Лучшие книги Выпуск


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Наш выбор!» > Лучшие книги. Выпуск #5.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лучшие книги. Выпуск #5.

Статья написана 3 ноября 2010 г. 11:17
Размещена:

  

Переводные рекомендации

  1. Пол Андерсон «Три сердца и три льва»


Русскоязычные рекомендации

  1. Алексей Константинович Толстой «Упырь»


Переводные рекомендации



[name]

Пол Андерсон «Три сердца и три льва»


Аннотация издательства: Пол Андерсон — один из самых популярных фантастов во всем читающем мире. Семь раз он становился лауреатом престижнейшей премии «Хьюго» и трижды — «Небьюлы». В каком бы он жанре ни работал — от космической оперы до исторических хроник — все его произведения завоевывали неизменную любовь читателей. В этот том вошли три фэнтези-романа Пола Андерсона — знаменитая дилогия «Три сердца и три льва» и «Буря в летнюю ночь», считающаяся «визитной карточкой» писателя, и «Сломанный клинок», созданный на основе скандинавских мифов и принесший своему автору мировую известность.

Жанр: фэнтези.

Мнения экспертов:
Вертер де Гёте:
Одна из наиболее известных книг в жанре классического героического фэнтези. И хотя здесь нет такой детальной проработки волшебного мира, как, например, у Толкина, читается книга легко и увлекательно. С хорошим «поландерсоновским» юмором. Всё по законам жанра, на основе средневековых легенд о Короле Артуре и Роланде — Добро против Зла, Благородство против Подлости, Меч и Молитва против сил Тьмы, Порядок против Хаоса. Книга оказала огромное влияние на литературу фэнтези, в частности, на такого мастера, как Муркок и его концепцию о Вечном Воителе и борьбе Хаоса и Порядка.
Dark Andrew:
Томик Андерсона — долгожданное издание. Под одной обложкой (с «родной» иллюстрацией, что приятно вдвойне) вышли три классических фэнтезийных романа автора, каждый из которых хорош и сам по себе, но вместе они ещё лучше. «Три сердце и три льва» — это и предтеча попаданческой фэнтези, и основание, из которого Муркок вывел своё противостояние Хаоса и Закона, и просто хорошая история. Не слишком сложная, но увлекательная и запоминающаяся. «Буря в летнюю ночь» — уже сложнее, но игры с Шекспиром сами по себе вызывают у меня симпатию, а Андерсон, вдобавок написал красивый роман, совершенно заслуженно взявший в 1975 «Мифопоэтическую премию».
Но лучший текст сборника, конечно, «Сломанный меч». Уникальный роман, равного которому Андерсон так и не написал. Жёсткий, стилизованный под мифы и саги, и не зря, ведь его герои — это альвы, тролли и даже боги. История Скафлока, воспитанника эльфов, пробирает до глубины души. Для мифологического направления в фэнтези «Сломанный меч» — это та классика, которую должен прочитать любой уважающий себя читатель.
kkk72:
Серия «Шедевры фантастики» по праву может претендовать на звание лучшей на данный момент. Ее отличают хорошее оформление, неплохие переводы и, конечно же, удачные подборки произведений. Совсем недавно издательство «Эксмо» порадовало читателей томом романов классика американской фантастики и фэнтези Пола Андерсона. Старина Пол был чрезвычайно плодовит и разнообразен в своем творчестве, но одной из его любимых тем была скандинавская и кельтская мифология. Именно этому и посвящены три романа, представленные в новом сборнике. «Три сердца и три льва» в свое время было одним из первых произведений Пола Андерсона, изданных на русском языке. Увлекательная история рыцаря Хольгера, защищавшего родную Данию  и во времена Карла Великого, и во время второй мировой войны, поразила в свое время мое воображение и стала одной из тех книг, благодаря которым я и люблю фэнтези. Мрачный и жестокий, но берущий за душу «Сломаный меч» повествует о войне между скандинавами и англичанами, которая ведется и в реальном средневековье, и в параллельном мире легенд. «Буря в летнюю ночь» написана по мотивам произведений Шекспира и менее известна отечественному читателю. Ну а в целом сборник «Три сердца и три льва» весьма удачно раскрывает одну из важных сторон творчества Пола Андерсона.
Petro Gulak:
Никогда не был большим поклонником Пола Андерсона, и все же... Холодный инопланетный край «Царицы ветров и тьмы», Европа из «Детей морского царя», балансирующая на грани истории и мифа, а в особенности — мрачные северные пейзажи «Сломанного клинка»: они давно вошли в мою читательскую жизнь, в ней и остались.
Андерсон уверенно соединял самые разные жанры и традиции,каждый раз прекрасно зная, какого результата добивается. Комическое и героическое, начное и магическое переплетаются в «Трех сердцах...», мифическая древность и сила Белого Христа — в «Сломанном клинке» (хотя это и не главная тема романа), название «Буря в летнюю ночь» говорит само за себя. Ясность стиля, четкость задач, бурная фантазия, удерживаемая в рамках здравым смыслом — сегодня это может показаться несколько старомодным, но этого-то мне и не хватает в современной фантастике.







Русскоязычные рекомендации



[name]

Алексей Константинович Толстой «Упырь»


Аннотация издательства: Четыре фантастические повести графа А.К.Толстого заинтересуют читателя увлекательнейшими сюжетами и характерами, свойственными, скорее, не русской классической литературе, но западной, европейской прозе. Рассказы о маркизе, влюбленном в сербскую девушку из семьи вурдалаков, о русском дворянине, спасшем невесту из рук упырей, о красавице, попавшей на бал к умершему триста лет назад рыцарю, — удивительное сплетение мистики и романтики, вышедшее из-под пера русского классика.

Жанр: мистика, хоррор.

Мнения экспертов:
Вертер де Гёте:
Упыри да вурдалаки сотоварищи его © «Пикник»
Настоящий подарок для всех любителей готики — собрание в одном томе всех «страшных» произведений А. К. Толстого, великого русского писателя и одного из основателей отечественного «хоррора». Дьявольское сочетание по-настоящему страшных историй и безупречного вкуса русской классической литературы. Лучшее лекарство от страха. Применять в небольших дозах — по рассказу на сон грядущий. Лучше всего — осенней ночью, когда за окном тревожно стонет ветер, а полумрак комнаты допускает лишь свет настольной лампы, да заглядывающей в окно полной луны, удивительно похожей в окружении облаков на причудливый череп. Курс лечения — четыре произведения. Прогноз — чертовски благоприятный: больше бояться вы уже ничего не будете (зловещий смех за кадром).
ermolaev:
Фэнтези вовсе не является детищем XX века. Все началось с XVIII века, а в XIX-ом получило свое замечательное развитие, доказательством чего является это сборник Алексей Константиновича Толстого. Все четыре произведения этого сборника написаны рукой мастера, который не забалтывает тему, как это сейчас нередко происходит, а рисует ее очень выпуклыми мазками. Когда читаешь «Семью вурдалака» — видишь картинку происходящего.
   Все четыре произведения очень разные. «Упырь» — история вампиров-аристократов, начавшаяся в Италии, и продолженная в России. «Семья вурдалаков» — настоящий хоррор, история крестьянской семьи на Балканах. «Встреча через 300 лет» — путешествие во времени, то, что сейчас нередко называется словом «попаданцы». «Амена» — наиболее слабая из четырех, про вмешательство языческих богов в дела людские.
   Мы нередко думаем, что писатели, о которых нам говорили в школе, не стоят дополнительного прочтения, они бородатые классики, которых надо чтить, но любить их не за что. Но возьмите в руки этот сборник, прочтите его — и вы увидите, что Толстой классно пишет.  Из каждой его повести можно было бы сделать сделать по пять современных романов. Четыре повести — и сколько идей! Как здорово изложено! Стоит это прочесть хотя бы для того, чтобы убедиться, что вовсе не американцы придумали расхожие образы мистическо-фэнтезийной литературы.
   Дополнительно могу сказать, что эта книга отлично издана, это прекрасно оформленный покетбук в твердой обложке. Данную серию книг приятно взять в руки. Наконец-то издательство «Олма» издало что-то по-настоящему значительное. Спасибо ему за это.
Кел-кор:
Произведения Алексея Константиновича Толстого издавались не единожды: были и собрания сочинений, и отдельные томики избранных произведений, и множество раз появлялись творения автора в различных сборниках... Но довольно редко случалось так, что четыре мистические повести были помещены под одной обложкой. «Упырь» — как раз из таких книг.
Сборник открывает условная дилогия Толстого. Первое произведение, наряду с заглавной повестью, считается одной из вершин творчества автора. Думаю, не будет преувеличением сказать, что «Семья вурдалака» — один из самых впечатляющих «страшных» рассказов не только русской, но и мировой литературы. Вторая часть условной дилогии, «Встреча через триста лет», тоже по-своему хороша, но с предыдущим рассказом ей, конечно, не тягаться...
Особенно интересным выглядит на фоне других «Амена» — произведение, названное отрывком из незаконченного романа «Стебеловский». Сюжет построен на римской мифологии, и большая часть событий разворачивается в Древнем Риме в начале новой эры. Подводит итог сборнику повесть «Упырь» — еще одна вершина творчества автора. Руневский, главный герой, после череды захватывающих событий, совпадений всерьез задумывается, не упыри ли его знакомцы?..
Одним словом, — достойно! Сборник разнообразен и интересен, все произведения читаются легко и увлекательно.
Kons:
Сборник издательства Олма представляет собрание рассказов и повестей одного из наиболее ярких представителей русского хоррора Алексея Толстого. Творчество автора является неким связующим звеном между классическими европейскими ужасными историями и произведениями русских романтиков, которые во многом опирались на народное творчество или городские бытовые поверия. Толстой связывает воедино и то, и другое. Автор связвает истории о вампирах и славянских упырях в единую гремучую смесь, приправляя всё это вполне узнаваемыми ситуациями, которые добaвляют достоверности действия и заставляют читателя поверить в происходящее.
Одним из заглавных героев является Маркиз д'Юрфе, которому по жизни пришлось не раз столкнуться с таинственными детьми ночи. Толстой раскрывает нам историю распространения вапмиров по Европе и проникновение их в Российскую империю и, наверное, это один из первых авторов столь серьезно подошедший к столь специфическому историческому вопросу. Все произвeдения написаны в период 30-40-х годов позапрошлого века (до написания известного «Дракулы» ещё около полувека) и остаётся поражаться умению автора переработать материал и создать, пусть и широкими мазками, но картину этого явления в развитии. Именно поэтому Толстой столь интересен для любителей исторического жанра и желающими узнать больше о развитии жанра. Пускай и нельзя строго отнести его произведения к хоррору — это конечно же романтизм в мистическом его проявлении, но это одна из крупнейших фигур того времени, чьё творчество до сих пор интересно читателям.
Немногим из общего фона выбивается рассказ «Амена», однако, он полностью отвечает единой тематики — рассказам об упырях. Одним из критериев востребованности автора является то, что данные произведения подвергались неоднократным экранизациям, а значит постоянно будоражили воображение не только современников автора, но и людей, которые жили в гораздо более позднее время. Поэтому надеюсь, те, кто откроют для себя этого автора впервые, будут также взбудоражены.
Pickman:
Давным-давно, когда Химкинский лес не назывался еще Химкинским и рос себе припеваючи, а по российским дорогам ездили не «калины», а конные экипажи, в нашей стране уже писали страшные истории, от которых и по сей день можно словить не каких-то там мурашек, а полноценных гигантов-мурашищ. Сказанное в полной мере относится к «Семье вурдалака» Алексея Константиновича Толстого — новелле, финал которой украсил бы любой современный фильм ужасов, причем дополнений и сокращений не потребовалось бы (собственно, попытки экранизации предпринимались, но ручаться за них я не стал бы). И это несмотря на то, что в наше время подобные сцены стали общим местом и упрямо эксплуатируются кинематографом... При желании в «Семье вурдалака» можно разглядеть и корни «Салимова Удела», одного из знаковых романов Стивена Кинга. И хотя у меня нет сведений, что Стив так или иначе знаком с творчеством Толстого (в отличие, конечно же, от Брэма Стокера, влияние которого автор охотно признает), у каждой книги, как было известно еще древним римлянам, своя уникальная судьба — и кто знает, какими окольными путями мог проникнуть толстовский сюжет в кинговскую неспокойную голову. Как бы то ни было, за прошедшие годы повесть не утратила ни капли обаяния и по-прежнему исполнена суровой, не вполне уже романтической жути.
«Упырь» известен еще больше и стал, пожалуй, визитной карточкой Толстого. Вопреки названию, не оставляющему места для двусмысленностей, в этой повести привлекает уже не эффект ужаса (хотя старичок с цыкающим зубом – это, знаете ли, не шутки), а изящество образов и неоднозначность происходящего, более свойственная литературе последующих столетий, чем девятнадцатого. Разумеется, «тайны с разоблачением» были не редкостью уже в то время (вершиной традиции стали рассказы и романы Конан Дойла, но до появления первого из них оставалось полвека), однако лукавец Толстой поступает хитрее: ни мистическую, ни реалистическую трактовку загадочных событий «Упыря» нельзя считать окончательной, отчего повествование приобретает замечательную многомерность и глубину. А красота и фантасмагоричность текста (прежде всего эпизода на итальянской вилле) заставляют вспомнить и великую трагедию Гете, и прославленный роман Булгакова.
Также в сборник вошли два менее ярких, но все же приятных произведения, исполненных в духе романтизма — готическая «Встреча через триста лет», связанная с «Семьей вурдалака» общими героями, и фрагмент «Амена», в котором сталкиваются последние дни римского язычества и первые дни христианства.
zarya:
В моей жизни было всего две книги, сюжет которых, раньше, чем они были прочитаны, дошёл ко мне в виде путаных пересказов ночью, в палатках и у костров, во время школьных походов. «Мастер и Маргарита» — и «Упырь» Алексея Толстого. Тогда, в советское время, о вампирах и упырях ничего не знали и проведать о них можно было у классиков: Толстого и Пушкина.
   Удивительным человеком был Алексей Константинович. Ехиднейший сатирик и романтик, скептик и идеалист, предтеча мирового и российского абсурдизма, главнейший и талантливейший из создателей Козьмы Пруткова... и автор «Упыря», в котором вампирская тема трактуется в самом что ни на есть классическом ключе, свежезаимствованная из народных легенд, с серьёзностью иногда немного комичной, но иной раз и холодящей дуновением нешуточной жути. И может ли для писателя найтись комплимент выше, чем возвращение одолженного сюжета обратно в фольклор, в сбивчивые изустные пересказы, хотя бы и детские?









1277
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 11:25
Огромное спасибо экспертам за все их просто отличные отзывы.
А классиков нужно читать и перечитывать, на то они и классики...


Ссылка на сообщение4 ноября 2010 г. 04:42
Блин, с просонья прочитал: Алексей КонстантинОвич «Толстый Упырь»

Думал: 1) Кто такой Александр КонстантинОвич и за что ему такие лавры? 2) Что же такое ценное для Fantlab'a, сокрыто в романе с глупым названием «Толстый упырь»?
:-)))


Ссылка на сообщение11 ноября 2010 г. 12:34
Несомненно, «Упырь» — отличный ужастик. Хорошо пошел в детстве, кажется в сборнике «Антология ужасов».


Ссылка на сообщение29 ноября 2010 г. 20:46
Великий писатель и замечательное издание. Единственный автор, который мог состязаться с Гоголем в этом непростом жанре. Читать и перечитывать... но только когда дома никого нет.


⇑ Наверх