Итак, пишу ранее обещанный отзыв на 2 том Отблесков Этерны. Начну как обычно с внешнего оформления, а оно, как и следовало ожидать, на высоте. На лицевой стороне мы вновь видим Рокэ Алву — одного из главных героев книги. Кроме него изображен его предок Рамиро Алва, прозванный Предателем. Не забыто и одно из ключевых событий книги — восстание в Олларии — внизу видна толпа с факелами. На обратной стороне мы видим пегую кобылу и 2 зловещих всадников — источников почти всех мистических тайн и бед. На разворотах изображены наиболее значимые персонажи книги, сгруппированные по враждующим партиям/интересам/целям — на первой условно плохие, на втором «хорошие» герои.
2 том открывает своеобразные пролог «Талигойская баллада», повествующая о приходе к власти династии Олларов. Это произведение можно рассматривать и как отдельное — оно вполне самодостаточно для этого. Баллада позволяет по-другому посмотреть на события минувших дней — захват власти Франциском Олларом больше не кажется «недобрым» деянием (а ведь в 1 томе он позиционируется чуть ли не как конец света) — по сути смена династии спасла страну, все быстрее катящуюся в пропасть, освободила Талигойю от раковой опухоли в виде отжившей свое династии и власти выродившихся потомков древней «титулованной» аристократии — людей не понимающих, что их государство ради сохранения своей целостности должно измениться. Присутствует и любовная линия — причем она раскрыта на 2 примерах: формальной, вымученной любви Алана Окделла — представителя одного из 4 великих домов и любви Рамиро Алва — лишь недавно и по чистой случайности ставшего главой дома Ветра. В отличие от Окделла — он женился по любви и несмотря на низкое происхождение своей избранницы... ну и т. д. лучше прочтите сами — мне тяжеловато раскрыть должным образом эту тему... выводы касаемо того, что лучше — любовь Рамиро или «любовь» Алана очевиден. Само предательство показано таким образом, что предательством вовсе не является — Рамиро вызывает куда большее сочувствие, чем кучка спесивых идиотов, неспособных здраво оценить ситуацию и думающих лишь о своей «чести» (которую, впрочем, давно потеряли), а не о судьбе родной страны. Алва, хоть и ничем не обязан презирающим его представителям «старой» аристократии, делает все от него зависящее, чтобы спасти хотя бы столицу (а впоследствии, возможно, и всю страну) от власти узурпатора Франциска. Из «положительных» персонажей интерес вызывает лишь Эпинэ — жаль ему уделено немного внимания и, как это ни странно, Алан Окделл — хотя он и полон сомнений, однако в глубине души согласен с Алвой касательно способов спасения отечества. Но судьба распорядилась иначе... Итог — смена власти... и мир уже не станет прежним...
Талигойская баллада важна для понимания многих ключевых событий истории Талигойи (Талига) и даже больше — всей Кэртианы, да и сама по себе представляет занимательное чтиво. Кроме того в ней поднимаются проблемы верности, долга, патриотизма.
Пора перейти и к самому роману. Т. к. Отблески Этерны задумывались как трилогия — то и 2 том должен был стать мостиком между грозными событиями 1 и развязкой 3 томов. Следовательно, повествование должно было «просесть» — писательница, могла бы (но к счастью этого не сделала) заполнить его ничего не значащими скучными событиями «в ожидании чуда» (т. е. развязки). Но ничего этого здесь вы не увидите — «От войны до войны», прекрасно справляясь с основной задачей — заполнить ожидание, является достаточно динамичным романом, в котором прекрасно уживаются многоходовые интриги и элементы мистики, а персонажи (за искл. некоторых) не застопорились в своем развитии.
Король умер, да здравствует король — а если попробовать переиначить — война закончилась — да будет новая! Война явная завершилась, а внутренняя борьба только начинает обороты: партия, желающая восстановления старых порядков, не сумев этого сделать руками соседних государств решает развались (либо ослабить) страну изнутри. Итогом злодейских действий становится бунт черни, бессмысленный и беспощадный. К счастью повинные в нем открыли свою истинную рожу физиономию и понесли, или еще понесут заслуженное наказание. В романе отсутствуют сцены битв, зато он полон менее зрелищных, но не менее интересных событий и это не только вышеуказанный бунт, блестяще подавленный Рокэ Алвой (он как был супергероем, так им и остался... — это уже изрядно надоедает).
Ричард Окделл как валенком был так им и остался — его бессмысленные метания продолжаются — он, с одной стороны все более проникается симпатией к Алве (не в прямом смысле конечно), с другой ему продолжают дурить голову кансилльер и ему подобные. В итоге Дик решается на подлый и бесчестный поступок — отравить своего благодетеля — это вершина его «развития» в романе. Ну а алва на своем коне — он еще и к яду не восприимчив
Все чаще упоминается виконт Валмон — в 3 романе он выйдет на еще более значимые позиции. Не обделены вниманием и братья Савиньяки. Не были забыты и «добряки» — подлость кансилльера не знает пределов, Ариго, к счастю, сами себя обхитрили... Семейка Арамона постепенно занимает все больше внимания читателя — с ней связана как добрая половина «чертовщины», отпущенной книге, так и участие (не непосредственное конечно) Луизы Арамона — вдовы печально известного капитана Лаик в волнениях в столице — от ее лица идет значительная часть повествования об этом трагическом событии. На ее примере показано желание человека сохранить, даже пожертвовав собой, жизнь и здоровье своих близких. Что немаловажно — в 3 томе ей уделят еще больше внимания. Развитие этого персонажа и постепенный его выход на значимые (пусть и не первые) роли демонстрирует умение писательницы удивить читателя — ведь вряд ли кто-то предполагал что провинциальная тетка приобретет большое значение для книги.
В. Камша показывает и жизнь провинциалов — конкретно семейки Окделлов. Перед нами предстает драма Айрис — младшей сестры Дикона — вынужденной заживо гнить со своей шизонутой матушкой — давно и бесповоротно свихнувшейся Мирабеллой и ее подкаблучниками. Айрис как нераспустившийся цветок, раскрыться, показать себя во всей красе она сможет лишь вдали от дома. Ее можно назвать «единственным мужчиной» в семейке Окделлов — лишь она решается открыто противостоять самодурству Мирабеллы, потом к ней присоединяется и Ричард (Дикон) но как-то вяло и скорее по необходимости.
Не обойдены вниманием и изгнанники Раканы, и Робер Эпинэ, прозябающий вместе с ними. Матильда все также «жгет» (наверное стоит употребить к ней это слово — хоть я и не любитель современных выражений), Альдо в плену мечтаний о скором возврате короны и все больше выглядит самовлюбленным дураком. Робер совсем запутался в любви к гоганни — однако особого развития по сравнению с 1 томом тут нет. Он занимается самокопанием и постепенно осознает, что на самом деле происходит с ним и Альдо. Подробно показаны «всякие хогберды» — прихлебатели Раканов в изгнании — шайка выродившихся придурков, причем сам Хогберд не так уж и глуп — и нашим и вашим может услужить, чего нельзя сказать об остальных наследничках...
Кардинал Сильвестр все также великолепен — самый любимый мной персонаж. В минус можно поставить только его неожиданную болезнь во время которой и происходит восстание — как-то нелогично все — писательница лишь мельком намекала на проблемы со здоровьем у его преосвященства — и как-то неожиданно они проявились. Подробно раскрыт образ еще одного духовного лица — Авнир — искренне верующий, чистый и светлый человек — прямая противоположность Квентина Дорака. Жаль он плохо кончит...
Новые сведения даются и о мире, в котором происходит действие, например подробно рассматривается система управления Талигом.
А теперь вспомним про святой город Агарис, названный мной Чертоградом в прошлом обзоре. Такое именование оправдывает себя полностью — львиная доля таинственных мистических событий происходит именно тут, да и крысы просто так не сбегают с насиженного места... другие животные тоже беспокоятся — чуют неладное. Хотя и во 2 томе эта линия раскрыта не сильно понятно и выглядит лишней — но без нее роман превратился бы в исторический.
Касаемо Олларианской ночи — бунта черни в религиозный праздник — сразу напрашивается параллель с Варфоломеевской ночью во Франции. Толпа обезумевшей, жаждущей крови толпы черни, людей, превратившихся в скот, вызывает омерзение — поэтому жесткое подавление беспорядков не вызывает неприязни. Описание сего события затянуто, то показано очень реалистично — поэтому недостаток этот относителен.
Резюме: достойное продолжение отличной книги, автор сумела избежать основных проблем, с которыми сталкиваются писатели во 2 томах трилогий. Недостатки, хоть и присутствуют, не портят общее впечатление от книги. Красивый язык повествования способствует быстрому прочтению книги, а желание получить ответы на новые вопросы и увидеть таки развязку побуждают к активному поиску 3 тома.
P. S. эх... теряю марку — на написание сего отзыва ушло 2,5 часа, хотя на написание предыдущих уходило не более 2 часов...