Пол Кронин
Знакомьтесь – Вернер Херцог
Rosebud Publishing, 2010
В самом начале этой книги Херцог уверяет, что он «не такой уж болтун», тем не менее смог наговорить автору Полу Кронину на 350 с лишним страниц, чего не всякий режиссер бы сумел. Здесь же эти 350 страниц читаются одновременно как Жюль Верн, Чехов, Гофман и Марк Твен, которых бы запихнули под одну обложку.
Что выручает Херцога-интервьюируемого, так это его режиссерская активная позиция. Путешествовавший по миру, самоучка Херцог не сидел в кабинете, ставил эксперименты над собой и над природой, усложнял жизнь себе и другим (хотя и отвергает это), не искал легких путей, постепенно накапливая огромный багаж как головокружительных историй, связанных преимущественно с кино, так и житейской и режиссерской мудрости. Причем, надо заметить, главы про более камерные картины читаются с не меньшим интересом, чем главы про «Фицкарральдо», «Агирре, гнев Божий», «Ла-Суфриер» и прочие фильмы Херцога, снимавшиеся порой в экстремальных условиях.
Херцог отличный рассказчик, не зря он в начале третей главы говорит: «Вообще-то, «просто» рассказать историю, как вы это называете, вполне достаточно». У него прекрасно получаются афоризмы (достаточно взглянуть на прилагающуюся Миннесотскую декларацию). Он, несмотря на то что в Германии уже не живет продолжительное время, да и свои фильмы снимает в основном за пределами родной страны, часто возвращается к истории Германии (много довольно любопытных страниц О Германии послевоенной). Ему никогда не снятся сны. Ему никогда не бывает скучно. Он утверждает, что его фильмы не принадлежат к искусству. У него нет цели в жизни. Он считает, что независимого кино вообще не бывает. Можно и дальше продолжать перечислять спорные утверждения режиссера, но это бы заняло как минимум полторы сотни страниц (чего там – вся книга практически и состоит из спорных утверждений).
Несомненным плюсом книги стал подход Кронина, при котором книгу можно читать, даже если не смотрел вообще ни одного фильма Вернера Херцога: все фильмы детально обсуждаются, пересказываются, разбираются. В минусы бы я отнес излишне эмоциональные комментарии.
Подвести итог можно цитатой почти по Херцогу: лучше читать книги о хороших режиссерах, чем смотреть фильмы плохих.