заваленная цветами могила Набокова |
На мой взгляд, самые уморительные работы выдают ученые, критики и другие солидные мужи, поскольку чаще именно они (перефразируя Ницше) «читают с закрытыми глазами».
Из всего множества «уморительных работ» для начала я выбрал две из них, обе довольно известные:
рецензия Ж.-П. Сартра «Владимир Набоков. Отчаяние» (1939)
статья Л.И. Сараскиной «Набоков, который бранится» (1993)
Отступление:
Еще Лабрюйер заметил, что ученый должен быть немного «lèche-bottes» (подхалимом), то есть, даже критикуя кого-то, он должен сделать ему несколько уважительных па, льстиво помянуть классиков и т.п. Ну, со времен Лабрюйера ситуация не сильно изменилась. Поэтому отмечу, что Л.И. Сараскина – выдающийся ученый и исследователь творчества Достоевского, и если одна ее статья показалось мне немного смешной (еще раз: «уморительно» не всегда значит «плохо»), ну что ж поделать. К сожалению, аналогичных па не могу проделать в адрес Сартра. Средний писатель, вторичный философ, а уж в том аспекте, который мне сейчас особенно интересен – литературный критик – он уж точно «уморителен». Вся эта его ангажированность, невнимательность, все эти постоянные повторы о том, что литература и, особенно, роман умирают и вот-вот умрут (но Сартр умер первым) – моментально надоедают и особенно тем, что Сартр часто забывает о предмете разговора
Ж.-П. Сартр «Владимир Набоков. Отчаяние»:
Сартр с книжками |
«В результате получился курьезный труд – роман самокритика и самокритика романа… Что ж, прекрасно – но что мы получаем в итоге? Во-первых, чувство неудовлетворенности» – ну, конечно, «идеи» Сартр не нашел, и «позитива» не нашел, сильно огорчился. «Где же роман? Собственный яд разъел его».
Ну и выводом Сартр просто уморил: «корней» у Набокова нет, он «жертва войны и эмиграции», «оторванность от почвы у Набокова, как и у Германа Карловича, абсолютна», и ни к какому «обществу» они не принадлежат – ну, в общем, в конце Сартр сопоставил героя и автора и обоих бедняжек пожалел.
Один из самых «укорененных» в современности романов Набокова, один из самых «практических» романов, но Сартр ничего из этого не увидел. Набоков, пародируя Достоевского, одновременно вступает в эстетическую полемику с его «наследием», с современной ему «Парижской школой» (Адамович, Иванов, Оцуп и др.), с популярностью Достоевского в «совдепии» и т.п. А сам Сартр, фактически, перефразирует обвинителей Набокова (из той же «парижской ноты») – о его оторванности, о его несчастной «не принадлежности» к обществу и т.п. «Великий экзистенциалист» так и не пошел дальше первого уровня – пародии, не увидел, как Набоков анализирует «плохого» художника, художника-пошляка, как раз все недостатки художника, чье творчество «укоренено» в обществе.
Ну и Сартр порадовал меня истинным перлом: «Боюсь, что Набоков, как и его персонаж, прочел слишком много». Философ, писатель, литературный критик обвиняет человека в том, что тот слишком много читал. Еще бы добавил: «Жизни он [Набоков] не нюхал», и вообще было бы славно.
P.S.
Коли жив буду, в следующий раз продолжение (в том числе и тематическое) – статья Л.И. Сараскиной «Набоков, который бранится» (1993).
To be continued... ?