Жанр драма / криминал
Режиссёр Ник Кассаветис
Автор сценария Ник Кассаветис
В главных ролях Эмиль Хирш, Джастин Тимберлейк, Брюс Уиллис, Антон Ельчин, Шэрон Стоун, Бен Фостер
Кинокомпания Universal Pictures
Длительность 122 мин
Бюджет 42 млн $
Страна США
Год 2006
Иерархии, так или иначе, подчиняемся мы все. У нас у всех есть начальники, у кого-то и подчиненные. Такая иерархия далека от животного доминирования, во взрослом мире все принимает символический, условный характер. Но, чем теснее и неформальнее связи в социальной группе, тем сильнее заметна структура подчинения, та самая животная иерархия, как в стае волков. Всегда есть вожак — альфа-самец, доминантная особь. За ним идут бета-самцы — возможные соперники альфы, достаточно сильные, чтобы свергнуть своего лидера, лишь выжидающие случая. Последняя категория — омеги, низшая ступень пирамиды. У человека такие связи проявляются в группах, членство в которых принудительно, скажем, в подростковом возрасте, когда просто необходимо быть частью чего-то, принадлежать к некоторой социальной группе. Потерянные, не определившиеся в жизни подростки с легкостью сбиваются в стаю, неосознанно выстраивая пищевую цепь, пирамиду подчинения. И букв-ролей в такой группе гораздо больше трех.
Ник Кассаветис, как режиссер, известен прежде всего своей мелодрамой «Дневник памяти» («The Notebook», 2004) снискавшей любовь у многих романтичных личностей. Та красивая история любви несколько выбивается из его творчества и кардинально отличается от фильма «Альфа дог» («Alpha Dog»), вышедшего двумя годами позже.
Картина основана на реальных фактах. В основу сюжета легла история наркоторговца Джесси Джеймса Голливуда (который в фильме стал Джонни Трулавом) — самого молодого преступника, объявленного в розыск ФБР. Голливуд был пойман во время производства фильма, что немного задержало выход того на экраны — Кассаветис работал напрямую с материалами дела, и фильм, по мнению адвокатов, мог повлиять на решение присяжных. Присяжные были беспрестрастны, но Голливуду это никак не помогло, он был приговорен к высшей мере наказания — смертной казни. После просмотра фильма, ни один здравомыслящий человек не усомниться в справедливости этого приговора
Джонни Трулав (Эмиль Хирш) полностью доволен своей жизнью — у него есть все, что нужно. Девочки, машины, огромный дом — все это его. Он местный король, и пусть его подданные лишь глупые сверстники, Джонни это мало волнует. Он, с видом сытого льва, лениво наблюдает за бесконечными распутными вечеринками, в перерывах ведя нехитрые дела по продаже наркотиков, поставляемых его собственным отцом (Брюс Уиллис). В бизнес втянуто практически все окружение Джонни, и эта круговая порука во многом обеспечивает его положение. Есть несколько приближенных, которым даже дозволены шутки в адрес главы, но стоит показать вожаку силу и те подчинятся. Есть и изгой, объект издевок и унижений, стремящийся выслужиться. Идеальная структура с жесткими правилами и своими устоями, нарушить которые мало кто из ее участников осмелится.
Эмиль Хирш в образе Трулава (слева) и Д.Д. Голливуд (справа) |
Переломный момент наступает во время ссоры Джонни с одним из своих друзей, если здесь употребимо это слово. Джейк Мазурски (Бен Фостер) провалил сделку и теперь должен Джонни 1000 долларов. Ссора перерастает в драку, из которой Трулав выходит побежденным, и это все на глазах у всей остальной компании. Накаченный наркотиками Джейк нарушает правила и открыто не признает авторитета Джонни. Мазурски не останавливается на этом и вламывается ночью в дом Трулава, учиняя там погром. Прежде такого неповиновения не случалось, и Джонни страшно. Все могло бы ограничится битьем стекол друг друга и банальным мордобоем, если бы Трулав не встретил на дороге младшего брата Джейка. Растерянный Джонни, еще не имея никакого плана действий, пихает мальца в фургон и увозит с собой. Легкомысленный поступок Джонни ставит под угрозу свободу не только его, но и всей беспечной компании, которая видит в самом настоящем похищении человека очередную забаву. Обе стороны конфликта прячутся, боясь друг друга. Вожак-лев показывает свое настоящее шакалье лицо, а Мазурски лишь грозится расправой, но наркотический туман уже сошел и он тоже страшится последствий.
А сам же Зак (Антон Елчин), бежавший от через чур сильных материнских чувств своей родительницы (Шэрон Стоун), даже рад такому удачному стечению обстоятельств и от души веселится в окружении нежданных «друзей», присматривающих за заложником. Его глазами мы видим этот мир безудержных распутных вечеринок, на которых выпивка выплескивается через порог, а в комнатах на верху обязательно занимаются сексом. Для любого подростка именно это — «взрослая жизнь».
Заку (Елчин) вполне нравится положение заложника |
Фильм рассказывает о детях «поколения X», еще более потерянных, чем их отцы. Они видят лицемерие в своих родителях, одетых в костюмы по будням, а в вечер выходных устраивающие гулянки, давшие бы фору молодежи. Конечно, не у всех родители такие. Другие изводят детей своим вниманием, чрезмерной любовью и опекой. А третьим просто все равно. В отсутствии влияния семьи, подростка воспитывает общество ему подобных. Аморальность, вызывающее поведение и никакого самосознания — как можно упрекнуть в таком тех, кто ничего не слышал об этом, а если и слышал, то из уст того, кто и сам этим не обладает в должной мере? Фильм всеми путями, и напрямую, и косвенно, кричит — вся проблема в воспитании. И это не морализаторство. «Альфа дог» честен и правдив. Сценарий мог вы выйти из-под пера Брета Эллиса, родись тот на десяток-другой лет позже.
Актеры, молодых здесь большинство, подобраны отлично. Это довольно смело, отдать картину молодым дарованиям, если речь идет о серьезной драматической ленте. Молодеж не подвела — многие играют лучше взрослых коллег. Главный прорыв у Бена Фостера, Джейк Мазурски, думаю, его лучшая роль. Фостер достигает высочайшего уровня игры, его персонаж — психопат и наркоман, и Бен на экране просто разрывается от сумасшедшей энергии. Так вжиться в роль и передать этот безумный угар может только по-настоящему талантливый актер.
Джейк Мазурски (Фостер) |
Зак: в гостях у старшего брата |
Герой Тимберлейка мог бы все исправить, но трусость взяла свое |
Тимберлейк, который играет Фрэнки Болленбахера, одного из ближайших друзей Трулава, справился весьма достойно. Джастин здорово смотрится на экране, чем с лихвой компенсирует отсутствие настоящего профессионализма.
Елчин — ему все пророчили блистательную актерскую карьеру в свое время, также красиво вписался в роль заложника Зака, именно тот типаж.
Актерский состав действительно сильный, включая и роли второго плана, их герои это не кретины из комедий а-ля «Американский пирог», и не передвигающиеся куски мяса из молодежных ужастиков. Это живые люди, и таких мы видим каждый день — это наши друзья, или соседи, а может и дети.
Взрослых звезд двое — Уиллис и Стоун. Первый ничем особым не выделился, да и Стоун так и осталась бы незамеченной в этой картине, если не сцена с ней в самом конце. Загримированная до неузнаваемости — затекшая жиром тетка, с безумием во взгляде дает интервью, прерываясь то на смех, то на слезы. Узнать Шэрон просто сложно. Эта маленькая, но чрезвычайно эмоциональная сцена играет весьма значимую роль. Опустившаяся, потерявшая смысл к существованию и убитая горем мать произносит свой горький монолог. Не переставая при том улыбаться белоснежной голливудской улыбкой...
Сонни Трулав (Уиллис) и... |
...Оливия Мазурски (Стоун) |
«Альфа дог» является хорошим примером качестного мейнстрима. Молодая и яркая актерская группа, прекрасные съемки, напряженный сюжет. Да и мораль своя имеется. Практически идеальная картина. Один из лучших фильмов о «золотой молодежи», их жизни и ее порочной изнанке, взращенной лицемерием старшего поколения.

Моя оценка: 8/10