Вот и прочитан Последний том цикла «Первый закон». Мои впечатления от книги очень противоречивы. С одной стороны это все тот же Аберкромби — стиль повествования (манера описания событий) все та же это чувствуется несмотря на смену переводчика.
Относительно сюжета. Повествование начинается там же где нас оставил 2 том — в Союзе, оказавшемся на перепутье вследствие произошедших ранее неприятных событий. В общем стандартная ситуация ни раз обыгранная в фэнтезийной и не только литературе. Вот тут-то мы и узнаем о людях стремящихся половить рыбку в мутной воде — перед нами предстает шайка старых ослов чинуш и аристократов, готовых перегрызть друг другу глотку лишь бы дорваться до вожделенной власти. При этом, как это всегда и бывает, о насущных проблемах страны никто не думает — беззаконие, произвол аристократии, волнения черни — в общем опять стандартный набор несчастий. В придачу появляется внешняя опасность — армия гурков вторгается в Срединные Земли сея смерть и разрушения. Проблемы на севере отходят на второй план перед этой, куда более страшной, угрозой…
Относительно персонажей. В столь тяжелой ситуации все маски спадают, старые герои, к определенному образу поведения которых мы привыкли за прошедшие 2 тома, действуют по-новому, порой очень неожиданно. Их судьбы складываются по-разному: Глокта продолжает свою обычную деятельность, Вест воюет (пожалуй больше со штабными крысами — неразлучной парочкой Поулдером и Кроем), Арди и Джезаль на перепутье... Развитие персонажей в 3 томе идет своеобразным и, порой, непредсказуемым образом. Джезаль — это уже далеко не тот раздолбай и пьяница, которого мы видим в 1 томе — а вполне серьезный, вызывающий интерес персонаж, не все произошедшие в 3 книге изменения с ним мне по душе, но определенное сочувствие он вызывает до конца тома. Волею судьбы или случая многие герои оказываются на новых местах, которым не всегда соответствуют их таланты. Более менее пристойно в новом качестве смотрится Глокта — все такой же расчетливый, обстоятельный, жестокий. Но вот его замечания в кавычках, радовавшие до этого своим остроумием (не знаю как бы получше высказаться, возможно скорее иронией) теперь надоедают — согласитесь, 3 том подряд взирать на одно и тоже неинтересно. Героев преследуют потери, разочарования, некоторые смогут пересилить себя и стать лучше, некоторые, наоборот, не выдержав испытаний покатятся по наклонной. В отличие от предыдущих книг герои много занимаются самокопанием, пытаются прийти к гармонии с миром и с собой — получится это или нет читатель увидит к концу книги.
Относительно идейного наполнения. Через всю трилогию красной нитью идет мысль о том, что люди лишь пешки в чужой игре (в свою очередь игроки сами являются куклами, за веревочки которых дергают еще более могущественные люди). Мысль о том, что все предопределено кем-то и пытаться что-либо изменить бесполезно (ярче всего это показано во взаимоотношениях Байяза и Джезаля; отчасти Глокты). Чаще, чем в предыдущих книгах подчеркивается что «никто не получает того, чего заслуживает» — по сути вся трилогия — иллюстрация этой идеи (правды жизни, если хотите). И, наконец, мне совершенно не понравилась главная идея всего тома (да и то как ее подают читателю, на мой взгляд слишком настойчиво) возможность/даже правильность идти к своей цели, не заботясь о жертвах, которые случатся по ходу ее достижения. Само собой, достижение великой цели предполагает громадные жертвы, но то как добиваются своего некоторые герои трилогии (которая скорее является цельным произведением — только очень большим по объему и воспринимается так же) меня сильно покоробило. Судьбы отдельных людей для них ничего не значат, некоторые из них совершенно беспринципны, способны пройти даже по головам своих ближайших соратников и никоим образом не переживают по поводу потерь/разрушений/смертей ознаменовавших достижение их, подчас, своекорыстных целей. Но жестокому миру «Первого закона» соответствуют жестокие люди, не так ли.
Если говорить о недостатках, то, помимо идейного наполнения, странными выглядят некоторые моменты повествования (долго готовившиеся выборы короля например). Автор уделяет много внимания схваткам между варварами, смакуя их с излишней подробностью, но совершенно обходит вниманием действия войск Союза (небольшие отрывки в стиле — эти пошли туда-то отколошматили тех-то и т. п). Иногда даже возникает желание пролистать пару страниц. Есть и самоповторы — что особенно удивительно для писателя уровня Аберкромби. Поэтому роман достаточно неровный — зрелищные сцены (например штурм и последующее разрушение Адуи — вспомним всем известный фильм и слова из него — «Ничто так не вдохновляет, чем мир лежащий в руинах») чередуются с откровенно скучными и не столь важными для сюжета. По трилогии вполне можно было снять интересный и небезыдейный боевик — может это когда-нибудь и произойдет?
Финал получился, на мой взгляд, слишком скомканным — вроде после значимых событий еще остаются аж 100 страниц, но из них полезны далеко не все, в придачу добавляются вопросы на которые уже не будет ответов. На многие старые вопросы ответы так и не получены, часть сюжетных линий обрывается в пустоту. Хотя некоторые линии достигли промежуточного финала, но ощущение незаконченности остается. Маленькая главка в конце, посвященная Логену, напоминает нам о начале первого тома, когда он остался один — израненный и вдали от друзей, к этому он, собственно и вернулся после всех своих злоключений. Неясно что будет с глобальным противостоянием Байяза и Кхалюля — с одной стороны трилогия выглядит как своеобразный отрывок из долгой истории их противостояния — начавшегося многие века назад и, видно, продолжившегося до скончания веков, но тогда неясно зачем выписывать таких великолепных, самодостаточных персонажей? если они все равно не более чем пешки в игре двух старцев?
Относительно перевода. Таких перлов я давно не видел — вот что значит поменять возницу на середине пути — тут нам и «тролли» вместо «бондов», и «длинный глаз» и много чего еще.
Итог: неоднозначный, противоречивый роман — с одной стороны интересный, пусть и не слишком оригинальный сюжет; повествование, наглядно демонстрирующее нам определенные идеи автора (прежде всего то, что «никто не получает того, чего заслуживает»); интересные персонажи, многие из которых прошли серьезную эволюцию с момента нашей встречи с ними в 1 томе. С другой — слабоватый, схематично проработанный мир; 3 том переворачивает все с ног на голову — и не всем понравится именно такой переворот; странная концовка, оставляющая ощущение недосказанности. В общем судите сам — что вам ближе. Прочитать книгу стоит однозначно тем, кто знаком с первыми томами. Но, по большому счету, можно попробовать прочесть и тем, кто впервые знакомится с этим писателем.
Ниже частично редактированный вариант первоначального отзыва (содержит некоторые спойлеры — самые злостные я убрал — изначальный вариант пестрел ими — видно потому, что я до сих пор под впечатлением от книги).
Выше вы читали переработанную версию, подготовленную для колонки «Рецензии» она менее эмоциональна и практически не содержит спойлеров.
Вчера поздно вечером наконец-то дочитал ожидаемую мной более года последнюю книгу цикла «Первый закон». Как же я ждал выхода этой книги, как надеялся на то, что она станет одной из лучших прочитанных мною книг (эти ожидания возникли на фоне великолепных первых 2 томов, а также благодаря сообщениям о том, что на Западе критики стали превозносить автора после 3 книги); я ожидал феерической развязки. А получил в итоге ничто иное как цирк и пляску с бубнами. По сравнению с первыми томами книга не кажется мне интересной.Ну обо все по порядку.
Повествование начинается там же где нас оставил 2 том — в Союзе, оказавшемся на перепутье вследствие убийства обоих наследников престола и короле, который слабо понимает на каком он свете. В общем стандартная ситуация ни раз обыгранная в фэнтезийной и не только литературе. Вот тут то мы и узнаем о людях стремящихся половить рыбку в мутной воде — перед нами предстает шайка старых ослов чинуш и аристократов, готовых перегрызть друг другу глотку лишь бы дорваться до вожделенной власти. При этом, как это всегда и бывает, о насущных проблемах страны никто не думает — беззаконие, произвол аристократии, волнения черни — в общем опять стандартный набор несчастий. Судьбы главных героев складываются по-разному, но в целом следуют намеченным ранее линиям: Глокта опять кого-то пытает (во исполнение планом архилектора конечно же), Вест воюет (пожалуй больше со штабными крысами — неразлучной парочкой Поулдером и Кроем), Арди пьет (пропащая особа), варвары, как обычно, в дерьме по уши; ах да — наш любимец Байяз (самый неприятный для меня персонаж) — опять плетет интриги, причем их примерных ход можно легко угадать; Джезаль на перепутье...
Вот в такой непростой, но набившей оскомину, обстановке и начинается 3 том. Я обрисовал только неприятное начало, во избежание раскрытия сюжета постараюсь воздержаться от подробностей. Обращусь лучше к героям книги.
Развитие персонажей в 3 томе идет своеобразным и, порой, непредсказуемым образом. Джезаль — это уже далеко не тот раздолбай и пьяница, которого мы видим в 1 томе — а вполне серьезный, вызывающий интерес персонаж, не все произошедшие в 3 книге изменения с ним мне по душе, но определенное сочувствие он вызывает до конца тома. Волею судьбы или случая многие геои оказываются на новых местах, которым не всегда соответствуют их таланты. Более менее пристойно в новом качестве смотрится Глокта — все такой же расчетливый, обстоятельный, жестокий. Но вот его замечания в кавычках, радовавшие до этого своим остроумием (не знаю как бы получше высказаться, возможно скорее иронией) теперь надоедают — согласитесь, 3 том подряд взирать на одно и тоже надоедает. Разочарования в героях на этом не кончаются — Глокта теряет своих ближайших прислужников — практиков Инея и Секутора — они оказываются предателями, что для меня очень обидно так как мне импонировали оба персонажа (особенно Секутор) — по мне автор слишком жестоко с ними обошелся, при этом пощадив таких мразей как, например, Гойл. С совершенно неприятной стороны показывается Джезаль (особенно неприятно читать о нем в последних главах романа). Темные стороны Логена меня мало заботят — он не относился к числу понравившихся мне героев. А вот случившееся в итоге с Вестом расстроило почти в той же степени, что и поведение Джезяля (ожидал от Луфара большей твердости). В общем можно долго писать как не понравились мне изменения в судьбе героев книги, но я опять раскрыл больше спойлеров, чем планировал по-началу. Заметим, что никаких мыслей о том что с ними станет я не строил ни до прочтения книги ни во время чтения. Я бы сказал изменения их судьбы меня шокировали, хоть ничего конкретного я и не ожидал. Я понимаю, что писатель хотел перевернуть все с ног на голову, но не настолько же!
Помимо судеб персонажей меня покоробили некоторые моменты самого романа — чего только стоит сцена «избрания» короля. Оно напоминает цирк и театр одного актера — Байяза. Вот нам подробно описываются приготовления основных игроков к сему занимательному действу, а потом резко все выворачивают на изнанку — опять вылезает Байяз и все портит. Многие события мне показались произошедшими спонтанно, нелогично. Например автор подробнейшим образом описывает схватки северных дикарей друг с другом, смакуя эту мерзостную кровавую мордобойню с излишней подробностью. При этом ни об одном сражении армии Союза он так и не сообщает — лишь небольшие отрывки в стиле — эти пошли туда-то отколошматили тех-то и т. п. Если писатель хотел вызвать сочувствие отвратительным звероподобным дикарям показав весь трагизм их схваток, потери и прочее — у него это не получилось — лично у меня кроме желания пролистать эти главы никаких чувств не возникло. Автор пестрит самоповторами — описание одной из пыток в точности соответствует пытке в начале 1 тома — может вдохновение пропало у г-на Аберкромби? Хотя по данной книге и получился бы интересный боевик — в достаточной мере зрелищный и не лишенный определенных идей (о них скажу ниже). Не могу спорить с тем что сцены разрушения Адуи, ее штурм очень красивы — вспомним всем известный фильм и слова из него — «Ничто так не вдохновляет, чем мир лежащий в руинах». Безусловно эти моменты были одними из самых красочный во всей книге.
Касаемо идейного наполнения. Через всю трилогию красной нитью идет мысль о том, что люди лишь пешки в чужой игре (в свою очередь игроки сами являются куклами, за веревочки которых дергают еще более могущественные люди). Мысль о том, что все предопределено кем-то и пытаться что-либо изменить бесполезно (ярче всего это показано во взаимоотношениях Байяза и Джезаля; отчасти Глокты). Одна идея проскальзывает из тома в том, причем в 3 томе мелькает слишком часто и к концу чтения это начинает надоедать — «никто не получает того, чего заслуживает» — эта идея набила мне оскомину уже к середине тома т. к. повторялась всегда в аналогичном контексте, что вновь напоминает нам о других самоповторах автора. И, наконец, мне совершенно не понравилась главная идея всего тома (да и то как ее подают читателю, на мой взгляд слишком навязчиво) возможность/даже правильность идти к своей цели, не заботясь о жертвах, которые случатся по ходу ее достижения. Само собой достижение великой цели предполагает громадные жертвы, но то как добивается своего Байяз меня сильно покоробило, судьбы отдельных людей для него ничего никогда не значили, он совершенно беспринципен, способен пройти даже по головам своих ближайших соратников и никоим образом не переживает по поводу потерь/разрушений/смертей ознаменовавших достижение его целей. Пугает и то как настойчиво автор толкает эту идею в массы.
Финал получился, на мой взгляд, слишком скомканным — вроде после значимых событий еще остаются аж 100 страниц, но из них полезны далеко не все, в придачу добавляются вопросы на которые уже не будет ответов. На многие старые вопросы ответы так и не получены, сюжетные линии (большинство) оборваны в пустоту. Хотя некоторые сюжетные линии достигли промежуточного финала, но ощущение незаконченности остается. Маленькая главка в конце, посвященная Логену и вовсе выглядит лишней — но может это задел на продолжение? Неясно что будет с глобальным противостоянием Байяза и Кхалюля — с одной стороны трилогия выглядит как своеобразный отрывок из долгой истории их противостояния — начавшегося многие века назад и, видно, продолжившегося до скончания веков, но тогда неясно зачем выписывать таких великолепных, самодостаточных персонажей? если они все-равно не более чем пешки в игре двух старцев?
Резюме: роман, не оправдавший ожиданий (сформированных благодаря великолепным первым двум книгам и положительными отзывами на Западе); не более чем интересное чтиво ни идущее ни в какое сравнение с предыдущими частями. Да, роман читается легко, достаточно динамичен, неплохие персонажи (по памяти от предыдущих книг — откуда читатели и узнали их как многогранных самодостаточных личностях) и интрига. НО в тоже время пример того как не надо переворачивать все с ног на голову. Образчик навязчивой проповеди сомнительных идей. Образец того как можно исковеркать и, по сути, свести на нет все достижения более ранних частей. Отрицательные стороны романа перевешивают положительные, в придачу он не выполнил своей главной цели — не дал внятной развязки (не смог красиво завершить начатое ранее), цикл обрывается в пустоту. И пару слов о переводе: таких перлов я давно не видел — вот что значит поменять возницу на середине пути — тут нам и «тролли» вместо «бондов», и «длинный глаз» и куча чего еще. В общем он существенно хуже перевода предыдущих частей (не отрицаю — читается легко — но учитывая сколько ждали выхода книги — можно было бы и покачественней перевод сделать)
Моя оценка 3, но за динамичный интересный сюжет и т. п. (плюсы можно отловить выше) можно натянуть до 5, ну и, наконец, за хорошую память о 2 предыдущих частях добавлю еще 2 балла. Итого моя оценка лишь 7 и то с большим натягом.