Честно говоря, последние лет десять я довольно редко читаю нехудожественную литературу, но в данном случае я меня привлекло то, что книга написана об Италии. Сам я на Апеннинах никогда не был, но Италия наряду с Канадой, Новой Зеландией, Шотландией, Англией и Норвегией возглавляет список мест, где бы я с удовольствием побывал, как только предоставится подходящая возможность. Пока что мне остается только довольствоваться подобными очерками тех счастливчиков, которые видели залитые солнечным светом холмы Апеннин воочию.
Ну да ладно, с мотивами, побудившими меня заинтересоваться новой книгой Ганапольского, разобрались. Теперь же стоит отметить, что полностью назвать книгу исключительно плодом усилий Матвея Ганапольского будет все-таки неверно — в создании произведения принимал активное участие корреспондент ИТАР-ТАСС и РИА Алексей Михайлович Букалов. Он долгие годы прожил в Италии и набрал столько бесценного опыта и знаний об итальянской действительности, сколько не узнаешь ни из одного справочника. И благодаря «Чао, Италии» Букалов получил возможность поделиться своими знаниями с читателями. Дело в том, что книга представляет из себя текстовую версию многочисленных бесед Алексея Михайловича с Ганапольским, это своеобразные диалоги и монологи, причем не только об Италии, но и обо всем на свете (в последнем чаще всего приходится винить все же автора книги, который порой увлекается).
Как справедливо отмечает сам Матвей, человеку, приехавшему в Италию на полгода, трудно сравниться в знаниях с профессионалом, прожившим в этой стране последние полтора десятилетия. Вряд ли бы автор смог так много узнать о многочисленных секретах, байках и легендах, окружающих различные элементы итальянской действительности, не окажись рядом Алексея Михайловича.
К слову сказать, сам Букалов тоже написал книгу об Италии. Труд, озаглавленный «Пушкинская Италия», вышел в 2004 году и посвящен детальному и подробному исследованию отношений, связывающих Александра Сергеевича со страной «Петрарки и любви».
Но вернемся к «Чао, Италии». Книга разделена на несколько тематических разделов, освещающих тот или иной аспект итальянской культуры, истории и действительности. И если разделы, посвященные кухне и архитектуре, — это первое, чего следует ожидать от любой книжки об Италии, то целая часть, посвященная Бенито Муссолини, вызывает некоторое удивление — почему бы не написать, в таком случае, отдельно про Юлия Цезаря, Джузеппе Гарибальди или Иоанна-Павла II? Завершает томик небольшая часть, посвященная нашим соотечественникам, которые тем или иным способом связали свою жизнь с Апеннинским полуостровом.
В таком стиле выполнены все иллюстрации, художник — Леван Ратишвили |
Еще одной удачей книги стоит назвать иллюстрации. Ганапольский справедливо рассудил, что фотографии итальянских красот или даже его самого на фоне вышеуказанных красот могут прийтись не по нраву потенциальным читателям, поэтому пригласил талантливого художника Левана Ратишвили проиллюстрировать книгу. Иллюстрации выполнены в стиле своеобразных путевых набросков, этаких заметок на полях, быстренько сделанных в путевом блокноте прямо на месте. Симпатичные картинки придают повествованию определенные шарм и атмосферность.
Резюме: «Чао, Италия» — это не энциклопедия, не путеводитель и ни в коем случае не туристический гид. Сборник различных историй о восхитительной стране, местами банальных и известных, частично же необычных, интересных и неизвестных. Превратить вас в итальянца книга, конечно же не сможет, однако способна поделиться некоторыми довольно интересными сведениями об Апеннинах.
Автор рецензии выражает благодарность издательству «АСТ» и лично PR-менеджеру по интернет-проектам Миловановой Анне за предоставленный текст.