Quentin S Crisp
Этот роман, до того как Chomu Press его опубликовало, был отвергнут многими издательствами. Это можно понять: книга довольно странная, к тому же не самым лучшим образом написанная.
История, которая предстоит перед читателем, представляют собой записки одного молодого человека по имени Рамси Блейк. Он оканчивает университет, не знает куда податься до тех пор, пока его не приглашает на собеседование директор той школы, где учился Рамси. Директор проводит собеседование, где внушает будущему учителю, что он очень подходит на вакантное место: ведь Рамси сам выпускник этой школы. Так намыкавшийся студент начинает работать в школе, проводя уроки у младших классов. Там же он знакомится с девушкой Жаклин, вернее она почти что знакомит его на себе. При этом Рамси явно страдает психическими расстройствами: он боится людей, еле управляется со своей психикой, к тому же, как он говорит о себе: «I may have had sex, I had certainly never fucked anyone». Жизнь с Жаклин становится для него по-настоящему стрессовой. Параллельно он пишет заметки, где описывает историю своего одноклассника, которого дразнили one-ball. Это ругательство, однояйцовый, пошло от детской песенки:
«Rule Britannia!
Three monkeys up a stick.
One fell down and broke his dick.»
О своем однокласснике Харли Оуэне, о надругательствах над ним, о детской жестокости и всемирном заговоре Рамси вспоминает (и читает о нем досье, переданное директором), потому что в том классе, где он ведет уроки, появляется еще один one-ball Норман. Оба мальчика действительно с одним яичком: второе дети повреждают при несчастных случаях, так что его приходится удалять.
Вскоре Рамси находит связь между двумя случаями, которые разделяют года, замечает таинственное поведение директора школы и читает книгу с названием «Учись говорить «да»». Он многое понимает, но может понять одно: какое место отведено ему в этой истории?
Если нарратор не способен до последней минуты понять, какова же его роль в истории двух мальчиков с одним яичком, то читатель это понимает уже после трех десятков страниц. Это однако не ухудшает картину в целом: роман и без того написан очень неровно. Книга сильно перекошена, как лицо человека, которому что-то не нравится. Это, конечно, роман многоплановый по технике: воспоминания, воспоминания внутри воспоминаний, досье, фрагменты книги-самоучителя, — но кажется, фрагменты часто не на своем месте. Отдельные фрагменты (например, досье о Харли Оуэне) отлично бы смотрелись в виде рассказов, но среди нагромождения других фрагментов лучшие места теряют свой блеск. Убедительно описанная история детского насилия едва не сводится на нет малоубедительным объяснением о происхождении one-ball’ов.
У Криспа есть способности, безусловно, но если меня спросят, понравился ли роман, я только лишь пожму плечами.