Гложет меня совесть, что на дворе середина февраля, а литературные итоги года так и не подведены.
Многие мои друзья-коллеги давно уже намекали (особенно активно PetrOFF и Pickman), что пора бы уж, наконец... А я все отнекивался, откладывал подведение итогов. Лень, друзья, проклятая лень, одолела меня. Блаженное ничегонеделание. Но, вот наступил момент... Не могу больше молчать, как говаривал классик русской литературы... Итак, литературные итоги 2010:
Лучший русский роман-2010:
Александр Нежный «Там, где престол сатаны»
Роман не получил ни одной премии, даже не попал ни в какие шорт и лонг листы (если я ошибаюсь — поправьте). По-моему, на роман Нежного даже не было ни одной внятной рецензии. Лишь темные слухи ходили вокруг «Престола» — дескать, вызвал роман неодобрение в неких высоких околоцерковных сферах.
Но оставим политику политиканам. Нежный написал Большой Русский Роман — большой не только по объему (1400 стр.). Роман со сложной композицией (время действия -практически весь ХХ век, вплоть до 1989 года), огромным количеством действующих лиц, как вымышленных, так и имеющих реальные прототипы — журналисты, иерархи церкви, рядовые священники, сексоты, сотрудники органов (среди которых встречается даже будущий премьер-министр — неприметный сотрудник наружки, ожидающий вожделенной командировки в пока еще существующую ГДР), кооператоры, простые совграждане всех видов и мастей... Роман со сложной композицией, одновременно реалистический и фантастический, сатирический и с элементами детектива, традиционный и постмодернистский, христианский и антиклерикальный... Роман, полный литературной игры и аллюзий (от «Краткой повести об Антихристе» Владимира Соловьева до булгаковского «Мастера»), иногда бросающихся в глаза, а иногда лишь интуитивно угадываемых.
Это очень сильный жесткий текст, ничуть не похожий на наводнившие книжный рынок современные православные романы, про которые можно лишь повторить слова еще одного русского классика — «ожившее лампадное масло заговорило».
Прекрасное стильное оформление, отличная бумага, качественная печать — редкий случай в современной издательской практике, когда форма соответствует содержанию.
Вообще, 2010-й порадовал интересными и сильными русскими романами:
Алексей Евдокимов «Слава Богу, не убили»
Виктор Пелевин «t»
отменная стильная «Метель» В. Сорокина
Дмитрий Быков «Остромов или Ученик чародея»
— вот «большая пятерка» русского романа 2010.
Лучший нон-фикшн 2010.
2010-й год вполне можно назвать «годом барона Унгерна»
Появилось сразу две отменных биографии «черного барона»
-вышло новое издание (расширенное почти в 2 раза по сравнению с изданием 1993 г.) «Самодержца пустыни» Л. Юзефовича
— абсолютно новая книга историка С. Кузьмина «История барона Унгерна: опыт реконструкции» (товарищество научных изданий КМК 2010) — 660 страниц энциклопедического формата.
Обе биографии Унгерна написаны подробно и обстоятельно, здесь рассказывается не только история главного героя, но и история времени, прекрасно передается топография среды. Добавлю еще, что две биографии Унгерна написаны с двух противоположных позиций: для Юзефовича — барон настоящие исчадие ада, позиция С. Кузьмина представляется мне гораздо более сбалансированной.
Еще из лучшего нон-фикшна 2010:
Ж.-Л. Тьерио «Маргарет Тэтчер»
Сборник «Д. Андреев: pro et contra» (издательство РХГУ)
книги серии Международный полярный год издательства Паулсен:
— В. Волович «Полярные дневники участника секретных полярных экспедиций 1949-1955 гг».
— И. Зотиков «Зимние солдаты»
-С. Ларьков, Ф. Романенко "«Враги народа» за полярным кругом»
В следующем выпуске — еще немного нон-фикшна и весьма неутешительные итоги по изданиям зарубежной прозы.