Признаться честно, в свое время взялся за «Анклавы» по одной простой причине — очень понравилось название. Что-то в нем чувствуется масштабное, мощное и главенствующее. В общем, так или иначе, именно название цикла заставило меня купить первые три романа в одной книге, но тогда я даже не подозревал какие разные и сильные эмоции принесет мне знакомство с творчеством Вадима Панова.
Сейчас, заглядывая в недалекое прошлое, я даже не могу толком сказать, что же собственно так захватило меня с начала чтения цикла. Пожалуй в нем от начала и до конца есть все составляющие добротной литературы. Это интереснейший и ураганный сюжет, ни на минуту не дающий отвлечься на протяжении всего цикла. Это огромный, фантастический, и в то же время такой реальный мир будущего. И, разумеется, это потрясающие, живые персонажи, которые просто не могут оставить равнодушным. Причем обилие этих персонажей на квадратный метр пленки...то есть бумаги, не оставляет сомнений, что любимчика вы себе все же выберете. Возможно из ряда плюсов выбиватеся стиль автора. Да, Панов не Эко, не Симмонс, и не Пушкин. Зато читается легко и в сон совсем не клонит, а некоторые цитаты героев можно просто в камне высекать.
Начинается все вроде довольно просто. Есть Анклавы. Да, государства позволили корпорациям стать сильнее их самих в экономическом плане, и появилилсь такие островки независимости во многих странах, управляемые корпорациями и называемые анклавами, со своими законами и жизнью. Есть много героев, и все невероятно разноплановые. Пожалуй почти во всем цикле каждый герой представляет отдельную, интереснейшую личность. У каждого героя своя судьба и каждый идет своим путем. Но рано или поздно оказывается втянут, иногда и против воли, в игру, которую ведут высшие мира сего. Постепенно вся простота сюжета исчезает когда становится виден масштаб событий. Причем иной раз не спеваешь за ними следить, потому как сюжет писатель задает быстрее некуда.
В отдельности от цикла романы читать практически невозможно. Финал каждого романа является трамплином для начала следующего. Исключение пожалуй составляет только «Костры на алтарях», который начинается от лица незивестных ранее героев. Но постепенно он вгрызается в основной сюжет всего цикла и последующего его события сильно влияют на финал. Каждый из романов построен почти по одинаковому принципу — все линии героев постепенно сходятся и в финале наступает нечто вроде крещендо! Причем весь цикл построен также и от его крещендо (цикла) просто захватывает дух. Вообще схема напомнила фильм «Карты, деньги два ствола»; в конце каждой книги так и хотелось воскликнуть: «На надо же! Они встретились!»...И встречи эти редко заканчиваются в барах с пивом. Скорее в трущобах с береттами.
Герои все просто на заглядение. Редко когда читая разные линии героев доводится с одинаковой радостью встречать каждого из них. В «Анклавах» кто бы ни появлялся на страницах на губах моих всегда появлялась радостная улыбка. Хватает всех; и подонков, и благородных рыцарей, и дураков. Надо отдать Панову должное — среди его егроев есть фактически выходцы фактически из всех слоев общества, что дает право читателю очень даже помечтать. Кто не хотел когда-нибудь владеть и управлять судьбами мира во главе какой-нибудь корпорации? Или быть сверхсекретным и неуловимым шпионом, способным на любые трюки? Или крутым, лучшим в мире хакером? В общем тут как в яндексе — найдется все! Берут герои своими самыми разными качествами. Кауфман, своей холодностью и умением держать все под контролем, Мишенька — невозмутимостью и способностью вести переговоры. Чайка — простотой, добротой и гениальностью. Какой начальник не хотел бы видеть в своих заместителях такого иполнительного помощника как Слоновски? Олово мил, и в то же время не знает жалости, а Грязнов буквально заставляет проникаться к нему симпатией. Ну а такие хлопцы как Бобры — вообще отрада всего цикла. Пожалуй именно они и стали для меня главными любимчиками.
Несмотря на сверхскоростной сюжет и великолепно прописанных героев, автор успевает глубоко затронуть и обдумать множество серьезных вопросов. Один из них — это просто напросто описанное Пановым будущее. Если задуматься, то нам светит именно это. Пусть без анклавов, но человечеству вполне возможно грозит промышленный и энергетический тупик. Сколько прошло лет, а дальше Луны мы так и не улетели. Население планеты растет на дрожжах, а планета все же не резиновая. В итоге нас может ожидать абсолютно такая же свистопляска, что творится в анклавах в книге «Хаосовершество», только головы народ будет отрывать друг другу не за «синдин», а за бензин, спиртное и хлеб. Все это печально и заставляет грустить. И все же Панов тонко намекает — красота и любовь спасет мир. И ему хочется верить.
Итог: бесподобная в своем роде вещь. Сильный и проникновенный цикл. Пожалуй навскидку назвать подобное «Анклавам» ничего и не могу. Но если судить по замыслу в голову приходят «Хранители» Алана Мура и «Падение Гипериона» Дэна Симмонса, там было все настолько же масштабно и ужасно. Я совсем не завистливый человек, но сейчас завидую черной завистью людям, кто еще только ознакомится с «Анклавами».
Браво, Вадим! Благодаря Вам фантастика стала невообразимо богаче!