«На войне есть друзья, есть враги... А тут все одинаковы.»
Война калечит людей по-разному, здоровых людей она после себя не оставляет. Вот и еще один фильм Балабанова о людях, прошеших войну и занявших свое место в мирной жизни. Кто-то осознано выбирал, кто-то в силу обстоятельств отдался течению жизни, не в состоянии ею руководить. Только жизнь эта извращенна, гротескна, цинична и местами иронична. В этой жизни можно запросто запихнуть неугодного человека в растопную печь, назвав его «плохим». А гротеск и цинизм жизни состоит в том, что этой печью после будут любоваться маленькие и еще безгрешные создания. Но для этого мира, все в порядке вещей, нет тут ничего удивительного или особенного — все дела и поступки являются обыденными и бытовыми. Каждый новый шаг вперед, каждое новое открытие ведет нас прямиком к смерти — нельзя жить полной жизнью в мире, где не ясно, кто тебе друг, а кто враг. Надев розовые очки и пустив жизнь на самотек, можно получить удар ножом в спину и если эта рана не прикончит тебя физически, то разочарование в жизни будет на столько сильно, что существовать в подобном мире станет невозможно. Порой, нужно брать жизнь в свои руки и не плыть по течению. Вот только возможно ли это в таком кафкианском мире?
13-й фильм Балабанова на всем своем своем протяжении пытается вдолбить простые истины, которые почему-то для нас давно перестали быть очевидными. Ведь мы сами виноваты в том, что жизнь является такой. Наши пороки, наша отрешенность от реального мира, боязнь заглянуть в глаза настоящей жизни, в горящую печь, в кочегарку реального мира и вечное укрывание в прохудившейся лачуге, приводят к дурным последствиям.
На Ночном показе помимо фильма «Кочегар», демонстрировались фильмы «Брат» и «Мне не больно», что и выявило недостатки данного фильма в сравнении с другим творчеством Балабанова по похожей тематике. Фильм «Кочегар» прост и односложен, он не является квинтэссенцией всех фильмов Балабанова в обычном понимании, если не считать описанные выше мысли лейтмотивом всех его произведений. С тем же успехом, можно говорить о том, что фильмы Тарковского — «Жертвоприношение» или «Ностальгия» являются своеобразным подведением итогов всего творчества. Скорее, режиссер выводит общую идею, объединяющую некоторые его фильмы, пытается выйти на новый уровень. К сожалению, выйти на более высокий уровень у Балабанова не получается. Фильм «Кочегар» стал самым слабым фильмом из трех, показанных на вечере по моему мнению, но это отнюдь не умоляет его достоинств или не говорит о том, что этот фильм можно проигнорировать. Фильм все же не является слабым или примитивным. Он прост, но не примитивен.
К слову сказать, такой тройной показ вскрыл еще один недостаток Балабанова, с моей точки зрения. В последних фильмах он становится вульгарен и норовит показать насилие и бытовую пошлость. В том же Брате ему удавалось обходиться без этого — они оставались за кадром, но подразумевались, зритель о них точно знал. Непосредственное демонстрирование перечисленного, может вызывать только отвращение и внутреннюю пустоту, словно жизнь абсолютно животна. На мой взгляд, такая позиция пришлась к месту только в фильме «Морфий», в «Кочегаре» и «Грузе 200» это уже выглядит попыткой эпотажа. В «Кочегаре», к счастью, в гораздо меньшей степени.
P.S.: Удивительно, но ни один из этих фильмов я ни разу до этого не видел, даже культового «Брата» смотрел все время урывками и заставал одни и те же моменты во время трансляции по телевизору, в отличии от его продолжения.