Юрий Корнеевич Смолич (Юрій Корнійович Смолич) — украинский советский писатель, журналист, театральный критик, редактор нескольких журналов, депутат Верховного Совета УССР 8-9-го созывов, кандидат в члены ЦК КПУ в 1971-1976 гг., член союза писателей Украины.
Родился в городе Умань Черкасской области, в семье учителя гимназии Корнелия Смолича. В семье был третьим ребёнком. Семья Смоличей часто переезжала: Умань, Стародуб, Белая Церковь, Глухов, Каменец-Подольский, Жмеринка. Так продолжалось пока в 1915 г. не умер от инфаркта отец, семья осталась в Жмеринке. Постигать науку Юрий начал в Каменец-Подольской гимназии (1911-1913 гг.), потом учился в Жмеринской мужской гимназии (1913-1917 гг.), по её окончании — в Киевском коммерческом институте (1918 г.).
От отца Юрию досталась любовь к литературе, а идея стать писателем овладела им ещё в детском возрасте. С его слов: «С пяти или шести лет я решил «стать писателем» и сразу же начал это претворять в жизнь. Выпросил купить мне толстую тетрадь и ручку с пером и сел переписывать книжки, которые мне нравились». В гимназии состоял в литературном кружке.
Во время борьбы за установление Советской власти на территории Украины 1917-1921 гг. некоторое время работал санитаром и помощником врача в отрядах Красного Креста по борьбе с сыпным тифом, потом был актёром в красноармейском театре-студии, театрах укрпрофсоюза, народного просвещения; позже — в Театре имени Ивана Франко (1922-1924). С 1923 года жил в Харькове, работал инспектором театров в Главполитпросвете Наркомпроса УССР (1924-1928), театральным критиком в журнале «Нове мистецтво». Редактировал журналы «Сільський театр» (1926–1929), «Універсальний журнал» (1928—1929), «Червоний шлях» (1935), «Літературний журнал» (1936–1937), «Україна» (1943—1950). В течение 1929-1934 работал внештатным постоянным театральным рецензентом в газете «Вісті ВУЦВК», затем «Комуніст». В этот период творчество Смолича также представлено театральными рецензиями, статьями и в качестве переводчика с русского и французского языков. Он пишет много и разнообразно – социальные, научно-фантастические и бытовые романы, повести, рассказы. Его пьесы ставятся в украинских и московских театрах.
С 1934 года — член Союза писателей СССР. Член правления СП СССР (1942-1976), заместитель председателя СПУ и член секретариата правления СПУ (1944-1963). Во время Войны продолжал работу писателя и журналиста в эвакуации в Алма-Ате (Казахстан), так как из-за плохого зрения был не пригоден к службе. С мая 1944 жил в Киеве в доме писателей Ролит, с 1956 г. — в доме на ул. Заньковецкой, 5/2, на фасаде которого ему установлена мемориальная доска. Работал корреспондентом газеты «Известия» (1946). В 1959-м работал в Берлине, как член Комитета за возвращение на Родину.
В 1951 году вступил в КПСС, делегат съездов КПУ (1971, 1976), профсоюзов УССР (1972), избирался депутатом Верховного Совета УССР 8 и 9-го созывов, кандидат в члены ЦК КПУ (1971-1976). Председатель правления, а с 1970 года президент Общества культурных связей с украинцами за рубежом «Україна» (1960-1976). Председатель правления Союза писателей Украины (1971-1973), секретарь правления СП СССР (1971-1976).
Печатался Смолич уже с 1917 года (революционная агитка, которую напечатала местная газета), в качестве театрального критика — с 1923-го, а как прозаик — с 1924-го. Он был членом литературных организаций Союз пролетарских писателей «Гарт» (1923-1925), ВАПЛИТЕ (1926-1927), «Техно-художественная группа «А» (1928-1929), СПРУ / СПУ (1934-1976), СП СССР (1935 -1976). Его первый сборник рассказов «Кінець міста за базаром» («Конец города за базаром») увидел свет в 1924-м, затем вышли сборники «Неділі і понеділки» («Воскресенья и понедельники», 1927), «Мова мовчання» («Язык молчания», 1929) и много других, в том числе и несколько сборников вышло во время войны, посвящённые борьбе с немецкими оккупантами.
Проза Смолича 1920-х годов отличается экспериментами и поисками в области художественной формы, оригинальностью и остротой построения сюжета. Автора можно отнести к классикам украинской советской литературы. Во времена интенсивного формирования новых её жанров создал одно из самых известных ранних украинских научно-фантастических произведений — романную трилогию «Прекрасные катастрофы».
К лучшим произведениям Смолича второй половины 30-х годов принадлежит автобиографическая трилогия «Наши тайны» (1936), «Детство» (1937) и «Восемнадцатилетние» (1938). Событиям Второй мировой войны посвящены его романы «Они не прошли» (1946), «Мы вместе были в бою» (1948). В 1950-х Смолич обращается к событиям гражданской войны в Украине: «Рассвет над морем» (1953) и дилогия «Мир хижинам, война дворцам» (1958), «Ревёт и стонет Днепр широкий» (1960).
Кроме того Юрий Смолич сполна реализовался в жанре воспоминаний. Здесь его высокое литературное достижение — мемуарная трилогия «Рассказ о непокое» (1968), «Розповідь про неспокій триває» («Рассказ о непокое продолжается», 1969) и «Розповіді про неспокій немає кінця» («Рассказу о непокое нет конца», 1970), а также отдельные книги «Я выбираю литературу» (1970), «Мої сучасники» («Мои современники», 1978)... Вместе они образуют своеобразную авторскую историю украинской советской литературы.
Трудился Смолич и в области идеологической публицистики (сборники «Після війни» («После войны», 1947), «Суд идёт» (1951) и другие отдельные статьи и памфлеты), и как критик-популяризатор («Перша книга» («Первая книга», 1951), «Розмова з читачем» («Разговор с читателем», 1953), и как театральный критик («Драмгурток у робітничому клубі» («Драмкружок в клубе рабочих», 1925), «Про театр» (1977)).
Всего отдельными изданиями вышли десятки книг автора и два авторских собрания сочинений.
В 1990-х годах подтвердились слухи о тайном сотрудничестве Юрия Смолича с органами НКВД-МГБ-КГБ, причём исследователи отмечают, что его доносы были выполнены на высоком художественном уровне, так что сейчас служат весомым литературоведческим источником. Сотрудничество Смолича с органами КГБ продолжалось и после Второй мировой войны, он привлекался к спецслужбистской разработке в среде украинской эмиграции, вербовал беженцев из СССР в «репатриацию».
Возможно, именно поэтому Юрий Смолич и выжил, что всю жизнь был на коротком поводке у чекистов. Они имели на него достаточно компромата. Старший брат — деникинец-эммигрант. А сам Смолич служил у Петлюры — сначала артиллеристом, потом писарем в штабе атамана Синклера. Да и ещё — знался с Николаем Хвылёвым и принадлежал к ВАПЛИТЕ — Свободной академии пролетарской литературы. А из тех людей немногие умерли своей смертью.
Смолич был женат, жена — Елена Григорьевна, с которой вместе прожили около 30 лет. Девичья фамилия жены Солодар, она дочь министра народного хозяйства Директории и бывшая жена музыковеда Игоря Федоровича Белзи. В последние годы Ю. Смолич часто болел, злые языки даже дали ему прозвище Человек из Феофании. Третий инфаркт застал его на даче, одиноким. Жена лежала в больнице. Смолич умер в машине скорой помощи по пути в Феофанию. Там же лежала его жена, она пережила мужа и умерла в 1989 году.
Фантастика в творчестве автора:
Классик украинской советской литературы начинал работать в те времена, когда украинская литература стремительно обновлялась: в ней рождались те направления и жанры, что ранее на украинском попросту не существовали. В частности — научная фантастика. Юрий Смолич стал одним из её основоположников в украинской литературе, положив начало этому жанру романом «Останній Ейджевуд» («Последний Эйджевуд», 1926). Далее были «Владения доктора Гальванеску» (1929), выросшего потом в трилогию «Прекрасные катастрофы» (добавились романы «Ещё одна прекрасная катастрофа» (1932), и «Что было потом» (1934)), «Четвёртая причина» (1932). С конца 1920-х годов Смолич обращается к жанру сатирического романа с элементами «причудливой прозы» (химерной прозы): «Фальшива Мельпомена (Піші аргонавти)» («Фальшивая Мельпомена (Пешие аргонавты)», 1928), «По той бік серця» («По ту сторону сердца», 1930), «Сорок вісім годин» («Сорок восемь часов», 1933). Произведения находились в полноводном русле советской авантюрно-фантастической прозы, интенсивно пополнявшемся в 1920-е — начале 1930-х годов.
Смолич — лауреат многих международных, правительственных республиканских и всесоюзных наград. Похоронен на Байковом кладбище.