цитата
Фантаст победил психиатраКак из психиатра получается писатель? Почему фильм «Ночной дозор» не удался? Стоит ли переделывать фантастику в фэнтези? Зачем фантаст рекламирует компьютерные игры? И даже о том, что ни в коем случае нельзя смешивать квас с водкой, рассказал знаменитый писатель-фантаст Сергей Лукьяненко на творческих встречах с читателями, которые прошли в книжных магазинах «Плиний Старший» и «Лас Книгас» в прошлое воскресенье.
Лучший фантаст Европы
Автор культовых «Дозоров» вместе с десятком коллег по цеху приехал в Новосибирск на поезде «Москва-Владивосток», обозначен ным как «Литературный экспресс». Это первая широкомасштабная акция по пропаганде и продвижению современной отечественной литературы в российских регионах, организованная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. «Цель нашей акции – вернуть звание самой читающей страны в мире», – сказал Сергей Лукьяненко таким жизнеутверждающим тоном, что всем стало ясно: все предпосылки для этого в Новосибирске есть.
Хотя бы такая: на творческие встречи собрались вовсе не праздношатающиеся личности, которым некуда себя деть в выходной день. Участники общения с «Лучшим фантастом Европы» (это звание Сергею Лукьяненко было присвоено в 2003 году на конференции любителей фантастики в Финляндии) не просто его читают, но и прекрасно разбираются в его творчестве. Правда, так уж повелось: есть категория вопросов, которые задаются писателю всегда и везде, вне зависимости от времени, места и контингента. Наверное, так и должно быть, ведь есть вещи, которые хочется знать каждому читателю.
Понравился ли вам Новосибирск, каковы ваши творческие планы, довольны ли фильмом, как издать книгу начинающему фантасту… Сергей Васильевич устало дергал кадыком, но больше ничем не выдавал, что вынужден отвечать на один и тот же вопрос в пятьсот седьмой раз! Такая у него работа. Он – один из немногих российских авторов, кто может прожить литературным трудом. Говорит, что давно мог бы забросить писательство и жить на гонорары от переизданий, но писать ему по-прежнему интересно. Миллионные тиражи – результат его сверхпопулярности, которая зарабатывается еще и в процессе прямого общения с поклонниками. Взаимосвязь прямая: как сказала директор магазина Ольга Машкина, только в воскресенье «Плиний Старший» продал сто экземпляров лукьянинских книг.
Фантастические сны
Больше всего Сергею Лукьяненко понравился вопрос, снятся ли ему сюжеты будущих книг. Снятся, еще как!
– Ух ты, вот это да! – радуешься, едва проснулся. Чуть позже: ну, что-то в этом есть. А к концу дня уже думаешь, что сон – полная ерунда. Однажды мне приснилось, что я держу в руках бестселлер. Его написали три подростка, которые приехали в Москву из тундры, быстро научились сочинять и создали шедевр. Дай, думаю, пролистаю и возьму самые удачные повороты сюжета! И тут же, во сне, понимаю: в книге такая мешанина, вряд ли что-то полезное удастся для себя извлечь…
А вот интересно: он спал и видел себя фантастом? Да нет же, нет! Фантастами не рождаются. Фантастами становятся. Но чтобы стать фантастом, надо им родиться. И тогда: гони природу в дверь – она влетит в окно.
– Учился в меде, заняться было нечем, зубрить латынь неохота, погода гадкая. Была бы фантастическая книжка, почитал бы. И тогда написал сам. Показал рассказы приятелям, набрался наглости и отослал в толстые журналы. Далее понеслось быстро. Врачом-психиатром я проработал всего год.
– Влияет ли первая специальность на создание характера?
– Не более чем любая другая! Я пишу по большей части о здоровых людях.
– Но почему вы всегда пишите от лица мужчины?
– С женщинами постоянно возникают сложности. Героиня сует руку в карман за пачкой сигарет, но тут я вспоминаю, что женщина не должна этого делать. Тогда если не в карман, то в сумочку! Но тут я ловлю себя на том, что не знаю, чего в сумочке-то у них? Беру сумку жены, вытряхиваю из нее все: боже, чего только нет! Жена застает на месте преступления: «Ты чего это, а?» – «Да вот, пишу…»
Автограф-сессия – это ритуал
– Я за два часа сюда пришел – место поближе занять. Даже выспаться успел!
– Наверное, со складов притащили книжки, чтобы выставку сделать…
– Феерическая концентрация народу! Как в автобусе!
– Ой, неужели он автограф даст? Ой, правда? Тогда я… Тогда я куплю книгу! И даже знаю, какую! «Дневной дозор»!
– Да у него же «Осенние встречи» самая лучшая! Покупайте – не пожалеете!
Сергей Лукьяненко может гордиться своими читателями. Посудите сами: не успел гость поудобнее устроиться в кресле и оглядеть толпу народа, прижимающего к груди его книги, как резво вскочил белобрысый парень и с места в карьер заявил:
– У меня к вам четыре вопроса! Не собирается ли уважаемый Сергей Васильевич вернуть читателям Кея Дача? Участвует ли в создании альманаха «Фантастика»? А как относится к Александру Пушному, нашему земляку?
Тут народ загалдел, потому что творческая встреча стала превращаться в общение избранных, а задать вопрос рвался каждый. Но затмить ученика лицея номер 200 отличника Колю Ермакова не удалось никому. «Хотя я особо не фокусировался на этой встрече», – скромно потупился подготовленный мальчик.
– Кей Дач, как известно, не любил детей… На самом деле у меня есть идея книги, где Кея Дача можно вернуть. По сюжету один киллер получает задание убить бессмертного императора, которым Кей Дач и является. Начинается поединок между ними…
– Скажите пожалуйста! Какой пароль у хакера Падлы в «Фальшивых зеркалах»? Пожалуйста!
– Здесь женщины и дети – я не могу при них. На самом деле нет никакого пароля. Пароль такой сложный, что его не существует. Объявляется конкурс на пароль!
– Расскажите, как к вам приходит вдохновение!
– Без вдохновения нельзя начинать работу. Если его нет, значит, задумана неправильная книга. Но весь роман не может быть написан исключительно на вдохновении. Нельзя ждать музу – нужно заставлять себя работать, в этом и состоит профессионализм. Я 20 лет уже пишу – уже есть определенные ритуалы, выработался ритм, определенные образ работы. Сажусь за компьютер, наливаю большую чашку кофе, затем пью крепкий зеленый чай, ставлю музыку – такую, чтобы не отвлекала. Часто фоном идут у меня группы «Пикник» или «Алиса». А если нужно завестись, то ставлю питерский андеграунд «Зимовье зверей».Но реакция читателей непредсказуема. Есть у меня вымученная книга – из серии «Четверг, но не тот». Тяжело писалась. А отзывы были такие: «Чувствуется, на каком вдохновении это написано!» То есть для читателя незаметно, сама ли у писателя мысль бежит или он идет на работу как на каторгу.
– То есть получается: вам не дано предугадать…
– Как правило, писатель пишет одно, а читатель читает другое. Вот Конан Дойль – ненавидел «Шерлока Холмса», пытался уничтожить, бросал в водопад… Но у него ничего и не вышло: история сыщика так и осталась главной его книгой.
Когда Лукьяненко плачет…
Хотел того Сергей Лукьяненко или нет, а самыми его известными книгами стали «Дозоры». Однажды один литератор рассказывал широкой аудитории о московской премьере «Ночного дозора». На первом ряду, говорит, сидел весьма эмоциональный зритель. Сначала он хохотал, потом плакал, потом опять хохотал и бил себя по коленкам. «Мужчина! – осадила его строгая критикесса. – Видите себя прилично! Вы же мешаете!» – «Простите, – отвечает зритель сквозь смех, – но я… Лукьяненко!»
Так оно было или нет, но общепризнанным является факт, что фильм и книга – это небо и земля, а сам автор прямо отвечает, что кино получилось совсем не таким, каким ожидалось.
– В первом «Дозоре» режиссер прислушивался к моему мнению. Изменения произошли не от хорошей жизни. Вначале планировался сериал. Было отснято огромное количество материала – около шести часов. В силу финансовых причин пришлось ограничиться фильмом. Поэтому и стали сокращать. Полетели эпизоды и целые сюжетные линии. Все это превратилось в мешанину. Фильм далек от книги просто потому, что так случилось.
Совсем другая история произошла с фильмом «Озирис Нуна», снятым по книге, которую я написал в соавторстве с томским автором Юлием Буркиным. Все наши с ним крики «что выделаете, так нельзя!» не были услышаны. Аргумент у режиссера был один: «Вы ничего не понимаете в кино!» После чего фильм благополучно провалился.
Реклама как двигатель романа
Сергей Лукьяненко – редкий фантаст, которого читают не только поклонники этого жанра. Потому что он сочетает философскую глубину и динамизм. Но зачем в «Конкурентах» он пошел на поводу у рекламы? Зачем???
– Есть несколько видов проникновения бизнеса в литературу. Один из них – упоминание брендов. Это оплачивается дополнительно. Я никогда этим не занимался, но мне никто не верил. Бесполезно было объяснять, что когда герой открывает банку кофе, то этот кофе должен как-то называться, когда он садится в машину, то у машины есть марка! Все понимающе улыбались: ну-ну. Честно говоря, я разозлился. А когда создатель компьютерной игры попросил ее разрекламировать, при этом не требовал изменить сюжет, я согласился. Меня обвиняли в этом 20 лет, но только теперь появились основания.
– А было такое, чтобы вас попросили фантастику изменить на фэнтези?
– Это было в то время, когда на волне экономического упадка очень быстро возникали – и так же быстро лопались всевозможные типографии. У ребят, которые никакого отношения не имели к издательскому делу, вдруг появлялись тонны бумаги. И они начинали выпускать книги. Кто-то успевал разбогатеть на этом, кто-то нет. В общем, молодые малограмотные бизнесмены предложили мне, молодому наивному автору, превратить повесть «Лорд с планеты земля» из научной фантастики в фэнтези. Я глупо и наивно согласился. Я убрал из повести все фантастические атрибуты и отпечатал новый вариант в двух экземплярах. . Тогда я работал за таким своеобразным громоздким инструментом, который назывался печатная машинка. В одно место я отдал один экземпляр, в другое другой. Самое обидное, что они оба затерялись. Может быть, всплывут когда-нибудь.
– Какую свою книгу вы считаете самой удачной? Какая далась дороже других?
– Самые удачные – «Спектр», «Осенние визиты», «Холодные берега». Самые удачливые – «Дозоры». Самая тяжело давшаяся – «Конкуренты», которые получились хуже, чем должно было быть.
– Писатель Мельников, иронически упоминаемый в «Черновике» – это реальное лицо?
– Прежде всего это саркастический намек на самого себя.
– Как бы вы представились древнему греку, инопланетянину, Богу?
– Древнему греку я не стал бы говорить, что я сказитель, сочинитель. А представился бы врачевателем, доктором – так легче было б найти общие темы. Инопланетянину я бы так и представился: человек с планеты Земля. Ну а представляться Богу смысла нет: он и так все знает.
— Если братья Стругацкие – ваш ориентир в литературе, то скажите: трудно быть богом?
– Отвечу цитатой из Шварца: «Человеком быть всегда трудно». Человеком быть труднее, чем Богом.
Сергей Гаранин
цитата
Автор «Дозоров» встретился с читателямиНа вопрос: «Почему вы пишете именно в жанре фантастики?» он отвечает коротко: «Мне это нравится». Накануне наш город посетил известный писатель-фантаст, автор популярных экранизированных романов «Ночной дозор» и «Дневной дозор» Сергей Лукьяненко.
В эксклюзивном интервью нашей телекомпании Сергей Лукьяненко рассказал о том, какой он видит современную литературу, а также раскрыл секрет дальнейшей работы, отметив, что писать он планирует не только в жанре фэнтези.
Встречи с читателями у Сергея Лукьяненко, случаются довольно часто. Правда, в основном они проходят в Москве, а вот пообщаться с поклонниками из других городов – как говорит сам писатель, дело совсем иное. Здесь читатель более заинтересованный и отзывчивый. С новосибирской публикой Сергей Лукьяненко общается уже во второй раз. На встречу пришли как просто любители современной фантастики, так и те, кто увлекается непосредственно творчеством Лукьяненко, для того, чтобы из первых уст узнать о работе и планах писателя, и, конечно, получить заветный автограф. Специально ко встречам с читателями, как признается Лукьяненко, он не готовится. Говорит, что обычно вопросы задают традиционные. И, пожалуй, самый частый из них касается «Дозоров» – не собирается ли автор продолжить серию книг про Антона Городецкого? На этот вопрос Сергей Лукьяненко дал ответ положительный. Пятая книга будет, но правда на ней «дозорную тему» он планирует закрыть. Оставаться автором только этих книг Лукьяненко не хочет. И, более того, лучшими «Дозоры» он не считает.
Писать книги, по словам Сергея Лукьяненко, работа увлекательная. Ты – и автор, и первый читатель, и даже в какой-то мере вершитель судеб, пусть и вымышленных героев. Но задачи писателя этим не ограничиваются. Основное, что должна делать литература — это формировать сознание. Критики говорят — современная литература бесполезна и носит только развлекательный характер. Но с этой точкой зрения Лукьяненко не согласен. По крайней мере, в своих книгах он рассуждает о вечных темах — внутренней и внешней свободе человека.
Рабочий день Сергея Лукьяненко строится так же, как и у большинства людей. Он пишет каждый день с утра до вечера. А к вдохновению писатель относится скептически, считает, что если его всегда ждать – то можно и одной главы за всю жизнь не закончить.
Сейчас Лукьяненко пишет новый роман в непривычном для него жанре юмористического фэнтези. Но, как признается писатель, в последнее время ему захотелось экспериментов – например, попробовать себя в другом жанре. Правда ничего больше о новых задумках Сергей Лукьяненко не говорит. Лишь отметил, что когда такая книга появится — читатели обо всем узнают первыми.
Диана Сюткина, ТСМ
цитата
В Новосибирске Сергей Лукьяненко признался, что занимается плагиатом…Ведущие российские писатели отправились путешествовать по России. В «Литературном экспрессе» нашлось место и автору «Дозоров» Сергею Лукьяненко. Наши писатели — люди неприхотливые, путешествуют по городам и весям в обычных купе.
— Я вам честно скажу, — сказал мне Лукьяненко, — мы в поезде этом ни книг не пишем, ни безобразиями не занимаемся. Мы спим, потому что очень изматывают все эти встречи…
В книжном магазине «Плиний Старший», сидя возле стеллажей с собственными творениями, писатель начал разговор с фанатами со следующего:
— Я готов ответить на все ваши вопросы. Автору самого интересного я сделаю подарок.
Полсотни фанатов окружили кумира и осыпали его вопросами. Говорили, как и водится поклонникам фантастики, о будущем.
— Я вот все хочу написать сказку для своего сына, — рассуждал о своих планах писатель. — Меня и жена об этом несколько лет просит. Это как в том анекдоте: работает муж на заводе по производству кроватей, а у его ребенка и кровати-то нет. И говорит жена этому мужу, мол, принеси ты с завода своего детали да собери сыну кровать. Муж собирает-собирает, а в результате делает автомат… Так и у меня: сяду ребенку сказку писать, а получается опять фантастика.
— Сергей, а не снятся ли вам сюжеты ваших будущих книг? — задали писателю мы свой вопрос.
— Помню, мне приснился сон, что какие-то школьники из тундры написали гениальную фантастическую книжку. Как сейчас помню, я листаю эту книгу во сне и пытаюсь запомнить сюжет, чтобы затем его «сдернуть» в свои книги. Проснулся — думаю: вот это да! Прошел час — думаю: а может, и не так замечателен этот сюжет? Прошло еще два часа — впечатлений вообще никаких. Так что сюжет «Дозора» во снах я не подсмотрел — выдумал наяву.
— А будут ли экранизированы еще какие-нибудь ваши книги, кроме «Дозоров»?
— Да. Первый канал намерен снять фильм по моей книге «Лабиринт отражений», на Украине планируется выпустить детский фантастический фильм «Рыцари сорока островов». Кроме того, в планах снять мультфильм по рассказу «Мальчик и тьма».