http://www.fantlab.ru/images/editions/big/7639" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>
На самом деле я не особо люблю творчество Дина Кунца после середины девяностых годов, потому что в сравнении с его более ранними работами вроде «Незнакомцев», «Фантомов» или «Зимней Луны» эти книги выглядят более легковесными и не такими интригующими. Но вот после длительного перерыва я все же остановил свой выбор на «Странном Томасе», а не стал перечитывать в очередной раз один из хорошо знакомых романов – решил дать автору еще один шанс, да и все-таки получше узнать Кунца двухтысячных. Как оказалось, не зря.
«Странный Томас», конечно, не самая лучшая книга писателя, но и не так плоха, если сравнить с «Тик-таком», что я вовсе с трудом смог дочитать. Роман ближе к современному городскому фэнтези «аля Гарри Дрезден», чем к чистой мистике. Действие разворачивается в небольшом калифорнийском городке Пико-Мунди, что находится в пустынной местности. Именно здесь живет Одд Томас, Странный Томас, двадцатилетний парень, который способен видеть призраки умерших людей. Действительно странный человек, даже не столько из-за своих способностей, сколь по характеру. Ну, вот кто еще в его возрасте полностью удовлетворен работой в маленькой забегаловке и размышляет перебраться в продажу автомобильных шин? Кроме призраков встречаются еще и другие выходцы с другого мира – бодэчи, что крутятся возле мест, где должно произойти несчастье, и людей, которым суждено погибнуть. Они-то и обратили внимание Томаса на одного из посетителей кафе, где работал главный герой. Затевается что-то ужасное, Томас берется за расследование. Тут еще добавляются странные сновидения о погибших людях, а времени, как потом выясняется, очень-очень мало, надо спешить, торопиться…
Сама детективная линия не особо впечатлила. Выполнена вроде бы и хорошо, но вот чуточку изысканности не помешало бы, потому что расследования, как такового, почти не наблюдается. Главный герой просто разъезжает по городу на машине вместе со своей девушкой, а весь успех по большей части объясняется лишь случайностью. Но пара интересных поворотов в сюжете есть, этого не отнять. Очень понравилась атмосфера книги, настрой, — вот это сильная сторона «Странного Томаса». Романтичный, легкий, грустный, и в то же время с верой в будущее и капелькой оптимизма. Печальный. Над финалом даже взгрустнул – тронуло.
Кроме самого Томаса есть и еще несколько интересных героев. Во-первых, это, конечно, его девушка Сторми Ллевеллин. Тоже не совсем обычный человек в плане характера. Во-вторых, шестипалый толстяк-сочинитель_детективов. Парочку его цитат-рассуждений о литературе взял на вооружение, при случае теперь буду пользоваться. Среди призраков замечен Элвис Пресли. И, конечно, золотистый ретривер (не призрак) тоже мелькнет на страницах.
8 из 10
* * *
http://www.fantlab.ru/images/editions/big/9907" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>
Действие «Казино Смерти» происходит спустя несколько месяцев после предыдущей книги. Томас, разбитый и подавленный после произошедших трагических событий первой книги, взял отпуск и отгородился от мира. Но когда к нему приходит домой призрак доктор Уилбур Джессап, отца одного из самых близких друзей Томаса Дэнни, главный герой не может отказать ему в помощи. Доктор убит, Дэнни похищен, и вот Томас пускается в погоню за похитителями, что проведет его через подземелье ливневых стоков под пустыней в заброшенный шестнадцатиэтажный отель «Паламит».
По сравнению со «Странным Томасом» в этот раз у Дина Кунца что-то не совсем сложилось с книгой. Хуже. Проще. Сама идея вроде бы и неплоха: столкнуть лицом к лицу две противоположности. Томаса, добрейшего души человека, кто действительно обладает сверхъестественными способностями, и Датуру, воплощение зла и порока, кто сыплет оккультными терминами, знает всю подноготную черных сборищ, но при этом может только мечтать о встрече с потусторонним. Признаться, поначалу я это не совсем понял и даже немного грешил на Кунца, что он не сыграл на загадочности Датуры и не подставил под сомнение ее возможности к колдовству или еще каким силам. (Тут, кстати, надо издателей пожурить за то, что раскрыли ее личность в аннотации, хотя открыто этот персонаж появляется лишь примерно к середине книги.) А вот большая часть остального – посредственно.
Во-первых, очень не понравилось то, что в этот раз автор почти не вводит в историю призраков и другие мистические явления; то, что способности Томаса не получили своего развития. Нет ничего нового их призрачной жизни. С грустью вспоминаешь сцену с темной комнатой и бодэчами в халупе одного из героев прошлого романа. Во-вторых, сюжет слишком прямолинеен и пересказывается в нескольких словах: убили соседа, похитили его сына, главный герой побежал, долго преследовал, болтал с преступниками, а потом, как это принято, всех обезвредил. Конец. Ни одного увлекательного поворота в истории, а вот самокопания Томаса и не имеющих никакого значения размышлений, наоборот – гораздо больше, чем это нужно было бы.
«Казино смерти», как и по большей части «Странный Томас», выплывает на атмосфере, ощущениях, духе. Так как почти все действие за малым исключением происходит в замкнутых пространствах, то отсюда – гнетущее чувство клаустрофобии, подавленность, желание вырваться на свободу… Темнота, вспышки молний за разбитыми окнами «Паламита», мрачные своды подземных тоннелей… Вот это – хорошо. Временами вспоминается романы о Мунлайт-бей, что-то есть похожее.
6 из 10