Психология любви в художественной культуре... Обычно это означает фестиваль иллюзий. Представление, где одна душераздирающая картинка сменяет другую. Это не романтика, где всё выкрашено в светлые летние цвета. Это не драма, где осколки счастья больно впиваются в сердце. Да, осколки, но — счастья. И даже в самой мрачной трагедии есть что-то хорошее, какие-то проблески надежды. Здесь не так. Здесь любовь рассматривается без прикрас, такая, какая она есть «в среднем». Здесь любовь словно болезнь, превращающая человека в демона, заставляющая мучиться и страдать. Здесь любовь синоним одиночества — она возникает из него и порождает его же. Замкнутый порочный круг греха. «Это отталкивающе грязно, мерзко и отвратительно», говорит Козетта, и она же говорит, что раньше, до того, как всё случилось, её жизнь была похожа на «фруктовый зефир», а потом превратилась в кусок гнилого мяса. И беда именно в этом «зефире», в создании для кого-то тепличных условий... Ведь потом тонкие стены теплицы порвутся, рухнут, испарятся. И несчастная «мимоза» останется наедине со своей судьбой. Любовь? Ха. Любовь ещё никогда и никого не спасла. Она лишь множит горе и беды. Тем более, что любящие почти всегда расходятся «как в море корабли». Нет шансов соединиться, нет шансов познать счастье — есть только самообман.
И разные стартовые позиции.
Но аниме не об этом. Не о несправедливости (хотя и этот вопрос вскользь затронут). А о любви. О её «тёмной стороне», о её истинной сути. О том, что любовь — это инструмент для оправдания бывших или будущих грехов. Что любовь просто удобное слово, которым расшвыриваются направо и налево. Что любовь в конце концов приводит лишь к гибели. Ведь что стало с ГГ? Разве стал он счастлив? Разве он заслуживал того, через что прошёл?
«Я просто должен держаться и принимать боль...». Почему? Чем он провинился? Ведь сама Козетта говорит, что он — «чистая душа». Тогда почему он должен так страдать? Только потому, что оказался не в том месте и не в то время? Только потому что влюбился?
Или же потому, что миру нужны «жертвенные агнцы»?
Можно долго блуждать в лабиринтах слов, можно долго рассуждать, что же есть любовь... Благо аниме напичкано символизмом и даёт сытную пищу для раздумий. Но... Я вспоминаю мрачные земли, в которых жила та, что называлась Козеттой. Я вспоминаю пейзажи, которые похожи на земли тьмы, на территории зла — как их часто описывают в книгах, как их показывают в фильмах и мультипликации. Я вспоминаю эти образы и понимаю... Что ничего не закончится хорошо. Что любовь — лишь горечь и тьма. Как сказала Козетта:
«Те дни, когда наши сердца могли говорить друг с другом... Никогда не вернутся».
Да, ничего не вернётся. Ничего не будет. Счастье — лишь сладкий самообман, мираж, фантом. Способ сбежать от реальности. Вот только... Зачем тогда вообще жить? Если жить иллюзиями?
А ещё. Мне понравилась одна из фраз той, что называла себя Козеттой: «Я совершенное творение красоты». Да. Именно так они и думают. Именно так они мнят о себе... Рассуждая о любви. Лживо воспевая её в уродливо-прекрасных стихах. По-паучьему заманивая в липкие сети неопытных мух...
Воистину. Чтобы познать настоящее одиночество — надо по-настоящему полюбить.
P. S. Шедевр. 95 баллов по 100 бальной шкале. 5 баллов снял за излишнюю скомканность финала.