Тайны народа


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Kartusha» > Тайны народа Чудь
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Тайны народа Чудь

Статья написана 2 ноября 2010 г. 22:45

Очень часто мы не видим того великого прошлого, что лежит у нас под ногами.

Новая вера сокрушает старую и пытается стереть с лица земли, хотя все же иногда местами впитывает ее в себя.

Многие этносы исчезли безвозвратно, оставив крупицы своего блеска в отголосках древних легенд. Но природа хранит многое…

Путешествуя по реке Вишера в Пермском крае, можно увидеть Писаный камень. Вроде, камень, как камень… Ан, нет!

На вертикальной и гладкой труднодоступной скале люди конца каменного века нанесли темно-красной, смешанной с животным жиром краской рисунки, хорошо видимые с реки. Рисунки изображают лося, медведя, куницу, соболя, рыбу, человека. У основания скалы находилось жертвенное место. Здесь найдены кости жертвенных животных, кремневые орудия, обломки глиняной посуды. Народы, населяющие эти места, пользовались жертвенным местом на протяжении более четырех тысячелетий.

С первобытных времен люди селились в лесах, пещерах, вдоль бесконечного количества рек Прикамья. Богатый животный мир служил источником питания и поклонения.

Например, в местах стоянок были найдены кости громадных пещерных медведей. А уникальный Пермский звериный стиль говорит сам за себя.

Исколесив немало дорог и рек Пермского края, исследуя археологические, географические, этнографические и топонимические  материалы, меня порой привлекают тайны и загадки края, ответы на которые в полной мере не найдены.

Одной из таких загадок для меня явился таинственный народ Чудь. Стало любопытно, что же это такое на самом деле. Я попыталась разобраться в этом вопросе, а также сделать собственные выводы.

Чудь — собирательное название ряда финно-угорских племён и народов. Иногда так называют мифологический персонаж, близкий по значению к европейским Faery (встречается в фольклоре, в том числе и у коми и у саамов).

Названия северного Прикамья, думаю,  говорят сами за себя: Выльгорт, Шегультан, Камгорт, Вишера (а тут еще и древнее арийское звучание), Искор.

Расселение финно-угорских племен в древности преимущественно велось  в западном и северо-западном направлении. А присвоение нарицательного имени «чудь» — в обратном, с освоением  и завоеванием русскими земель в восточном направлении в 9 – 16 веках.

Чудью эти племена были названы за их непонятные языческие обычаи и ритуалы. Немало было сопротивления со стороны этих жителей. Они яро сражались за свои территории, а так же против насаждения христианства. Поэтому именно среди русских появилось множество легенд и сказаний про чудь, которую наделяли сверхъестественными  способностями и якобы творящую страшные обряды. Чудь обвиняли во  многих бедах, которые случались в те времена.

Сохранились многочисленные названия, связанные с этими народами, присвоенные русскими: Чудское озеро, Чудская гора, Чудо-Юдо и т.д.

Финно-угорские племена встречались на  обширной территории от Алтая до Архангельска.

В «Повести временных лет» (859 год), летописец сообщает, что «варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары — с полян, северян, вятичей, брали дань по серебряной монете и веверице (по белке с дыма)»; здесь существует различие между меря и чудью;

за 882 год, когда Олег «отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерян, весь и кривичей и пришёл к Смоленску и взял город»; здесь различие в том, что, в том числе, упоминается и весь;

в 1030 Ярослав I Мудрый предпринял поход на чудь, «и победил их, и поставил город Юрьев», здесь чудь вероятно — эсты.

Самым распространенным сюжетом историй про Чудь являлось самоубийство путем самозахоронения  (можно провести одну параллель: старообрядцы с 17 века  поступали так же, а в настоящее время – некоторые сектанты).

На самом деле, это связано с древними погребальными обычаями.

Чудь хоронила своих покойников в неглубоких грунтовых ямах рядами, так что коллективные могильники насчитывали десятки и сотни расположенных бок о бок трупоположений или трупосожжений. Бренные останки сородичей помещали не в гробы, а в опущенные прямо в ямы срубы, нередко с деревянными перекрытиями. Сюда же клали оружие покойного, его орудия труда, украшения. Не удивительно, что вследствие оседания почвы, естественных размывов и массовой распашки берегов рек и озер позднейшее население наталкивалось на совершенно чуждый им обряд захоронения. Остальное дополняла богатая народная фантазия. Отсюда исходят легенды о чуди, о провалившихся чудских деревнях и тому подобное.

В Прикамье  христианизация коми-пермяков прошла почти на столетие позже коми-зырян и, видимо, менее глубоко (15 – 17 век), поэтому в фольклоре наряду с новой версией самопогребения сохраняются варианты мифов, соотнесенные с дохристианской эпохой, когда коми народ якобы назывался чудью. Эпоха чуди структурирована, в ней прослеживаются разные этапы эпической истории, выраженные мифологической концепцией смены поколений. Первым признается чудской карликовый народ, живший в некие доисторические времена, когда мир имел другие пространственно-временные параметры. Время этого народа определяется двумя тысячами лет, по истечении которых Бог «меняет» народ, насылая потоп, губящий карликовую чудь.

По другой, более популярной, версии карликовая чудь хоронит себя в земле. На смену карликам приходит другое поколение людей, ассоциирующееся с богатырями. Чудские богатыри — это легендарные герои, основатели ряда коми-пермяцких селений и чудских каров — городищ, располагавшихся на высоких речных берегах. Наименования некоторых городищ-каров зафиксированы в местной топонимике, известны и населенные пункты, основанные некогда чудскими богатырями и названные, между прочим, их именами.

Наиболее известные из богатырей — это Пера, Кудым Ош, предания о которых составляют большие повествовательные циклы, сравнимые с эпическими. Наряду с ними в фольклорной прозе коми-пермяков «действуют» и другие, не менее сильные богатыри. С подвигами этих богатырей традиция связывает такие распространенные мотивы, как богатырское перебрасывание героями преданий друг другу палиц, топоров, огромных камней из кара в кар, скатывание бревен с высокого берега на нападающих врагов. Находки в земле крупных костей считались останками чудских богатырей.

Если посмотреть русские народные сказки (например, про Никиту Кожемяку и Змея Горыныча), там существует немало сходных сюжетов про богатырей, а все потому, что русские и чудь безусловно тесно взаимодействовали, не только воевали.

Предания повествуют о том, что когда пришел новый народ (предки современных людей) или же с наступлением христианской эры, чудины-богатыри заживо погребли себя в своих ямных жилищах. По другой версии богатыри обратились в камень. Некоторые из них после гибели покровительствуют населенным пунктам, ими основанным.

Близким по типу к образу богатырской чуди является образ чуди языческой, в некоторых фольклорных текстах коми-пермяков богатыри являются даже предводителями язычников, борющихся против христианизации. По преданиям городища чуди находились на холмах, которые в современной топонимике зафиксированы как чудские. Жилищами служили пещеры, чаще землянки или ямы, крыши которых держались на четырех столбах. Камской чуди часто приходилось воевать с «разбойниками», приплывавшими на больших лодках с верховьев, поэтому городища-кары были укреплены и соединялись друг с другом подземными ходами. На врагов чудские воины скатывали бревна с крутого берега, сбрасывали камни. Борьба против врагов нередко отождествляется с сопротивлением христианизации. Основным противником чуди в этом случае является Стефан Пермский, приплывающий к язычникам по реке на каменной глыбе. Он рубит священную березу в Перми, рушит истуканов (ср. в Усть-Выми). Языческая чудь также погребает себя в земле или уходит с уже христианской территории. Таким образом, представления о сменах поколений включены в общую эсхатологическую концепцию развития и энтропии мира.

Север Прикамья, наименее подверженный урбанизации, сохранил множество интересных исторических памятников.

Например, я видела Полю́дов камень или Полю́д — гора в Красновишерском районе Пермского края.

Высота горы равна 527 метров над уровнем моря. Гора является частью возвышенности Полюдов кряж.

С Полюдова камня очень хорошо видно Камень Ветлан и Помяненный камень.

Полюд.

Ветлан.

По одной из легенд Полюд — это имя могучего богатыря, некогда жившего на вишерской земле и обладавшего невероятной силой. Когда враг был побежден, Полюд ушел в каменную гору, где и спит до сих пор. Имя «Полюд», возможно, было связано со старым русским словом «полюдье» — ежегодный объезд подвластного населения для сборов дани. По другой коми-пермяцкой легенде богатырь Полюд сражался с богатырем Колчимом. Богатыри кидали в друг друга камни на протяжении многих лет, и Бог наказал обоих за это: превратил в скалу. Третья легенда: богатырь Полюд и Ветлан сражались за красну девицу Вишеру и погубили друг друга, а девица превратилась от горя в реку.

Много еще неразгаданных тайн лежит прямо перед нами, а многие уже канули в Лету. Изучение культуры древних этнических народов позволяет узнать много нового о нас самих, а порой даже и объяснить настоящее.





459
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 11:45

ЗдОрово! Очень познавательно, описатель, информативно и живо! Хорошая и удачная попытка проникнуть под полог тайны!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 12:21
Спасибо, рада, что понравилось! 8:-0


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 13:28
Саш, замечательно вышло!
Эх, тебе бы подучить английский — и на историка!!! Хоть вечерне-заочное что-то закончить. Твоё это...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 19:44
спасибо...:-)
ох, не рви мне душу.... было много шансов в прошлом, но на все ведь не разорваться....:-((( оставлю пока это в качестве хобби.......:-)))
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 20:57
Ну, хобби — это тоже хорошо. По крайней мере никакой принудиловки. :-)))
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 22:16
ну, иногда и на хобби нужна принудиловка! :-D:-D:-D;-)


⇑ Наверх