиня, которую играла жена режиссера, я бы посоветовал паре обратиться к психотерапевту. Во избежание, так сказать...