Оскар ищет


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мисс Марпл» > Оскар ищет друга
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Оскар ищет друга

Статья написана 29 апреля 2011 г. 14:44

Йон Айвиде Линдквист, «Впусти меня»

Книга начинается с обложки и форзаца. Мой экземпляр нашумевшего романа Линдквиста принадлежал раньше другому человеку, и на форзаце я обнаружила дарственную надпись — папа девочки поздравляет её с праздником весны. Как минимум очень странный выбор.

Зима не просто близко, роман насквозь пропитан зябкой атмосферой слякоти, физической и моральной. Нет, «Впусти меня» не написан всеми оттенками черного. Скорее, доминирующий цвет тут — темно-серый, цвет скандинавских сумерек, цвет обшарпанных подъездов, цвет истрепанных пальто, цвет безысходности и безнадежности.

Формально главный герой — мальчик по имени Оскар, которого все шпыняют в школе, чьи родители развелись, отец имеет проблемы с алкоголем, а любящая мама порою бывает слишком занята зарабатыванием денег, чтобы действительно глубоко вникнуть в проблемы сына. И вот он встречает странную девочку, недавно переехавшую в пригород. Переехавшую примерно тогда же, когда вокруг начались жуткие убийства.

Линдквист разбавляет повествование несколькими побочными линиями сюжета, косвенно относящимися к истории Оскара и Эли. Мы увидим «отца» Эли, её раба, готового ради девочки на все, нескольких её жертв (то, что девочка — вампир, надеюсь, не спойлер?), местных алкоголиков, знакомого Оскара, и его мучителя из школы. Причем некоторые персонажи второго плана вызывают больше сопереживания, нежели главные герои.

Линдквист играет своим читателем, попеременно показывая ему охотника и жертв.  Поначалу испытываешь острое отвращение к Эли из-за того, как она разрушает чужие жизни, но постепенно девочка привлекает все больше и больше, так что мощная кульминация в квартире вампира бьет еще сильнее.

Кстати, идея с возрастом вампиров очень интересна. Я и раньше задумывалась о концепции нестарения вампиров, но не встречала такой подход в вампирских книгах. Обычно вампиры — существа вне времени, как, скажем, в книгах Райс или Холланда. Они древнее и опытнее любого человека, вечная жизнь дает им вечное развитие. У Линдквиста же Эли навсегда осталась двенадцатилетней. Да, её интеллект, несомненно, очень развит, но она все еще ребенок, она воспринимает мир, как ребенок.

Если характер Эли, в силу обстоятельств, сложен и её двоякий взгляд на мир объяснить несложно, Оскар, как мне кажется, получился чуть чуть неестественным. Он описывается с высоты опыта взрослого мужчины, поэтому некоторые психологические моменты, которые в книге Оскар может проанализировать, в жизни  тринадцатилетний мальчик, я думаю, понять бы не смог. Почувствовать — да, но не осознать.

Линдквист прикрывает вампирской историей самую настоящую социальную драму. Алкоголизм, подростковая преступность, семейные отношения в разрушенных серыми пригородами парах, детская проституция — классический джентльменский набор социально значимой книги на месте. с другой стороны, ни одна тема не упомянута вскользь и ни одна не разобрана достаточно глубоко, что создает ощущение того, что автор пытается рассказать обо всем и сразу, не рассказывая ни о чем по-настоящему. Эта проблема актуальна для многих дебютантов и, надо сказать, «Впусти меня» -далеко  не самый худший её образец. Правда, слишком уж в книге много натурализма, откровенных сцен, экскрементов. Мне показалось, что для достижения художественных целей Линдквиста большинство из этого не нужно, и излишние подробности только портят книгу, вызывая неприятный осадок.

Автор умудряется показать, что алкоголики, несмотря на свое опустившееся состояние, могут и понимать очень сложные вещи, и любить, и сопереживать, не впадая при этом в излишнюю сахарность в стиле «непонятые Отверженные». Он без прикрас препарирует проблему и остается достаточно объективным. В то же время Линдквист — не холодный и отстраненный аналитик, его теплое отношение к персонажам хотя бы чуть чуть разбавляет мрачную атмосферу романа.

Главное в книге — две души, нашедшие друг друга. Более точный перевод названия книги «Позволь правильному войти». Оскар же впустил в свою душу чудовище. Но так ли это? Если бы у него была способность убивать, не будучи наказанным, он бы ей воспользовался. Ради мести. А Эли убивает, чтобы жить. Или ответ Оскара — не взаправдашний, мальчик не может осознать, что смерть — настоящая? Впустил ли он на самом деле в душу, кого следует? А Эли? Ведь не только он, но и она тоже впустила его...

Финал мне лично показался натянутым. Вместо того, чтобы принять мир, Оскар бежит от него. В фантастическом романе это сделать можно, в реальной жизни — нет. Учитывая, что весь роман Линдквист тщательно прописывал именно реальную жизнь, такое закапывание голову в песок в конце выглядит несколько непрофессионально.

Итог:Нет, все же дарить такую книжку на восьмое марта по меньшей мере странно. Но, с другой стороны, несмотря на всю депрессивность, в книге есть любовь. Не слишком красивая, но выстраданная и правдоподобная. Может, как раз поэтому её и нужно дарить на такой праздник?

Моя оценка:7/10

Рекомендация: Достаточная





177
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 апреля 2011 г. 15:20

цитата Мисс Марпл

Финал мне лично показался натянутым. Вместо того, чтобы принять мир, Оскар бежит от него. В фантастическом романе это сделать можно, в реальной жизни — нет. Учитывая, что весь роман Линдквист тщательно прописывал именно реальную жизнь, такое закапывание голову в песок в конце выглядит несколько непрофессионально.

Пожалуй, да. Поверить в то, что маленький мальчик все бросает и бежит в поисках новой жизни тяжеловато.
С другой стороны, такой ход оправдан с точки зрения закольцованности: Оскар — будущий Хокан.
В целом книга произвела на меня гораздо более сильное впечатление, чем я ожидал. Безусловно тронуло.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 апреля 2011 г. 19:17

цитата valkov

С другой стороны, такой ход оправдан с точки зрения закольцованности: Оскар — будущий Хокан.

Но все равно смотрится неестественно.
Мне тоже в целом скорее понравилось, чем нет, и герои тронули, включая второстепенных, но определенных недостатков текста это не отменяет.


Ссылка на сообщение30 апреля 2011 г. 10:56
Прочитали все же.:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2011 г. 18:17
Да, добралась)
Кстати, практически исключительно благодаря вам.
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2011 г. 18:43

цитата Мисс Марпл

Кстати, практически исключительно благодаря вам.
8:-0 Ну я польщен.Может и до «Блаженны мертвые» благодаря мне доберетесь,но сначала сей книге не мешало бы добраться до меня.
Ох уж эта почта.
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2011 г. 18:50
Да, такая вот она, неопочторенная);-)
С удовольствием прислушаюсь к другим вашим рекомендациям.
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2011 г. 20:45
Ну можно попробовать «Голодные игры» Сюзан Коллинз.
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2011 г. 21:06
Я имею в виду, что в принципе, на любую тематику. Буду внимательно следить за анонсами)
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2011 г. 21:09
Кстати, а с Бэккером ты после первого тома так и закончила?
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2011 г. 21:10
Да. Денег, да и времени, если честно, жалко. Может, как-нибудь в библиотеке возьму, если будет настроение.


Ссылка на сообщение1 мая 2011 г. 15:07
Капитальная чернуха. Нечастый случай. когда я не дочитал книгу
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 мая 2011 г. 19:09
Бывает еще чернее. Не так часто, но бывает)


⇑ Наверх