Флинн Эйфельхайм


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Флинн. Эйфельхайм
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Флинн. Эйфельхайм

Статья написана 27 февраля 2011 г. 12:27

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Эйфельхайм

Для начала анекдот:

Археологическая экспедиция проводит раскопки поселения Киевской Руси, раскапывая культурный слой одиннадцатого века. В результате месяца раскопок найден единственный предмет — кусок медной проволоки. Профессор пишет научную статью о том, что на Руси одиннадцатого века уже существовал проволочный телеграф. На следующий год экспедиция проводит раскопки поселения Киевской Руси, раскапывая культурный слой двенадцатого века. За месяц работы не найдено вообще ничего. Профессор пишет научную статью о том, что на Руси двенадцатого века на смену проволочному телеграфу пришел беспроволочный.

Действтительно, порой толстые тома учебников истории базируются на весьма скудных, разрозненных фактах, а исторические предположения не всегда удается проверить. Любая мелочь может стать зацепкой для историка, а уж куда заведет его фантазия и логика предсказать сложно.

Майкл Флинн — один из ведущих современных фантастов. Более того, он — один из немногих авторов, которые считают, что научная фантастика может базироваться не только на математике или физике, но и на гуманитарных науках, в том числе истории и социологии. Зацепившись за занятный исторический факт — заказ сельским священником из средневековой Германии большого мотка медной проволоки, Флинн создал масштабное произведение, в котором причудливым образом пытается соединить исторические и физические исследования, что у него и получается не без успеха.

В основу романа положено достаточно нестандартное предположение о том, что некие загадочные инопланетяне посетили Землю в средневековье. Их аппарат для перемещения в пространстве потерпел крушение и оказался в в середине 14 века в Шварцвальде, возле деревушки Оберхохвальд, позднее получившей название Эйфельхайм.

В романе две основных сюжетных линии. Одна из них описывает жизнь обитателей средневековой Германии и их попытки найти общий язык с инопланетянами — крэнками. Вторая рассказывает о супружеской паре двух ученых, занимающихся историей и физикой и их попытках объединить результаты своих исследований.

Начну с хорошего. Средневековая линия хороша. Нет, она просто прекрасна! Флинн с поразительным тщанием и мастерством реконструирует жизнь в средневековой Германии. Блестяще описаны тонкости взаимоотношений между жителями Оберхохвальда, мастерски выписаны их характеры. К середине романа чувствуешь себя так, будто прожил в селении не один год и прекрасно занешь, к кому можно сходить в гости, с кем легко поссориться, кто честен, а кто слегка жульничает. При этом автору прекрасно удается показать и трудности жизни в то время, и нехитрые развлечения и даже образ мыслей жителей средневековья, столь отличавшийся у представителей разных сословий, и столь далекий от нашего сегодняшнего образа мыслей.

Прекрасен образ священника Дитриха, подлинного философа и гуманиста, человека сильных чувств и сильной веры. Не менее удачен образ монаха Иоахима. А уж герр Манфред и вовсе выглядит образцовым господином и при этом вполне живым человеком. Порой поведение части жителей деревни кажется даже слишком уж положительным, впрочем, в другом случае роман выглядел бы совсем по-другому. Ведь прояви жители Оберхохвальда чуть больше ксенофобии, столь естественной в подобных условиях, и перед нами была бы история короткой и трагической схватки жителей двух миров. Нечто подобное в залихватской манере описал в свое время Пол Андерсон в «Крестовом походе в небеса». Флинн же сумел создать гораздо более сложное произведение о взаимодействии с нечеловеческим разумом.

Инопланетяне-крэнки, описанные автором с не меньше тщательностью и обладающие не меньшей индивидуальностью, чем жители деревни, не похожи на людей не только внешне. Даже их образ жизни и образ мыслей далек от человеческого. Вместе с тем, даже у столь странных существ удается найти вполне человеческие качества и, самое главное — душу, которая дает им возможность гневаться и радоваться, страдать и наслаждаться, отдавать всего себя товарищам или цепляться любой ценой за власть. Образ крэнка Ганса получился убедительным и, я бы сказал, человечным, несмотря на всю его нечеловеческую сущность. В своем романе Флинн поднимает очень непростые вопросы веры, разума, познания, власти, справедливости. Автор убедительно показывает, что во многом превзойдя своих далеких предков, мы и многое утеряли из их достояния.

При этом, несмотря на всю глубину произведения, оно не производит впечатления перегруженного информацией и читается достаточно легко для читателя обладающего опеределенными знаниями по истории и философии. Во-первых, произведение очень динамично. В самой деревушке и в окружающем ее мире постоянно что-то происходит и эти события постоянно держат читателя в напряжении. Во-вторых, роман, точнее его средневековая часть просто очень хорошо написаны. Хороший язык, удачное соединение средневековых и современных выражений, сноски в необходимых местах — все это дает возможность легко усвоить весьма непростой текст. В-третьих, многие моменты приковывают внимание читателя. Сложные отношения между Дитрихом и его приемной дочерью Терезией, определенное противостояние Дитриха и Иоахима, большая трагедия герра Манфреда и маленькая, но от этого не менее трагичная история мельника — все это цепляет. Просто невозможно не сопереживать героям, тем более зная о нависающей над ними беде. Особенно мощно написаны финальные сцены средневековой части романа и отчаянная борьба с чумой, обрушившейся на деревню

И если бы автор ограничился только средневековой частью произведения, роман безусловно заслуживал бы высшего балла. Увы, сорвременная линия намного слабее. Попытка показать работу историка, распутывающего сложную загадку прошлого заслуживает внимания, но исполнение получилось не самым убедительным, особенно описание ключевого вывода Тома. Соединение исторических и физических проблем — интересная находка автора, хотя в ряде случаев историко-физические параллели кажутся мне несколько натянутыми. Однако, главная беда современной части в том, что на фоне средневековой линии образы наших современников оказываются невзрачными, их характеры — слабыми, а проблемы во взаимоотношениях — мелочными. Кульминация средневековой линии и всего романа оказывается смазана и дальнейшие объяснения исторической загадки уже не производят того впечатления на читателей. В итоге современной линии я не могу поставить выше семерки.

Тем не менее, общая оценка романа высока. Перед нами — умная научная фантастика, дающая достаточно пищи и для ума и для души, заставляющая думать и чувствовать, спорить с автором и восхищаться его героями. Вместе с тем, «Эйфельхайм» — еще и увлекательное произведение. Рекомендую его всем, кто не боится читать сложные, нестандартные тексты.





515
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 12:50
Пример рецензии, заставляющей задуматься о приобретении книги:-)
спасибо за интересный отзыв
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 12:54
Смело рекомендую. Очень достойный роман


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 13:27
Сам хотел рецензировать эту книгу, но текучка заела. А книга очень хороша! :cool!: Я голосовал за неё в финальной части «Книги года». Жаль, что безуспешно... :-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 13:58
Я тоже голосовал за нее.
Хотя Ротфусс тоже неплох.
А корнцовку Флинн слегка подзапорол.
Не в курсе ли вы, планируют ли у нас еще что-то его издавать?
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 20:03
Понятия не имею. Насколько я понимаю, его романы очень разного качества. Этот однозначно лучше всех. А первый его роман В стране слепых за последние 15 лет переиздавали несколько раз, в 2009 году даже в стоках попадался...
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 20:24

цитата cat_ruadh

А первый его роман В стране слепых за последние 15 лет переиздавали несколько раз, в 2009 году даже в стоках попадался

Я его в стоке и купил. Остался очень доволен покупкой.

цитата cat_ruadh

его романы очень разного качества.

Пока все, что я читал у Флинна, мне нравилось.


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 15:21
Сходные впечатления от «исторической» и «современной» частей(?)
Я, правда, всё не читал. Ограничился начальными главами
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 15:47

цитата Blackbird22

Ограничился начальными главами

А что так? Поначалу историческая часть может показаться несколько скучноватой, но ближе к концовке совсем хороша.
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 15:52
Читал в магазине. А чтобы покупать — не настолько оно интересно.


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 17:14
А сравнить со «Спином» его можно? В свое время меня просто наизнанку вывернуло от него. Ужас, а не роман... К серии после этого безмерно предвзят.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 18:30
Мне как раз «Спин» понравился. Если надумаете еще раз продолжить знакомство с серией — попробуйте сборник Чана. Если и он не пойдет — видимо, можно смело считать, что это — не ваша литература


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 17:18
Спасибо за рецензию. Прочел роман с наслаждением. Жаль, что у нас так мало Флинна издается — «В стане слепых...,« «Люцифер» в соавторстве, и этот.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 18:28
«Эйфельхайм» мне понравился больше, чем «В стране слепых». А что такое «Люцифер? В нашей библио его нет
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2011 г. 16:35
Ошибся. Это роман Нивена/Пурнелла.
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2011 г. 17:08
Тогда знаю. Видел его под названием «Молот Люцифера», но не рискнул купить
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2011 г. 19:30
А я что говорил? А так со всем согласен, даже нечего возразить. Единственное не очень он сложный, так самую малость.
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2011 г. 19:39

цитата alexsei111

А я что говорил?
:beer:


Ссылка на сообщение28 февраля 2011 г. 18:03
Согласно данной рецензии, а также многим другим отзывам, эта книга явно достойна прочтения. Листал её в магазине, мне показалось, она перегружена натуралистичными сценами. Не много ли там этого?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2011 г. 19:38
Тоже не люблю излишнего натурализма. Но здесь мне глаз ничего не резало. Да, есть очень тяжелые сцены, например, когда пытаются оперировать умирающих от чумы, но они вполне обоснованы сюжетом.
Все же рискну посоветовать вам прочесть эту книгу
 


Ссылка на сообщение1 марта 2011 г. 11:47
Спасибо. Наверное, так и сделаю.


Ссылка на сообщение28 февраля 2011 г. 18:37
совсем не в тему, но не смогла промолчать :-)))
Читаю первый абзац отзыва, где анекдот. Зависаю на пять минут на тему: КАК можно сначала раскопать культурный слой 11 века, а потом только 12?! :-)))
зубрение археологии даром не проходит, гы)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2011 г. 19:40
А это были разные поселения;-)
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2011 г. 21:03
да, я только потом поняла)


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 19:06
Мне роман показался скучным. Дочитал до середины и бросил.
Очень уж раздут.
Не пошло. :-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 марта 2011 г. 10:33
Возможно, наши вкусы не совпадают


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 06:55
Возможно.
И не сказать, что я одни боевики читаю.
Сразу после этого взялся за «Свет в окошке» Логинова — и с удовольствием прочитал.
Там тоже местами сюжет провисал, но читать было ИНТЕРЕСНО. А Эйфельхайм. что-то не пошел — скучно 8:-0


Ссылка на сообщение16 июля 2012 г. 00:33

цитата kerigma

КАК можно сначала раскопать культурный слой 11 века, а потом только 12?!


Копать снизу. В науку нет легких путей.


⇑ Наверх