Доказательство


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» > Доказательство "Теоремы"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Доказательство «Теоремы»

Статья написана 19 марта 2011 г. 23:13

Теорема (Teorema), 1968, Италия, 98 мин.

режисер: Пьер Паоло Пазолини

сценарий: Пьер Паоло Пазолини

в ролях: Сильвана Мангано, Теренс Стэмп, Массимо Джиротти, Анн Вяземски, Лаура Бетти, Андрес Хосе Крус Сублетт, Нинетто Даволи, Карло Де Мейо, Аделе Камбрия, Луиджи Барбини




Обычно в своих обзорах я пытаюсь познакомить читателей с фильмами, не слишком известными широкой киноаудитории. Но в этот раз речь пойдёт об одной из самых спорных и скандальных кинокартин 20 века. Каждый, кто интересуется мировым кинематографом хоть разок, хоть краем уха, но слышал о «Теореме» Пазолини, «самом загадочном фильме в истории». Понятное дело, что это не развлекательное кино, а «фестивальное» — манера киноизложения нетороплива, фильм полон аллегорий, цитат из Библии и Льва Толстого. Кинолента была отмечена критикой на Венецианском фестивале, затем объявлена «непристойной» — Пазолини был привлечён к суду, но оправдан. Со временем скандальность фильма ушла на второй план (да и  по сравнению  с некоторыми современными фильмами «Теорема» просто образец благочестия), теперь он входит в «золотой фонд» кинематографа. Бесспорное влияние «Теоремы» прослеживается во многих  фильмах самых разных жанров — от лёгкой комедии («Без гроша в Беверли Хиллз» Пола Мазурски, 1986 г.) до жёстких (куда более жёстких, чем сама «Теорема») и «трэшевых» версий («Крысятник» Франсуа Озона, 1998; «Посетитель Q» Такаси Миике, 2001).

Фильм начинается с небольшой вступления, стилизованного под документалистику, рассказывающего о том, как один капиталист отдал свой завод рабочим. Затем зритель знакомится с семейством миланского фабриканта (в роли фабриканта — суперзвезда итальянского кино Массимо Джиротти), беззвучные  кадры в тонах сепии символизируют бессмысленную и пустую жизнь членов семьи. Но ситуация меняется. Жизнерадостный почтальон Анджелино и впрямь как ангел приносит благую весть — телеграмму о приезде загадочного гостя. Роль Анджелино исполняет Нинетто Даволи, известный отечественному зрителю как кладоискатель Джузеппе в «Невероятных приключениях итальянцев в России».


Посетитель

С прибытием гостя — беззаботного голубоглазого красавца  (его играет известный английский актёр Теренс Стэмп) меняется весь окружающий мир — появляется цвет и звук. Мы не знаем ни имени гостя, ни причины его появления, в титрах он назван просто Посетителем. Обитатели дома настолько очарованы гостем, что полностью теряют над собой всякий контроль и последовательно отдаются ему — сначала служанка средних лет, затем сын хозяина, молодой художник; хозяйка дома (актриса Сильвана Мангано), хозяйская дочка (французская актриса русского происхождения Анна Вяземски) и, вероятно, сам фабрикант (момент сближения его с Посетителем остался за кадром). Признание Посетителю  в своих чувствах для каждого из героев оказывается мучительным и стыдливым, сам же  Посетитель не проявляет сексуальной инициативы и словно бы делает одолжение  партнёрам, жалеет их.


Режиссёрское мастерство Пазолини превратило Посетителя-Стэмпа  в настоящего небожителя (ангела? демона?), которому все земные проблемы кажутся мелкими. Посетитель раскрывает героям глаза и после его внезапного отъезда они понимают, что не могут жить по-старому, вся прежняя жизнь была бесцветна и бессмысленна. Но теперь все их недостатки раскрываются только ещё ярче: робкая Дочь погружается в кататонический ступор; Жена, испытывавшая нехватку любви, внимания, предаётся разврату; Сын, понимает, что совершенно бездарен как художник и пытается изобрести «новую технику письма», его циничный монолог о «творчестве» — один из самых сильных эпизодов фильма, звучит как обвинение в адрес «псевдоискусства»: «Нужно создать собственную школу, которую нельзя будет оценивать по старым меркам — никто не должен знать, что художник ничего не стоит, что это просто ненормальный... , с этими словами псевдохудожник создаёт псевдошедевры при помощи собственной мочи или с закрытыми глазами выливает на холст взятую наугад краску. Хозяин дома отдаёт свой завод рабочим и раздевшись догола уходит в пустыню. Такую же безжизненную как и его душа.


И только верующая служанка (Лаура Бетти — приз за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале) после общения с Посетителем становится святой, исцеляет, взлетает над родной деревней, а потом просит живой закопать её в землю. За весь фильм произносится (кто-то не поленился подсчитать) только 923 слова.

Благодаря музыке двух известных композиторов — Моцарта и Эннио Морриконе — у фильма прекрасный саундтрек. Отличная операторская работа, с использованием симметричных образов подчёркивает «математическую» красоту «Теоремы». Симметрия присутствует и в сюжете, некоторые сцены словно бы дублируются.

Многие вопросы в фильме остаются ез ответа, но ощущения недосказанности не возникает. Одна из подсказок (с точки зрения коммуниста Пазолини) звучит в начале фильма: представитель буржуазии, что бы он ни делал, всегда не прав...

Теорема Пазолини сформулирована. Нуждается ли она в  доказательстве? Возможно, доказательство у каждого своё?







720
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 марта 2011 г. 23:28
Ты меня заинтересовал :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2011 г. 00:08
Любопытная картина.


Ссылка на сообщение19 марта 2011 г. 23:42
У Пазолини должны присутствовать обнажённые женщины?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2011 г. 00:07
Немножко присутствуют, но Пазолини вообще-то работал по другому профилю. По мальчикам. 8:-0:-D
 


Ссылка на сообщение20 марта 2011 г. 00:23
Волосатые ноги на первом скриншоте как бэ намекают :-D
 


Ссылка на сообщение20 марта 2011 г. 06:46
На самом деле в этом фильме , в отличие от других фильмов Пазолини, всё относительно пристойно, а то я бы не стал на главной странице выкладывать отзыв (мы всё-таки подаём пример молодёжи ;-)). Есть несколько слегка пикантных моментов, но после того, как я посмотрел интерпретации сюжета «Теоремы» Такаси Миике и Франсуа Озона, я понял, что по сравнению с современным кино «Теорема» почти невинна.


Ссылка на сообщение20 марта 2011 г. 01:28
Неоднозначный фильм.:-)Спасибо за рецензию.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2011 г. 06:50
:-)
Да уж, весьма неоднозначный. Но впечатление производит.


Ссылка на сообщение20 марта 2011 г. 10:02
С большим интересом читаю твои рецензии. Спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2011 г. 10:17
Спасибо!


Ссылка на сообщение20 марта 2011 г. 14:52
Мы с товарищем после просмотра улыбнулись одержимости Пазолини, его верности определенным темам и... все, наверное. Но Теренс Стемп запоминается надолго. Видел его в «Не закладывай дьяволу свою голову» Феллини? Вот это блеск! Наверное, лучшая его роль.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2011 г. 15:10
Вот сейчас как раз и смотрю. ;-)
 


Ссылка на сообщение20 марта 2011 г. 15:34
Телепатия :-)
 


Ссылка на сообщение20 марта 2011 г. 15:38
Захотель посмотреть что-то хорошее по Эдгару По. Наткнулся на «Три шага в бреду» из трёх новелл. Вот третья новелла там как раз «Тоби Даммит» (так она называется) Феллини. По «Не закладывай дьяволу свою голову». А первые две — Роже Вадима и Луи Маля.
 


Ссылка на сообщение20 марта 2011 г. 15:43

цитата Вертер де Гёте

«Тоби Даммит» (так она называется) Феллини. По «Не закладывай дьяволу свою голову»
Ой, да, точно — я перепутал :-) Вот третья мне больше всего и понравилась. Хотя и остальные две очень хороши. Но этот психоз, этот накал страстей и внутренняя буря Даммита (dammit — damn it — черт подери!) — переплюнула их на раз. По силе воздействия уж точно.
Где-то встречал, что девочка с мячиком перекочевала к Феллини из какого-то фильма Марио Бавы (видел, но название хоть убей не помню... «Залив смерти»? «Кровавый барон»?..). Потом что-то подобное появится и в «Звонке», и в «Сайлен Хилле»... Классный образ.


⇑ Наверх