Моника Фагерхольм, финская писательница, пишущая на шведском.
Из отзывов о романе: «Мастерски написанный триллер о девушке без татуировки дракона... Чарующе запутанный роман, действие которого разворачивается в 1970-е... Загадочное убийство, культура семидесятых, мистический эксперимент. Отчасти литературная мистерия, отчасти история взросления двух джевушек из финской провинции»
Идет 1969 год, странная юная особа, убивая время в парке развлечений на Кони-Айленд, записывает в автомате пластинку с песней. Когда через некоторое время девушка, вовлеченная в любовный треугольник, мистическим образом гибнет в озере в болотистой Финляндии, пластинка остается одним из немногих явных свидетельств ее краткого пути на земле и возбуждает в детях, растущих в Поселке у рокового озера, любопытство и страсть докопаться до истины. Но идет время, дети становятся старше, и детские игры исподволь наполняются подлинной страстностью и чувственностью, описанными загадочно и красиво, но безо всякого физиологизма. Моника Фагерхольм прославилась своей необычной техникой письма: картинки, похожие на фильм нуар, воплощают глубочайший и изысканный психологизм ее прозы, не поддающийся однозначному толкованию. Автор мастерски ведет детективную интригу от начала и до конца, но даже и тогда раскрывает не все карты, не мешая читателю и дальше наслаждаться атмосферой волшебного полузнания. Этот щемящий душу роман о неразрывной близости двух девочек-подростков получил множество наград в разных странах, в том числе самую престижную и изысканную шведскую награду — «Приз Августа».
Виктор Кондырев. «Все на свете, кроме шила и гвоздя»: Воспоминания о В. П. Некрасове. Киев—Париж. 1972—87 гг.(АСТ)
Виктор Некрасов (1911—1987) еще при жизни стал легендарной фигурой. Фронтовик, автор повести «В окопах Сталинграда», обруганной официальными критиками и удостоенной Сталинской премии в конце сороковых; исключенный из партии с полным запретом издаваться в конце семидесятых; вынужденный покинуть страну и умерший в Париже, там, где провел свое раннее детство...
Боевой офицер, замечательный писатель, дворянин, преданный друг, гуляка, мушкетер, наконец, просто свободный человек — это все о нем...
Виктор Кондырев — пасынок писателя, очень близкий ему человек, рисует именно такой портрет, включая в свое повествование и яркие рассказы о тех, кто так или иначе был втянут в некрасовскую орбиту. Лилианна и Семен Лунгины, Гелий Снегирев, Геннадий Шпаликов, Булат Окуджава, Наум Коржавин, Александр Галич, Анатолий Гладилин, Владимир Максимов, эмигранты первой волны — известные и не очень известные люди — ближний круг Некрасова в Киеве, Москве, Париже...
Фигль-Мигль. Ты так любишь эти фильмы... (Лимбус Пресс)
В подъезде своего дома убит редактор модного журнала. В школе, где преподает известный кинокритик, погибла, упав на лестнице, завуч. Что это, несчастный случай? Есть ли связь между этими событиями? И правда ли, что директор школы — резидент иностранной разведки? И что за странный заказчик появляется у его красавицы-жены? Обо всем этом читайте в новом романе Фигля-Мигля, чей роман «Щастье» многими был признан лучшим литературным дебютом 2010 года.
Примечание. «Ты так любишь эти фильмы» — роман для киноманов. Причем, для таких, которые не просто любят кино, но внимательно читают кинокритику. И еще. Как посоветовала одна умная барышня, читая роман Фигля-Мигля лучше вооружиться ручкой и листком бумаги: нарисовав схему взаимодействия персонажей (в числе которых кинематографически подкованная собака по кличке Корней Иванович), будет легче разобраться «кто есть кто» и кто к кому имеет какое отношение.
Для любителей литературных игр и изысков: герои носят знаковые имена фамилии (Херасков, К.Р., также и вышеупомянутая собачка Корней Иванович), а еще в романе есть и «попугай Флобера», и Луций Корнелий Сулла и действительно неожиданный, странный финал...
Захар Прилепин. Черная обезьяна (АСТ)
Роман начинается как очередная серия «Секретных материалов», в которой роль спецагента отведена молодому журналисту. По поручению редакции он отправляется в закрытую правительственную лабораторию, занятую исследованием феномена исключительной жестокости в людях. Среди ветеранов боевых действий, уголовников-рецидивистов и отпетых маньяков в недрах секретного НИИ содержатся дети. И безвинны они лишь на первый взгляд — говорят, будто они опаснее всех своих соседей, вместе взятых, ибо вследствие некоторых генетических аномалий не ведают добра и зла. Почуяв в этой истории журналистскую сенсацию и одновременно удачный повод смыться от семейных неурядиц, герой начинает распутывать сюжет. Тот, в свою очередь, начинает обрастать подробностями. В соседнем городке вырезали целый подъезд многоэтажки — ходит слух, что именно дети. А когда-то в Африке, по преданию, армия таких же недорослей взяла штурмом город и исключительно жестоко разделалась с жителями. Так ли это на самом деле? Кто за всем этим стоит? Кому это нужно? Пытаясь определить источник угрозы, герой не замечает, как от него уходит жена, а собственные дети все больше начинают походить на кровожадных выродков...
По словам Прилепина, «Черная обезьяна»- «это три последних поколения. Дети, с которыми никто не разговаривал, которым никто не читал правильных книжек. Дети, изуродованные аморальностью мира. Их много, они вокруг нас ходят. Это обыденность. Они вырастут и заполнят этот мир. И потаенная мечта героя «Черной обезьяны» — в том, чтобы они пришли и уничтожили его самого. Нашинковали и развеяли по ветру».
Примечание. Роман Прилепина был прочитан за один вечер. Назвать его творческой удачей у меня не поворачивается язык. Так, впрочем, часто бывает с распиаренными книгами, получившими прессу еще в преддверии публикации. Фактически «ЧО» — роман одной-единственной идеи: «мы бросили наших детей, променяли их на сомнительные блага мира сего» Мысль, в принципе, сколь справедливая, столь же и тривиальная. Весь вопрос — в подаче материала, в качестве текста, в достоверности персонажей и их поступков. Со всем этим у Прилепина тоже как-то не ахти. Да и стилистически, конечно не Набоков и даже не Михаил Шищкин. Тем не менее, я нисколько не жалею о времени, потраченном на роман. Одна только поездка главного героя в провинциальный русский город Велимир, в котором произошло массовое убийство (привет, станица Кущевская) — какие-то загадочные «недоростки» вырезали жителей целого подъезда пятиэтажки, — делают чтение «ЧО» совсем не напрасным. Есть в романе и персонажи, имеющие своими прототипами вполне себе реальных лиц: высокий чин президентской администрации Шаров (в реале — Сурков), политический и литературный карьерист Слатитцев (р реале — Сергей Шаргунов). Оба этих персонажа — настоящая авторская удача. Словом, если у вас есть возможность безвозмездно прочитать новый роман Прилепина — рекомендую. Но вот стоит ли отдавать за него свои кровные — решайте сами.
Александр Махов. Средневековый образ: между теологией и риторикой. Опыт толкования визуальной демонологии (Интрада)
На обширном материале демонологических изображений автор показывает, как устроен средневековый визуальный образ, сочетающий в себе функции теологической аллегории и риторического украшения. Сопоставляя изображения с текстами той же эпохи, автор выявляет смысл элементов визуального языка Средневековья — жестов, мимики, действий, позиций тела, а также различных обличий, человеческих и животных, которые принимает дьявол (особое внимание уделено семантике животных, реконструируемой при помощи текстов бестиариев). В разделе о «риторике образа» рассмотрены комбинаторные операции, посредством которых средневековый мастер создает эффект украшенности и приобщает свое творение к общей гармонии мира.
Книга содержит около 90 цветных и 331 чёрно-белую иллюстрацию.
Тираж — 600 экз.